Итак, уважаемые читатели, в предыдущей статье мы слегка обрисовали ту историческую обстановку, в которой зарождалось колдовство. С ростом и расширением городских поселений ведьмы и колдуны стали с завидной регулярностью размножаться за их стенами. Этому способствовали определенные факторы.
Во-первых, тесное общение, а иногда и сотрудничество, между собой, несомненно, повышали колдовской «профессиональный» уровень. Даже откровенные шарлатаны, коих было и остается гораздо больше, чем реальных чародеев, чувствовали себя достаточно комфортно в столь многоликой среде.
Во-вторых, колдунам можно было жить в обществе, практически не таясь. Это вам не какая-нибудь покосившаяся избенка на окраине деревни, куда забредут со своими проблемами два-три бедных крестьянина. В городе клиентов хоть отбавляй. Да и реклама соответственно прет изо всех щелей. Во времена отсутствия телевидения, радио и подсвеченных рекламных баннеров, способ распространения информации был один – устное изложение. Кстати, и на сегодняшний день он является, если не самым, то одним из самых действенных. В малонаселенных (в сравнении с современными) средневековых городах слухи обладали такой скоростью передачи данных, что даже наши сотовые операторы могли бы нервно покурить в коридоре.
Скоро властям, и светским, и церковным, стало как-то неудобно не замечать столь массового увлечения оккультными практиками среди своих подданных. Но если корона была в основном озабочена ростом антимонархических настроений, то папскую тиару, прежде всего, беспокоил рост ересей. Авторитет римской курии стремительно падал.
С 1054 года, когда в результате папской гордыни распалась Вселенская Христианская Церковь, начался стремительный рост и укрепление Византийской империи и с обратной пропорциональностью ослабление другой империи – Священной Римской.
Феодальная раздробленность государств, масштабные эпидемии, частые и многолетние междоусобные войны не могли не сказаться на уровне жизни простого народа. С церковной же кафедры людей заунывно призывали к терпению, покаянию и непротивлению. Дескать, Сам Бог вас за грехи карает.
Не забывали красноречивые отцы и о Дьяволе. В некоторых проповедях того времени этот персонаж ставился, чуть ли не на первое место. Описывая Князя Тьмы, священники настолько давали волю своей фантазии, что иногда вообще противоречили священным текстам. Частенько слишком могущественным получался у них нечистый. Здесь надо заметить, что в гомилетике (учении о составлении проповедей) церкви православной, Дьяволу и демонам не уделялось столько внимания, а во многих проповедях не уделялось вообще.
Такое западно-католическое проповедничество не могло не вызвать некоторых изменений в народном сознании. Рассказывая о сатанинской силе и возможностях, приоры явно перебарщивали. Наконец пришло осознание необходимости обличить колдовство и, одновременно, как-то уменьшить веру в бесовское влияние на человека. Здесь и появился «Епископский канон». Это сравнительно небольшой текст и есть смысл привести его полностью:
"Епископы и другие служители церкви должны со всем старанием трудиться над тем, чтобы искоренять в своей пастве пагубное ремесло колдовства и вредоносной магии, изобретенное дьяволом, и если они обнаружат мужчину
или женщину, занимающихся этой пагубой, им следует безо всякой милости изгонять их из членов своей паствы. Ибо у апостола сказано: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся". (Послание к Титу.
3:10.) Ибо тех, кто покидает своего Творца, ища помощи у дьявола, Сатана захватывает в свой плен. Таким образом, Святую Церковь следует очищать от этой язвы. Также не следует упускать из вида, что некоторые болезненные женщины, соблазненные дьяволом, бывают подвержены иллюзиям
и фантазиям, которые насылают на них демоны; они верят и признаются, что в ночные часы скачут верхом на животных вместе с Дианой, богиней язычников, и что с ними скачет огромное множество других женщин, и что в гробовом молчании ночи они преодолевают огромные пространства земли,
и что исполняют приказания Дианы как ее служанки, и что они в определенные ночи должны собираться на службы в честь этой богини. Я бы желал, чтобы только эти одни погибли от своего неверия и чтобы они не увлекли с собой многих в погибель нечестия. Ибо огромное множество,
обманутое этими ложными воззрениями, верит, что они истинны, и верит настолько, что уклоняется от истинной веры и вовлекается в заблуждение язычников, когда начинает полагать, что помимо единого Бога есть еще какая-то божественность или сила. Посему священникам в своих храмах
следует со всей настойчивостью проповедовать пастве, чтобы люди могли знать, что подобные воззрения во всем ложны и что такие фантазии влагаются в умы грешников, и не Божественной силой, но злым духом. Ибо сам Сатана, способный превращается в разнообразных существ и созданий и
посредством их морочит голову людям, сознание которых находится в его власти, показывая им разнообразные вещи, радостные и печальные, и люди, вольно или невольно, проходят через все эти пути, и хотя в этом участвует лишь одно их сознание, их лишенный веры рассудок полагает,
что все эти вещи происходят не мысленно, но на самом деле. Между тем, кто из здешних не выходит, когда спит, гораздо больше, нежели когда бодрствует и ходит? Кто столь скудоумен и глуп, что полагает, что все эти вещи, бывающие лишь в мыслях, происходят на самом деле во плоти,
тогда как пророк Иезекииль узрел видение Господа мысленно и не в телесном облике, а апостол Иоанн видел и слышал пророчества Апокалипсиса также мысленно и не телесно, ибо сам он говорит: "Я был в духе". (Апокалипсис. 1:10) Павел не решается сказать, что был восхищен в телесном облике. И поэтому следует во всеуслышание объявлять, что все, кто верит в подобные и близкие этим вещи, утратили веру, а у того, у кого нет истинной веры в Бога, тот и не Божий, но принадлежит тому, в кого он верит, то есть дьяволу. Ибо о Господе нашем сказано: "Все вещи сотворены Им". Поэтому если кто-либо верит, что что-либо может быть создано помимо Творца или что какая-нибудь тварь может быть изменена в другие существа или создания без участия Творца, сотворившего все и через которого возникли все вещи, такой человек, несомненно, лише веры".
(Текст признан каноничным в 1140 году).
Таким образом, канон убил одним выстрелом сразу нескольких зайцев. Во-первых, обличил колдовство. Во-вторых, приравнял его к языческим пережиткам.
В-третьих, недвусмысленно утверждал, что все чародейство – только иллюзия, внушаемая Дьяволом и демонами.
Так ли это, на самом деле? Думается, что далеко не так.
Разумеется, в любом обществе хватало и хватает сумасшедших, прибабахнутых в той или иной степени, истеричных особ и прочих «контактеров с внеземным разумом». Но и свидетельств проявления реальной магии «без дураков» можно найти столько, что шизики останутся в явном меньшинстве. Можно смело утверждать, что авторы канона, полностью отрицая реальность колдовства, здорово ошибались. Примерно два века спустя, когда занятие магией приравняют к ереси, такую же ошибку, только с точностью до наоборот, совершат демонологи.
P.S.
Кстати, о контактерах со всякими разумами.
В свое время, будучи в относительно юных летах, мой приятель и я (оба редкостные оболтусы) повадились захаживать в ДК им. Горького, что в Петербурге, на площади Стачек. Надо сказать, что впервые забрели мы туда совершенно случайно. Праздно пошатавшись по этажам и поглазев на девочек из кружка хореографии, мы стали со скуки просто открывать первые попавшиеся двери и смотреть, что там интересного. Если застукают – отмазка самая простая: хотим записаться в секцию (каратэ, дзюдо и др.), но заблудились и не можем найти выход. Пару раз мы нарывались на любопытствующих теток, которые подробно объясняли, как нам пройти «куда-то там», но в основном никому до нас не было никакого дела. В итоге мой товарищ записался таки в кружок. Правда, в театральный, чему я не мог последовать из-за природной скромности (хи-хи…). Но дело не в этом.
Периодически посещая моего друга и наблюдая за его успехами на ниве Мельпомены, я попутно облазил все здание вдоль и поперек. Наверное, мог бы там спокойно гулять и с завязанными глазами.
К стыду своему должен признаться, что и изрядно повзрослев, я продолжал в наглую пользоваться своей осведомленностью и посещал всевозможные концерты, спектакли и прочие мероприятия, не тратя ни копейки. И вот однажды…
Честно говоря, я не знаю, как это у них называлось. Слет, съезд, собрание, симпозиум или семинар, но главный зал упомянутого островка культуры был под завязку забит разными «контактерами с НЛО» (я был не в курсе – поленился прочитать афишу у входа). Ваш покорный слуга, пройдя хитрым маршрутом неизвестным простым смертным, мимо костюмерной и артистических гримерных, появился, как и планировал, за правой кулисой большой сцены. Обычно, пользуясь некоторой суматохой, которая всегда бывает перед началом сценического действа, я быстро выбирался из-за кулисы и спрыгивал в партер. Но не в этот раз.
Между портьерой кулисы и косяком основного занавеса была достаточно большая щель, чтобы вести полноценное наблюдение. И я не без интереса стал рассматривать почтеннейшую публику. А посмотреть было на что.
Во-первых, народ приходил и занимал свои места в гробовой тишине. Отсутствовал, казалось бы, непременный гул зрительного зала, состоящий из негромкого хора, желающих приобщиться к высокому искусству, шелеста программок, и традиционных вскриков заядлых театралок пенсионного возраста («ах, милочка! Как же был хорош Пупкин в прошлом сезоне! Я даже всплакнула, когда его грохнул этот бездарный Гамлет»! ...или что-то в этом роде).
Во-вторых, публика была… Как бы это сказать… На одно лицо, что ли… Большинство мужчин худые, бородатые, в очках с толстыми линзами и заношенных свитерах, некоторые из которых так и просились в стирку. Женщины, в основном бальзаковского и старше, возраста носили пестрые платья и предпочитали крупные бусы, браслеты и серьги из крашеного дерева, пластмассы и стекляшек, грубо имитирующих полудрагоценные камни.
Сначала я решил, что попал на камлания очередной «истинной церкви» или еще каких-нибудь «свидетелей», но когда один из скелетообразных бородатиков вылез на авансцену и стал держать речь, все встало на свои места. Достоинства и недостатки этого произведения ораторского искусства перечислять не имеет смысла. Товарищ говорил о грандиозных успехах в исследованиях уфологических явлений, но молчал, как Чарли Чаплин о том, в чем же конкретно эти успехи выражаются. Затем он, помянув несколько фамилий каких-то профессоров каких-то университетов и почему-то Блаватскую, наконец, бесповоротно обрадовал слушателей. Оказывается, всем сидящим в зале крупно повезло, - они выслушают не просто истории о контактах с внеземными цивилизациями, но и познакомятся с самими участниками этих знаменательных встреч. Вот здесь и началась самая веселуха.
Первой вышла выступать некая особа неопределенного возраста с распущенными волосами, в платье, небрежно сшитом из разноцветных кусков мешковины и обвешанным странными предметами. Приглядевшись, я обнаружил, что эти висюльки, есть ни что иное, как маленькие глиняные кувшинчики. Взошедши на сцену, ораторша моментально впала в транс. Уставившись помутневшими глазками в зрителей, дамочка слегка нараспев поведала о «чешуйчатых, но прекрасных телах», «сильных и мужественных трехпалых конечностях», о том, как «часть его неземного «я» перешла в нее» и все в том же духе. Тетка настолько филигранно балансировала на грани между воспаленным бредом и откровенной порнухой, что я ей мысленно поаплодировал.
Следующий докладчик обладал внушительной нечесаной бородой, сопливым носом и грязным свитером в красную и черную полоску. Ему бы еще надеть мятую шляпу и папаша Крюгер от зависти подавился бы собственными железками. Он осчастливил слушателей историей о контакте со сверхразумными созданиями, которые свои послания передавали ему (внимание!) через еду. Скушает, бывало, он котлетку, глядь – вместе с ней приобщился к высшему разуму.
После постаревшего Фредди на сцену поднялся дородный субъект и, бросив гневный взгляд на зрителей, обрушился на них с пламенной речью, пестро украшенной такими фразеологизмами, как «доколе!», «даешь!», «… а чтоб им всем!», «вперед!» и т. д. Видно было, что дядьке не впервые толкать такие лозунги, только теперь его уже никто не слушает. Вот его и понесло, как только дорвался до аудитории.
Затем были и другие ораторы. Смеяться я уже не мог физически. Из меня выходили судорожные всхлипы, «ики» и «хрюки». Я думал, что все закончилось, когда (нет предела совершенству!) на подмостки, пошатываясь, вышел угрюмый товарищ с реденькой бородкой и добил меня окончательно. Презрительно оглядев зал, он сказал, что не будет произносить речей, а просто скажет несколько слов на инопланетном диалекте. Дескать, кто в курсе, - тот поймет. Он глубоко вдохнул и вдруг разразился тирадой из каких-то мяукающее-квакающих звуков. После чего с гордо поднятой головой, убрался на свое место.
Сейчас я уже плохо помню, как вернулся домой. Смутно припоминаю, что в транспорте на меня оглядывались (будешь тут оглядываться, когда сзади стоит явный псих с улыбкой клинического идиота и периодически прыскает со смеху, старательно зажимая рот обеими руками).
Продолжение следует. Darek.