С грехом пополам справившись с введением, теперь постараемся рассмотреть период начала зарождения колдовских практик и обрядов.
В предыдущей статье мы немного поговорили об изначальных истоках колдовского искусства, согласно Библии и одного из самых знаменитых апокрифа (кстати, текст Книги Еноха был обнаружен сравнительно недавно, а именно в 18-м веке в Эфиопской Библии, в которой он признан каноническим).
Итак, падшие ангелы начали брать себе в жены дочерей человеческих и от таких союзов начали размножаться, так называемые, исполины. Эти парни тоже не сидели без дела. За достаточно непродолжительный период они умудрились настолько развратить остальное человечество, что Господу пришлось прибегнуть к такому радикальному средству, как всемирный потоп. Это, разумеется, дало ощутимые результаты. Послепотопные поколения уже не были столь нечестивы и, в массе своей, не обладали большинством знаний, полученных в ходе «общения» с падшими ангелами. Однако колдовство постепенно вернулось. Может быть, несколько в другой форме, может несколько другой направленности, но…
Колдовство в глубокой древности
Снова обращаясь к библейскому тексту (а куда еще обращаться в первую очередь?), уже во второй книге Ветхого Завета «Исход» мы встречаемся с абсолютно конкретными упоминаниями колдовских действий. Дело было так.
Моисей и Аарон, надеюсь, не надо объяснять, кто это такие, стремились вывести свой народ из Египта, где евреи были практически на положении рабов. Фараон египетский, со своей стороны, был не склонен просто так расставаться с дешевой рабочей силой и всячески противился этому. По слову Божьему, дабы показать с кем, на самом деле, правитель имеет дело, Аарон бросил на землю перед фараоном свой жезл и тот превратился в змея. Разумеется, колдовства здесь никакого не было. Господь в змея может превратить хоть холодильник. А вот дальше, уже интересней: «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями» /Исход, 7:11/. Здесь мы видим определенно колдовские действия со стороны египетских чародеев, так как достаточно сложно себе представить, что их заклинаниям способствовал Бог. Более того, когда, опять по слову Господа, все реки Египта сделались кровью, те же «волхвы» повторили и это. Моисей с Аароном наводят жаб на Египет, - чародеи делают то же самое. Правда, с уборкой амфибий у колдунов что-то не срослось и фараону приходится просить еврейских пророков избавить его земли от жабьей напасти, что на следующий день и было исполнено. Не справились «мудрецы» ни с насланными мошками, ни с песьими мухами, правда, надо отдать им должное, пытались /Исход, 7, 8/.
В пятой книге Моисея «Второзаконие» мы сталкиваемся с прямыми указаниями Бога, касающихся колдунов: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» /Втор., 18:10-11/. Следуя элементарной логике, можно с уверенностью говорить о том, что на то время эти вышеперечисленные ребята с паранормальными способностями не только существовали и практиковали магию, но и расплодились в таком количестве, что это стало некоторой проблемой, достойной отдельного упоминания Господом.
Во «Второй Книге Царств», в главе 28 содержится рассказ об обращении израильского царя Саула к волшебнице из селения Аэндор (Эйн-Дор). Там приведен пример почти современного спиритического сеанса из серии «клиент-медиум-дух».
Накануне крупного сражения царь пожелал заранее узнать его исход. Но до этого по его же приказу были изгнаны все колдуны и чародеи обоих полов из земли израильской. Однако старательные слуги нашли-таки одну женщину, которая взялась исполнить царскую волю. Саул пожелал побеседовать с духом пророка Самуила, и колдунья устроила ему эту встречу. Надо сказать, что, по мнению многих исследователей, сам царь духа не наблюдал, видела его только колдунья, а он слышал только голос. Но это уже детали.
В Ветхом Завете есть еще достаточно свидетельств о проявлениях колдовства, но обо всех рассказывать – места не хватит. Про Новый Завет я вообще молчу. В Евангелиях таких упоминаний совсем немного, но это с лихвой компенсируется последующими книгами «Деяния Апостолов» и их посланиями.
Думаю, что о колдовстве в библейских текстах сказано достаточно. Можно было, конечно, нарыть еще немало интересного, но, как говорится, «краткость – сестра»… Этого… Вобщем того, чего мне всегда не доставало.
У кого-то, может быть, уже возникло желание сразу же переключиться на времена средневековья. Там все-таки беллетристики побольше, а схоластики поменьше. Но…
Вы, уважаемые читатели, наверное, уже привыкли к моей занудной манере изложения материала. По этому, пока не заглянем в античный мир и к скандинавам с кельтами до европейского средневековья нам не добраться.
В дальнейшем постараюсь не слишком занудствовать, впрочем, ничего не обещаю.
Колдовство в античном мире
Во-первых, надо немного поговорить о самом язычестве.
Политеизм, как и любая другая религия, делится на раннюю и позднюю стадии. Для ранней стадии (до сих пор сохраняется у племен отдаленных районов Африки и Океании) характерны полностью амбивалентные божества с достаточно условным делением на «высших» и «низших». Не понятно? Сейчас поясню на примере.
К раннему язычеству можно отнести религию древних скандинавских племен. Верховный бог Один сосуществовал еще с двенадцатью верховными богами. Как уже не раз упоминалось, по отношению к людям боги язычников могли творить, как добро, если бывали в хорошем настроении, так и зло, если настроение портилось (основной принцип амбивалентности). На ранней стадии политеистических религий и за добро, и за зло отвечали именно боги, у скандинавов даже верховные. Например, Локи – был одновременно воплощением зла и обмана, рождающим страшилищ, и одним из верховных богов асов, проживающим в Асгарде. Его дочь Хель, хозяйка царства мертвых, богиней, не являлась, но признаки божественного происхождения, несомненно, имела. Остальные существа были либо хтоническими чудовищами типа волка Фенрира, который мог пожрать Солнце, либо просто великанами, олицетворяющими злые силы. На этом почти вся мифология и заканчивается. Про мелких духов природы и говорить нечего. Такие присутствовали в каждом языческом пантеоне. Понятно, что колдовству, колдунам и ведьмам тогда просто неоткуда было взяться, если сами боги активно занимались тем, что потом получило название чародейство.
В отличие от скандинавского, древнегреческий пантеон богов был гораздо разнообразнее и сложнее. Целая грядка верховных богов, проживающих на Олимпе, начиналась с трех братьев: Зевса, Посейдона и Аида. Царя богов и людей, бога моря и вообще водной стихии и верховного правителя мрачного царства мертвых соответственно. Далее следовали боги и богини любви, войны, охоты, мудрости, искусств и прочая, и прочая, и прочая. Включая таких узкоспециальных богинь, как Эос - богиня утренней зари (у римлян Аврора) и Никта – богиня ночи. Но для нас представляет интерес другая узкоспециальная богиня – Геката. Под ее юрисдикцию попадали: лунный свет, кладбища, колдовство, перекрестки дорог, где ставились ей статуи и приносились жертвы, привидения и ночные кошмары. Ее изображали трехголовой или вообще трехтелой, часто в сопровождении черных собак или сов. Разумеется, раз такой колоритный персонаж присутствует в пантеоне, то завелся он явно не от сырости.
Вывод из этого сравнения довольно прост: чем сложнее религиозная структура, история и философия, тем больше места отводится всевозможным духам и другим низшим сущностям, с которыми в основном работают ведьмы и колдуны, тем больше шансов на появление достаточно широкого спектра магических знаний и практик.
К большому сожалению, до нас не дошло ни одного документального свидетельства, касающегося магических практик времен античности. Все упоминания о применении колдовства имеют исключительно литературный характер.
Например, в поэме Гомера «Одиссея» находится сюжет о колдунье по имени Цирцея, которая жила на острове и развлекалась тем, что превращала незадачливых путешественников в животных. Также там можно прочитать о некой траве «моли», защищающей от магии и колдовства. Да и сам главный герой поэмы вовсе не чурается колдовских практик. Он проводит, как бы сказали сегодня, целый сеанс некромагии. Спустившись в царство Аида, Одиссей приносит жертву духам, возливая вино и мед, а также кровь жертвенных животных и вызывает дух прорицателя Тирсея.
Наверное, самый классический тип античной колдуньи представляет собой Медея из мифологической саги про аргонавтов. С помощью колдовства она не только помогает Ясону добыть золотое руно, но и, теперь уже при помощи своей покровительницы Гекаты, добивается любви главного героя.
После добычи блестящей бараньей шкуры Медея бежит с Ясоном от гнева своего отца Ээта, предварительно убив своего малолетнего брата Апсирта и расчленив его тело. Она делала расчет на то, что отец остановит погоню, чтобы собрать тело сына и достойно похоронить. Вообще, расчлененкой Медея баловалась не однажды. На глазах у дочерей царя Пелия, который и отправил Ясона за руном, чтобы занять его трон, колдунья расчленила барана, сварила его и воскресила уже ягненком, пообещав, что таким же образом вернет молодость их отцу. Легковерные дочки согласились и порубили папочку в капусту, но коварная Медея воскресать и омолаживать его и не собиралась.
Когда после 10-ти лет супружеской жизни Ясон собрался развестись с ней и жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке, Медея послала сопернице в подарок красивое платье. Правда, она, наверное, забыла сказать, что пропитала его специальным ядом. Главка надела платье и оно моментально воспламенилось. Невеста сгорела живьем вместе со своим отцом, который пытался потушить огонь.
Затем Медея убила своих детей, которые были рождены от Ясона, и улетела на колеснице, запряженной драконами.
Из приведенных выше примеров можно сделать однозначный вывод: в развитом политеизме колдовство – удел людей и, за редким исключением, низших божеств.
Области Фессалия и Каппадокия во времена античности были знамениты, как прибежище гоэтов. Так назывались колдуны, которые были известны, как некроманты и
«черные» маги. Верили, что гоэты, преследуя свои корыстные цели, совершали человеческие жертвоприношения, и даже не чурались ритуального каннибализма.
Надо сказать, что в Древней Греции существовало еще одно название чародея – тауматург. Тауматургами называли людей, изгонявших злых духов, хороших предсказателей (астрологов), находящихся на дружеской ноге с богами.
От названия этих колдунов произошло слово «goetia», проникшее в латынь из древнегреческого языка, где оно имело значение «завывающий» или «кричащий», а оттуда – и в остальные языки Западной Европы, стало общеупотребительным названием магии, связанной с вызыванием и заклинанием духов ада.
Продолжение следует.
Ваш Darek.