Воспитание взгляда. Магическое зеркало. Магнетизм
Магнетизм был известен в глубокой древности. В средние века он был достоянием
небольшого числа лиц, а со времени Месмера нашел широкое применение у целого ряда
магнетизеров, среди которых во многом способствовали научному обоснованию этого
важного отдела следующие лица: Пюисегюр, Делез, Дю-поте. Лафонтен и многие другие.
Общие положения магнетизма высказаны значительно раньше появления афоризмов
Месмера медиком Карла II - Максвеллем. Им составлена книга, носящая заглавие "De
medicina magnetica libri tres, in quibus tam theoria quam Praxis continetur. Franctori, 1679".
Положения Максвелля сводятся к следующему:
1. Душа находится не только в видимом теле, но и вне тела, и не ограничивается
органическим телом.
2. Душа действует вне так называемого своего тела.
3. Из всякого тела выделяются те лучи, в которых душа действует своим присутствием
и которым она дает энергию и способность действовать. Эти лучи различны не только в
разных телах, но и в частях одного и того же тела.
4. Лучи, выделяемые телами животных, имеют сродство с жизненным духом, через
который душа действует.
5. Выделения тел животных удерживают часть жизненного духа: поэтому в них
заключается жизнь. И эта жизнь однородна с жизнью животного, то есть происходит
из той же души.
6. Между телом и его выделениями существует известная связь, хотя выделения
находятся очень далеко от тела. То же относится к частям тела, отделенным от него,
и к крови.
7. Эта жизненность сохраняется до тех пор, пока выделения, части тела или кровь не
обратились во что-либо другое.
8. Достаточно, чтобы одна часть тела была поражена, чтобы другие сделались
больными.
9. Если жизненный дух укреплен в одной части тела, он укрепляется во всем теле.
10. Дух легче всего поддается воздействию там, где он всего более обнажен.
11. В выделениях, в крови и так далее дух не так скрыт, как в теле, поэтому на него легче
действовать.
12. Смешение духов (т.е. излучений) вызывает симпатию, и из этой симпатии
рождается любовь.
В этих кратких положениях заключается вся теория магнетизма.
Что касается практики, то мы, не вдаваясь в детали, предложим важнейшие приемы
магнетического воздействия одного человека на другого. Эти приемы могут быть
разделены на следующие семь групп: пассы, наложение рук, прикладывание рук,
прикосновение, растирание, дуновение и действие взгляда.
I. Пассами называется действие на расстоянии рук, находящихся в движении.
Пассы бывают продольные и поперечные.
Продольные пассы применяются к большей части тела, с одной его стороны или с обеих
сторон. Их делают всегда сверху вниз, т.е. от головы к нижней части туловища или
дальше до конца ног. Вот как они делаются: начинают с головы и спускаются вдоль
туловища. Не нужно применять мускульной силы, напрягать руку. Пальцы должны быть
слегка отделены, но не раздвинуты, ладонь обращена к телу пациента. Затем руки
магнетизера медленно двигаются вдоль тела пациента, как будто магнетизер хочет
провести с помощью пальцев пять линий или дать проход жидкости, налитой на голову
пациента, к нижней части тела. Дойдя до ног, магнетизер сжимает руки в кулаки как
будто для того, чтобы прекратить истечение магнетического флюида, и снова
возвращает их к голове пациента, при этом нужно поднимать руки в стороны от тела,
а не вдоль его, иначе нарушается ток, возникший от первого действия.
Поперечные пассы обыкновенно применяют над головой пациента, против лица и груди.
Складываются руки так, что предплечья приходятся одно над другим:
ладони обращены к пациенту, большие пальцы опущены вниз, а остальные пальцы слегка
раздвинуты. Затем начинают раздвигать руки до тех пор, пока они не составят
горизонтальную линию. При этом движении предплечья должны поворачиваться так,
чтобы в конце движения большие пальцы оказались наверху. Затем совершают движение
в обратном порядке, пока не получится первоначальное положение. Продольные пассы
имеют целью насытить тело пациента магнетическим флюидом, поперечные - удалить
излишек его из тела.
II. Наложением рук называется действие на расстоянии рук, находящихся в неподвижном
состоянии.
Наложение ладони
Наложение ладони заключается в том, что ладонь держат на расстоянии 5-20
сантиметров от части тела, на которую хотят действовать.
Наложение пальцев
Обыкновенно делается правой рукой, причем пальцы должны быть вытянуты,
неподвижны, слегка раздвинуты и направлены на ту часть тела, на которую хотят
действовать.
Наложение круговое
Положение руки, как и в предыдущем случае, причем кисть совершает круговое
движение.
III. Прикладывание рук. Руки накладываются на ту часть тела, на которую хотят
действовать, и оставляются в таком положении более или менее продолжительное
время.
IV. Прикосновение рук. Прикосновение рук заключается в легком трении, производимом
несколько раз на той или другой поверхности тела. Можно сказать, что прикосновение
заключается в продольных пассах, связанных с наложением.
V. Растирание. Есть более или менее энергичное трение всего тела или части тела с
помощью руки, которая может быть покрыта перчаткой или материей. Этот прием
имеет сходство с предыдущим приемом, причем вся разница заключается в том, что в
последнем случае рука оказывает некоторое давление на поверхность тела.
Нам остается упомянуть о действии дуновения и взгляда.
VI. Дуновение бывает двух родов: холодное и горячее. Холодное дуновение применяется на
некотором расстоянии от тела. Магнетизер дует на ту или иную часть тела, как будто
желая погасить свечку. Горячее дуновение заключается в том, что магнетизер дышит
так, как это делается зимой для согревания рук, причем его губы прикасаются или
отстоят на расстоянии 1-2 сантиметров от тела пациента.
VII. Действие взгляда зависит в значительной степени от сосредоточения магнетизера в
тот момент, когда его взгляд падает с мягкостью на пациента, находящегося на
расстоянии 2-3 метров.
Здесь не место входить в подробности относительно влияния на человека магнетизма
растений и минералов, а также о значении того или другого рода магнетического
воздействия при лечении болезней и при вызывании сомнамбулического состояния у
человека.
Лицам, интересующимся историей и практикой магнетизма, рекомендуется прочесть:
"Traite experimental de magnetisme" par H. Durville. Paris, 1904 г. На русском языке
имеется только одно, но очень хорошее руководство для лечения магнетизмом: Гр.
Шапари - "Руководство к магнетотерапии". Спб., 1860 г. - Примеч. перев.).
Магические зеркала - суть приборы, сосредоточивающие астральный свет, поэтому уголь,
хрусталь, стекло и металлы могут употребляться соответственно тому, что желают
предпринять. Не вдаваясь в подробности производства опытов с магическими зеркалами,
мы займемся устройством и действием этого прибора.
Самое простое из Магических зеркал - хрустальный стакан, наполненный чистой водой.
Его ставят на белую скатерть, помещая за ним прибор освещения. При таком простом
устройстве мы получали очень интересные результаты.
Таким образом, желая убедить неверующего, мы предложили его дочери, молодой
девушке, смотреть пристально в центр стакана, держа над ее головой свою правую руку.
Молодая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую на довольно
отдаленном расстоянии. Проверка подтвердила сообщение.
Мы также производили опыт, разъясненный Калиостро над женщинами, не
поддававшимися гипнотизму, и получали немедленно замечательные результаты. В этом
случае надлежит произвести наскоро освящение зеркала и сделать призыв Анаеля,
согласно правилу, описанному в третьей части.
Есть еще категория зеркал, употребляемых арабскими Магами и притом очень легко
изготовляемых.
Достаточно вычернить воском ноготь большого пальца нервного ребенка и сделать
предписанное вызывание, сжигая подходящие благовония во время действия.
Можно также зачернить углем или итальянским карандашом четвертушку рисовальной
бумаги. Таким способом получаются зеркала, отражающие впечатления нервных лиц.
Путешественники описывают различные Магические зеркала, употребляемые на Востоке.
См. Un Badaud - "Coup d`oeil sur la Magie". Dentu, 1892 г.
Мы лично делали опыты с магическим зеркалом, привезенным из Индии. Оно имело
форму хрустального шара, отражающего свет.
Под этим шаром было устроено маленькое помещение, служившее для того, чтобы класть
туда предметы, принадлежавшие лицу, о котором спрашивали ясновидящего.
Опыты, произведенные с загипнотизированными лицами, давали замечательные
результаты.
В общем, все эти зеркала служат единственно для сосредоточения в одном пункте части
астрального света и установления связи нашей личной жизни с жизнью всеобщей, с
хранителем форм.
Не следует воображать, что, взглянув от нечего делать в магическое зеркало, увидишь
тотчас отражение вызываемых форм. Магические операции, даже самые незначительные,
требуют большого напряжения ума, полного спокойствия и в особенности глубокого
сознания трудности предпринимаемой задачи.
Следовательно, только прогрессивным развитием достигаются видения в зеркале, и здесь
мы дадим еще несколько необходимых советов.
Положим, что опыт производится с должным спокойствием и сосредоточенностью. Тем
не менее этого еще мало, есть еще препятствие, которое необходимо преодолеть.
Смотря некоторое время пристально в центр зеркала, чувствуешь своеобразное
покалывание глаз, вынуждающее иногда опускать веки, моргнуть, чем разрушается
результат предшествовавших усилий.
Мигание производится импульсивным существом человека и представляет действие чисто
рефлекторное, его следует преодолеть волей, на что достаточно нескольких дней при
двадцатиминутном ежедневном упражнении.
В тот момент, когда чувствуешь покалывание глаз, надо напрячь свою волю, чтобы
воспрепятствовать векам опуститься, и, как мы сказали, этого нетрудно достичь.
Когда желание моргать будет побеждено, смотрящий увидит, что цвет зеркала изменяется,
он увидит исходящие из зеркала флюиды, сперва красные, потом голубоватые,
напоминающие цвет электрических истечений, и тогда только начнут появляться в зеркале
определенные формы.
В третьей части читатели найдут все подробности, касающиеся освящения зеркала и
благовоний. Драгоценные указания находятся также у Катанье, в той главе его
Мистической Магии, которая посвящена Магическим Зеркалам (Седир - Магические
Зеркала. Вязьма, 1907 г. Перевод А.В. Трояновского. - Примеч. перев.).
То, что мы сказали о воспитании взгляда и его пристальности, применимо и к опытам
магического очарования.
В этом случае глаз очарованного действует как зеркало и получает флюидические токи из
глаз очарователя.
Настоящий магнетизм требует иного способа, чем выделение флюида: нужно его
сосредоточение и накопление вокруг магнетизера. В этом единственный секрет
исцелений, достигаемых с помощью человеколюбия. Чтобы это понять, надо припомнить,
что есть два способа действовать: первый - испуская большое количество флюида с
наморщенным лбом и строгим видом, - это способ отталкивающий, как бы для защиты
себя от существ психических, и второй, наоборот, с сосредоточенным желанием
достигнуть результата. В этом случае явится притяжение флюида к магнетизеру, которому
достаточно динамизировать его и направить по назначению.
По-испански слово "Querer" значит одновременно и любить, и хотеть, вот ключ
целительного магнетизма. Магнетизировать следует более сердцем, чем головой.
Определение, может быть, несколько грубоватое, но точно отвечающее действительности.