Золотая фольга Скандинавии

Девятое апреля этого года стало удивительной датой для скандинавских археологов: была найдена тринадцатая скандинавская матрица для изготовления изображений из золотой фольги.
Матрица из провинции Кага, Остерготланд. Фото Мартина Рундквиста.

Недалеко от Линчёпинга (Швеция) в одном из могильных холмов Сэттюны археологом-любителем Никласом Кранцем из Готенбургского исторического общества, работающим в команде профессионального археолога Мартина Рундквиста, была обнаружена медная матрица, использовавшаяся для тиснения кусочков золотой фольги и датируемая примерно VI в. н.э.

Кусочки золотой фольги, называемые в шведской археологии guldgubbar, как культурный феномен характерны только для Скандинавии и только в период с VI по IX в. По Скандинавии guldgubbar распространены неравномерно: так, на острове Борнхольм было найдено свыше 2300 экземпляров, тогда как в Упокре обнаружено всего около сотни, а на Готланде они, вообще, не встречаются. Всего же корпус находок составляет около 2600 кусочков золотой фольги из 25 поселений.
Матрица из провинции Кага, Остерготланд. Прорисовка Мартина Рундквиста.

По форме кусочки могли быть прямоугольными, квадратными или вырезанными по очертаниям изображения. Этим они принципиально отличаются от своих предшественниц – брактеат – которые выполнялись исключительно кругом.

На кусочках фольги обычно изображена человеческая фигура или две в объятиях, реже встречаются изображения животных. Эти изображения толковались по-разному: в них видели и богов-первопредков, от которых происходил знатный род, и мифологических валькирий, и «священный брак» божеств (с отсылкой к «Речам Скирнира» Старшей Эдды о союзе Фрея и Герд). В отдельных изображениях исследователи усматривали асов Одина и Тора, а в утрированных пропорциях отдельных частей изображённого тела видели аллюзию к практике сейда. Совсем ранние толкования рассматривали guldgubbar как «эротические талисманы».

Контекст находок обычно связывает кусочки фольги с зонами вокруг столбов, либо стоявших автономно, либо поддерживавших крышу дома (см.обсуждение культовой функции столбов в статье «Скандинавское «капище» и его «идолы»»), т.е. с местом, где проходили политические собрания скандинавской аристократии и праздники. Среди других мест, где гораздо реже встречаются guldgubbar, можно назвать могилы, водоразделы и отдельные захоронения. Сами кусочки золотой фольги настолько маленькие, что не обнаруживаются даже металлоискателем. По причине их легковесности и, соответственно, непрочности они, по всей видимости, не использовались в качестве денег, а отверстия по краям на некоторых экземплярах могут означать, что иногда кусочки фольги нашивались на одежду.

Но какое бы ни предлагалось объяснение тиснёным изображениям, вкупе с контекстом находок стало понятно, что так или иначе кусочки фольги связаны со сферой культа и видением мира состоятельными слоями скандинавского общества.

Пытаясь объяснить назначение guldgubbar в древнескандинавской культуре, Инг-Мари Дэниельсон предположила, что кусочки фольги могли быть средством рассказывания историй, т.е. инструментом устной традиции. К тому же, некоторые кусочки были намеренно смяты или подверглись механическому воздействию человеком. По мнению Дэниельсон, брактеаты также могли появляться в контексте повествования, хотя и отличном от того, с которым были связаны кусочки золотой фольги. Вероятно, они могли использоваться в различных типах повествования или обстановке, где обстановку Дэниельсон связала, основываясь на контексте находок, с рассказами в пиршественных залах. Такое контекстное различение средств устной традиции вполне объясняет и отсутствие находок золотой фольги на о.Готланд, поскольку там традиция рассказывания воплотилась в возведении камней с изображениями.
"Любовная пара" из Хельгё, Швеция. Золотая фольга. Прорисовка.

Несмотря на распространённость guldgubbar в Скандинавии вендельского периода, матрицы, по которым их изготавливали, значительная редкость. К настоящему моменту найдено всего 12 таких матриц. Матрица, найденная в Сэттюне, стала тринадцатой. Пока ни один из известных кусочков золотой фольги не был произведён с использованием этой матрицы.

Судя по другим сделанным в этом районе находкам, Сэттюна – это, вероятно, первое центральное место Остерготланда, относящееся к середине первого тысячелетия. Сэттюна, таким образом, подбирается к группе мест-«середнячков», следующей за такими центрами-«гигантами» древней Скандинавии, как Гудме или Упокра.

© Илайдж, 2007

Источники:

Rundkvist, Martin. Östergötland's First Gold Foil Figure Die Found at Sättuna in Kaga Parish // Fornvännen 102 (2007) (preprint).
The Local.
Back Danielsson, Ing-Marie. Masking Moments: The Transitions of Bodies and Beings in Late Iron Age Scandinavia. Stockholm, 2007.
Jonasson, Charlotta. KÖN, KULT OCH KRIG -Yngre järnålderns mytologiska motiv ur genussynpunkt. Uppsala, 2003.