Что касается древних кельтов, то их следует упомянуть в основном из-за социального положения колдунов. В те времена они назывались друидами. Эти ребята были, можно сказать, специалистами самого широкого профиля.

Историческая обстановка
Совмещая функции волхвов-прорицателей, говорящих с богами, судей, прокуроров и адвокатов, народных целителей и жрецов, они составляли как бы отдельную касту, что было характерно для Древнего Египта, Индии, но никак не для Европы. Уникальность жреческого сословия (а это было действительно настоящая и достаточно могущественная прослойка общества) обуславливалась универсальностью друидов. Они могли попросить богов о дожде, собрать лекарственные травы или просчитать самые удачные дни для охоты или военного похода. Одновременно те же парни могли наслать порчу, тяжелую болезнь или просто принести соплеменника в жертву, хотя для этой цели чаще всего использовали все-таки чужестранцев. Однако за неимением таковых, свободно резали и местный электорат.
Вот что писал греческий географ и историк (ок. 63 г. до н.э. 24 г. н.э.). Гней Помпей Страбон в своей книге «Географии»:

«Римляне проложили конец их жестоким обрядам, и также борются они с жертвоприношениями и пророчествами, столь мало похожими на наши. Так, человека, предназначенного в дар богам, ударяют в спину боевым кинжалом и затем, согласно характеру конвульсий умирающего, предсказывают будущее... Все это совершается всегда при участии и по воле их друидов. Рассказывают и о других видах человеческих жертвоприношений: несчастных жертв могли убивать стрелами, сажать на кол в храмах или сооружать из деревьев и соломы колосс, бросать туда домашний скот, всевозможных диких животных и людей и сжигать все это в качестве подношений».

На самом деле, если отбросить необычность для Европы такого общественного образования, как каста жрецов, религия древних кельтов слабо будет отличаться от язычества Скандинавии или Древней Руси. Те же волхвы, мило болтающие с богами, являются жрецами и колдунами, которые в своих ритуалах призывают на помощь все тех же богов или духов различных стихий.

Чтобы достойно закончить тему колдовства в античном мире, я позволил себе небольшое повторение. Это цитата из «Истории колдовства» последнего крупного демонолога ХХ века Монтегю Саммерса была приведена в самой первой моей статье:

«В 721 г. от основания Рима в триумвират Октавия, Антония и Лепида все астрологи и заклинатели подверглись изгнанию. Меценат призывал Августа отправить волхвов на казнь, отмечая при этом, что люди, посвятившие свою жизнь магии, очевидно, презирают богов. Однажды в Риме была найдена библиотека из двух тысяч томов, содержащих заклинания, на греческом и латыни; все они были всенародно преданы огню. В правление Тиберия декретом сената все специалисты в оккультных искусствах подверглись изгнанию; Люций Питуан, печально известный маг, был сброшен с Тарпейской скалы, а другой волхв по имени Публий Марций был казнен за Эсквилинскими вратами. При Клавдии сенат вновь утвердил акт об изгнании, – рассказывает Тацит. За несколько месяцев своего пребывания у власти император Вителлий расправлялся со всей возможной суровостью с предсказателями и пророками, многие из которых после обвинения были немедленно казнены, причем не соблюдались даже минимальные юридические формальности того времени».

Больше всего мне понравилась последняя фраза о том, что «не соблюдались даже минимальные юридические формальности того времени». Это притом, что римское право было, если не самым, то одним из самых совершенных в Европе. Также Саммерс упоминает о применении пыток при допросах обвиняемых в чародействе. Но это так… К слову… Дабы не возникало ложного мнения о том, что пытки были введены средневековой инквизицией.

КОЛДОВСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА

Ну, вот мы и добрались с Вами, уважаемые читатели, до милых моему сердцу времен средневековья.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Для начала попробуем примерно определить, что мы понимаем, когда говорим о «средних веках». Получится именно примерно, так как само понятие довольно размыто. В школе (не знаю, как сейчас, но когда учился Ваш покорный слуга) было все просто. В пятом классе мы «проходили» древний мир, а в шестом – историю средних веков. Для нас период между античностью и средневековьем был длиною в одни летние каникулы. На самом деле, было, конечно не так. Этот период историки условно называют «темные века» и относят к нему временной отрезок с VI по X-XI века. Характерные черты темных веков – это окончательное разрушение Римской империи, начавшееся еще в IV веке, массовая миграция племен, названная потом «великим переселением народов» и систематические варварские нашествия (сарацин – с юга, норманнов – с севера и мадьяров (венгров) – с востока). Постепенно Европа принимает христианство, как единственную религию. Однако приближается XI век, и его начало – 1000-й год.

Даже в нашем современном достаточно слабо религиозном обществе в преддверии наступления 2000 года были слышны истеричные вопли о скором конце света, Армагеддоне, катастрофической «ошибке 2000» и прочих апокалипсисах. Потом откуда-то всплыли индейцы майя с их календарем, и общий финал отодвинули на 2012 год. Теперь представьте себе, что творилось в полностью религиозной Европе в годах эдак 998-999-х. Представили? Сомневаюсь.

Страны лихорадило настолько сильно, что только неимоверными усилиями церковных и светских властей поддерживался хоть какой-то порядок. Но далеко не везде. Проповедников и предсказателей скорого и окончательного «кондратия» для всех и каждого было просто не сосчитать. Крестьяне бросали свои хозяйства и уходили «спасаться» в леса, уровень преступности достиг небывалого размаха (кто-то, видимо, напоследок решил пожить на широкую ногу), церкви каждый день наполнялись толпами рыдающих людей, а почти в каждом селении пачками размножались ванги с нострадамусами (эти хоть и не разбойники, но тоже хотели кушать). Многие европейские государства, и так ослабленные постоянными войнами, достигли просто вопиющего уровня бедности.

Но вот «страшный» год остался позади (схожая истерия повторится только в преддверии 1666 года, но в гораздо меньших размерах). Предсказатели разбежались, разбойников перевешали, крестьяне вернулись к своим трудам, а государственный аппарат наконец-то вздохнул с облегчением. Правда, не надолго.

С вторжением на земли Западной Европы мадьяров в крестьянский и ремесленный быт приходит такое венгерское изобретение, как хомут. Казалось бы, чего особенного? На самом деле, это одна из мелочей, которая изменяет исторический облик государств.
Судите сами.

Многие крестьяне (самое многочисленное сословие в те времена) уже почти не жили натуральным хозяйством, типа «что вырастет, то и съем», а могли себе позволить продавать излишки. Для этих целей устраивались специальные ярмарки. Под это отводилась достаточно большая поляна, недалеко от какого-нибудь замка. Но много ли мог увезти крестьянин на одной лошади? Один мешок? Два? А при помощи такого немудреного приспособления, как хомут одна лошадка могла спокойно тянуть целую телегу на гораздо большее расстояние. Иногда, если продукция была не скоропортящаяся, за один ярмарочный день все продать не удавалось и хозяину приходилось оставаться ночевать вместе с товаром (воров и разбойников никто не отменял).

Со временем особенно удачливые торговцы расширяли дело. Им уже не нужно было самим следить за своим товаром. Нанимались слуги, охрана (благо обнищавших наемников было пруд пруди). Но и это не являлось гарантией безопасности. И вот, на собрании самых богатых торговцев и фактического владельца земли выносилось решение: обнести ярмарку стеной. Сначала, как водится, возводили деревянные укрепления, а затем и каменные. Ярмарка превратилась в стационарный рынок. Число стихийных набегов резко пошло на убыль, что не могло благотворно не сказаться на состояниях торговцев. А какой же рынок без постоялого двора? Без гостиницы? Без харчевни? А также без обслуживающего персонала? Внутри стен появлялись дома, ремесленные мастерские, церкви. На стенах несла дежурство постоянная стража, следившая не только за внешним миром, но и за внутренним порядком. Сами торговцы забывали родные места и селились с семьями в удобных каменных домах, отправляя за продукцией хорошо охраняемые караваны. С внешней стороны к стенам разросшегося рынка пристраивались дома, домики и лачуги, где обитали наемные рабочие, сходившиеся по утрам на главную рыночную площадь, чтобы найти себе работодателя. Рынок превращался в город.

К чему это я? В основном к тому, чтобы более полно показать те исторические реалии, на фоне которых начало процветать колдовство. До появления таких торговых городов люди жили несколько обособленно. Расстояния между поселениями, будь то обычная деревня или родовой замок, были достаточно большими. Это сейчас на автомобиле или скоростном экспрессе можно добраться из города в город за считанные часы. А попробуйте проделать весь этот путь пешком (ноги сотрете по самое… это самое) или на лошади (тоже удовольствие ниже среднего, а животное еще и кормить надо).
Такая обособленность в жизни не давала поводов к развитию колдовства. Разумеется, почти в каждой деревне, а иногда и в замке, проживал свой колдун или ведьма, к которым аборигены обращались в трудной ситуации. Если в поселении была церковь, то зачастую приходской священник, хоть в своих проповедях и обличал «экстрасенсов местного розлива», однако смотрел на их деятельность сквозь пальцы, считая таковую просто пережитком языческих времен, который понемногу исчезнет сам.

С появлением городов и усилением их влияния люди стали общаться гораздо активнее. В этих прадедушках мегаполисов встречались жители из разных земель, а если город стоял у моря, то и стран. Новые многочисленные контакты привносили в жизнь горожан не только полезные знания или, как бы сказали сегодня, инновации, но и всевозможные ереси (свои и импортные), а так же магические практики. Ведьмы и колдуны разных областей получили возможность не только обмениваться опытом, но и жить в свое удовольствие. Уже не отшельниками, как это было в деревнях, где все на виду, а в городском обществе, где мало кто знает, кто живет через улицу.

Церковные власти тогда еще не осознавали масштабов распространения колдовства. И в 1140 году с подачи итальянского монаха Грациана в ранг духовно-правового документа вводится «Епископский канон» (написан предположительно около 900 года н. э.).
Подробнее об этом в следующей статье.

Продолжение следует.
Как обычно, остаюсь искренне Ваш, Darek.