Этим постом о легендарных скандинавских травах я продолжаю начатую постом о народных названиях мхов и лишайников тему этноботаники, комплексной дисциплины, исследующей взаимоотношения между людьми и растениями. К сожалению, общедоступные научные публикации немногочисленны и лишь косвенно затрагивают тему легендарных скандинавских растений, поэтому ряд методологических моментов приходилось «изобретать» самому или корректировать с поправкой на реальность категории сверхъестественного. Традиционно прошу, если вам известно о специальных публикациях на тему поста, сообщать мне на почту или в комментарии.

Категория сверхъестественного является, пожалуй, самым больным местом науки, изучающей отдалённое прошлое, и я вовсе не веду речь о религиозной вере в Бога. Понимание и объяснение категорий «миф», «магия» и «сверхъестественное» остаётся предметом научных дискуссий (см. обзор в: Шинкаренко, 7-76), тогда как реальность этих категорий для древнескандинавской языческой и позже христианизированной культуры очевидна, а содержание раскрывается в частностях практически без обобщений.

Сложно, если практически не невозможно, учитывать несколько методологических моментов. Во-первых, неизвестна устойчивость традиционных форм фольклора, т.е. за редким исключением неизвестно, насколько древними являются сведения о растениях, но вместе с этим, индивидуальное мифотворчество в рамках традиционного общества – редкость. Как минимум, неясность времени появления представлений о том или ином растении компенсируется их территориальной разнесённостью: так, совпадают германские и русские представления о разрыв-траве (см. ниже). Во-вторых, неизвестно, насколько те или иные свойства или характеристики растения являются следствием вариативности представлений или чужеродными элементами, сросшимися с изначальной основой. Из скандинавских фольклорных представлений это традиционный языческий сюжет о старухе Гриле, обросший двенадцатью «йольскими мальчиками» или томте.

«Травы испокон веков использовались в народной медицине и, судя по северным сагам и эддическим песням, познания в этой области древних германских народов были весьма широки. [...] «Эдда» и саги сообщают нам о целебном, профилактическом и даже диагностическом применении самых разных растений. Луковый отвар давали пить раненым, чтобы узнать по запаху из раны её глубину, а брошенная в брагу головка лука считалась твёрдой гарантией от воздействия злого колдовства... (Речи Сигдрифы, 8)», – пишет Ю.Е. Арнаутова (Арнаутова, с. 252).

Вместе с тем, для себя я решил разделить растения на три группы. Первая группа – растения магические, т.е. растения, используемые для получения эффекта, основанного на их сверхъестественных свойствах. Вторая группа – растения мифологические, или легендарные, т.е. растения, упоминаемые в мифах или легендах или имеющие народное название, отсылающее к некоторому мифологическому или легендарному персонажу, вне зависимости от природных или сверхъестественных свойств растения. Наконец, третья группа – лекарственные растения, т.е. те растения, которые используются в народной медицине и чей эффект основан на природных свойствах растения. Такое деление необходимо, поскольку легендарности растения не всегда соответствуют некие особые свойства: «Многие растения из тех, что применяются в народной медицине и вообще в магии, на самом деле не имеют или почти не имеют целебного эффекта. Так, на легендарном «лугу бессмертия» – Odains ackr – который, по преданию, находится где-то в горах Исландии и даёт вечную жизнь и молодость всякому, кто туда попадает, росли тем не менее самые обычные травы – лютики, дикие ирисы, земляника». (Арнаутова, с. 256). Ниже речь пойдёт только о второй группе – легендарных растениях (кроме деревьев).

Среди легендарных растений безусловными лидерами являются два скандинавских растения: Friggjargras (трава Фригг) и Baldursbrá («ресница Бальдра»).

Friggjargras (трава Фригг). Произрастающее в Исландии растение – гренландская ночная фиалка – получила имя одной из самых известных богинь скандинавского пантеона. Фригг, супруга Одина и мать Бальдра, известна нам по общим источникам скандинавской мифологии: Старшей Эдде (Прорицание вёльвы, Речи Гримнира, Перебранка Локи, Речам Вафтруднира), Младшей Эдде (Видение Гюльви, Язык поэзии), Сагах об Инглингах и Вёльсунгах, а также по «Истории лангобардов» (гл. 8) Павла Диакона и «Деяниям данов» (гл. 1 и 8) Саксона Грамматика. В народной традиции травой Фригг исландцы называют гренландскую ночную фиалку (Platanthera hyperborea). И хотя до сих пор идут споры о том, какое именно растение является травой Фригг (см., например, отождествление травы Фригг с Galium verum (народное название – Gulmaðra) или отрицание её принадлежности к орхидным (Кораблёв, с. 83; ср. англ. название Northern Green Orchid). По свидетельству Афанасьева, из травы Фригг варят любовный напиток. В качестве сильного приворотного средства используется и растение-побратим (поскольку обычная ночная фиалка в Исландии не растёт) славянской народной традиции: «...наиболее действенным средством приворота служит любка двулистная, или ночная фиалка (Platanthera bifolia) из семейства орхидных (Orchidaceae). Вот почему это растение нередко называют северной орхидеей. В народе же она именуется любка, ночница, люби меня не покинь. ...В соответствии с народными верованиями именно это зелье применяется в любовных чарах». (Криничная, с. 565).

Baldursbrá («ресница Бальдра»). «Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое», – говорит Высокий в «Видении Гюльви», 22. Однако очарование текста не должно вводить нас в заблуждение, потому что эстетические представления исландцев тех времён отличаются от современных. «Ресницей Бальдра» в народной традиции оказывается разновидность ромашки – Matricaria maritima. В англоязычном интернете распространён некорректный перевод Baldursbrá как «брови Бальдра», равно как и в печатных работах (например, критика С.Флауверса в: Кораблёв, с. 83).

Вообще, «ресница Бальдра» совсем не оригинальна в народном лексиконе исландца. Помимо «ресницы Бальдра» в легендарной плеяде трав появляются «ресница Фрейи» – Freyjubrá (Leucanthemum vulgare; нивяник обыкновенный, он же ромашка луговая), и «ресница вёльвы» – Völvubrá (Tripleurospermum inodorum; Трехрёберник продырявленный). Помимо ресницы, в народной традиции, по свидетельству Гримма, есть растение, с которым отождествляются и волосы Фрейи – Freyjuhár. «Волосы Фрейи» (Адиантум венерин волос) выглядят гораздо более эстетичными с позиции современной эстетики.

Tyrihjelm («шлем Тюра/Тора»). Растение с названием Tyrihjelm или Torhjelm – «шлем Тюра» или «шлем Тора» отсылает к скандинавским мифологическим мужским персонажам: Тюру и Тору. «Шлем» обычно отождествляется с одним из аконитов: Aconitum napellus (аконит сборный, борец реповидный, прострел) или Aconitum lycoctonum (борец, волчий мор, волчий корень). Так или иначе «Шлем Тюра» использовали для борьбы с волками (ср. сюжет о потери руки Тюра в пасти волка Фенрира) и добавляли в качестве яда в приманку для волков. В английской народной традиции упоминается также и «Борода Тора» (Sempervivum tectorum), молодило кровельное.

Lokasjóðr («деньги Локи»). Ещё одно растение, известное по имени персонажа древнеисландского мифологического корпуса, – это «деньги Локи» (исл. lokasjóðr; лат. Rhinanthus minor; рус. погремок малый). По свидетельству А.Олрика, исландским «деньгами Локи» соответствуют датские «кровавые деньги» (“Judas penge”), а на Шетландских островах “lokis läins” («линии Локи») обозначают непрочные водоросли. Таким образом, мифологическая атмосфера обмана и предательства, известная по «Перебранке Локи», воплощается и в названиях растений. Впрочем, и сами «деньги Локи» оказываются луговым и полевым сорняком, паразитирующим на озимой ржи и злаках в целом. А в 2002 году главный санитарный врач РФ Г. Онищенко повёл себя как настоящий ас, включив погремок малый в перечень растений, содержащих сильнодействующие, наркотические и ядовитые вещества, чьи части не могут быть использованы в пище, подобно тому, как асы связали Локи, также отстранив его от мира людей («Перебранка Локи»).

Lifgras (трава жизни). «В дохристианской культуре северных германских народов вера в безграничное могущество трав аккумулировалась в образе легендарной lifgrös (lifgras) – травы жизни, которая, по преданию, способна, подобно мёртвой воде из русских сказок, сращивать разрубленные части тела, стоит только сложить их вместе и наложить на них эту волшебную траву». (Арнаутова, с. 253). Целебная трава («трава жизни») – жирянка обыкновенная (Pinguicula vulgaris), произрастающая в Мурманской области. Ей оказалось многолетнее травянистое растение 5-15 см высотой со светло-зелёными листьями в прикорневой розетке и яркими сине-фиолетовыми цветками, оснащёнными приспособлениями для привлечения, ловли и переваривания насекомых.

Springwurzel (разрыв-трава). Славянской разрыв-траве соответствует германский Springwurzel (букв. разрыв-корень). Согласно Плинию, мифическая разрыв-трава – это Euphorbia lathyris (молочай), волшебная трава, которая обладает силой открывать замки, рушить оковы и разбивать скалы. «Раскрыв круг представлений, связанных с разрыв-травой, мы отчасти обнаруживаем тайну неуязвимости героев фольклора: вождей, атаманов, удалых разбойников. И в результате разгадывается одна из загадок, почему пули не берут героя, кандалы спадают с его ног, цепи рассыпаются в прах, и никакие запоры не в состоянии удержать доброго молодца в темнице» (Криничная, с. 611). Невозможно не заметить сходство действия разрыв-травы и заклинания Одина, которым он мог снимать оковы (Речи Высокого, 149).

Svefn-þorn (Шип сна). У славянской сон-травы есть прямое скандинавское соответствие – шип сна (Svefn-þorn), которым Один усыпил ослушавшуюся валькирию Сигдрифу (Криничная, с. 629). Примечательно, что сну, наложенную шипом сна, соответствуют и другое свойство славянской сон-травы – его пророческий характер (Криничная, с. 628) – предполагается, что валькирия во сне могла познать тайны рун, которым учила Сигурда. Память о шипе сна сохраняется и в позднее исландское средневековье, но уже в книжной традиции, где требуется рисовать шип сна и вкладывать его в волосы, чтобы обеспечить беспробудный сон (подробнее см. Кораблёв, с. 110-111). Легендарную сон-траву пытаются распознать в простреле широколистном (Anemone patens) или простреле весеннем (Anemone vernalis) – оба из семейства лютиковых.

В целом, легендарных скандинавских растений получается не так уж и много (хотя, безусловно, это не полный список), а среди скандинавских стран лидером по количеству легендарных трав является, вероятно, Исландия. Учитывая, что в Исландии произрастает около 440 диких цветущих растений, такое количество легендарных растений потрясает, ведь уже только 4 растения-«ресницы» (Бальдра, Фрейи, Вёльвы и «Золотая ресница») составляют один процент. Какое количество легендарных растений мы ожидали бы увидеть в России, где всё количество диких цветущих растений Исландии примерно равно только перечню занесенных в Красную Книгу видов?! Впрочем, Исландия оставила нам такие письменные источники о языческих временах, каких не оставила Русь, и такие свидетельства, сокрытые в связи народа, его мифологии и растений, каких, по всей видимости, не было у русского народа.

© Илайдж, август 2007

ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Арнаутова – Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.
Кораблёв – Кораблёв Л.Л. Графическая магия исландцев. М., 2002.
Криничная – Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклор. М., 2004.
Шинкаренко – Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка. М., 2005.