Теперь немного отвлечемся от средневековых реалий и документов и обратим внимание непосредственно на предмет разговора. Дело в том, что Ваш покорный слуга немного увлекся исторической подоплекой и совершенно забыл дать определение самому понятию.

Итак… (опять это «итак»… что делать, слово-паразит) что же такое колдовство?

Колдовство (ведовство, чародейство, чернокнижие, магия, ворожба) – это конкретные действия, выполняемые человеком, который при помощи определенных знаний и навыков может влиять на ход естественных процессов.

Не совсем понятно? Объясню на примере.
Допустим, некий оболтус Вася (совершенно гипотетический персонаж) до дрожи в коленках втрескался в (разумеется, тоже гипотетическую) Машу. Девушке он был совсем не по душе (нахал, бабник, без образования и серьезных планов на будущее). Ситуация вполне естественная, если не сказать заурядная. Однако через некоторое время Маша внезапно почувствовала необъяснимую тягу к упомянутому Василию. При чем в его отсутствие влечение несколько притуплялось, и где-то на задворках девичьего мозга даже слышался голос разума. Но как только на горизонте появлялся предмет странного вожделения, Мария ничего не могла с собой поделать. Она была готова выполнить любую прихоть «милого» Васи, после ухода, которого заново начинался период «прихода в себя». А потом опять все сначала.
Между прочим, случай взят не «с потолка» и не плод больного воображения автора. Свои ощущения в подобной ситуации мне описывала одна жертва магического ритуала под названием «приворот».

Другой мой знакомый после возникновения странных проблем со здоровьем и череды неурядиц, которые появлялись практически на пустом месте и ни с того ни с сего начали сыпаться на него пачками, по совету некоего «знающего человека» долго и упорно перерывал свое жилище в поисках «подклада». Это такая колдовская хрень, которую незаметно подкладывают (отсюда и название) в дом с целью пагубного влияния на хозяев. Не добившись успеха, он позвал на помощь Вашего покорного слугу. Мы начали прочесывать квартиру вдвоем. Мне было как-то неудобно устраивать обыск в чужом доме, и я просто ходил по комнатам, создавая видимость деятельности, да и к самой идее колдовского вмешательства отнесся с некоторым недоверием. Хозяин, видя мой скепсис, удвоил усилия, но результат так и оставался нулевым. Но через некоторое время, к моему и, скорее всего, к своему собственному удивлению, он его все-таки нашел. Это был маленький тряпочный мешочек, в котором мы обнаружили несколько иголок разных размеров, какие-то клочки шерсти и бумаги. Подклад впихнули в небольшую щель между полом и порогом. Ее можно было заметить, только если сдвинуть лежащий около двери коврик, что мой приятель случайно и сделал.

Это примеры современных колдовских действий. Что же было в средние века?
На самом деле, примерно то же самое. Во все времена люди обращались к ведьмам и колдунам с одними и теми же просьбами. Они касались:

1. Физического здоровья и долголетия (как вариант, - исцеления от тяжкого недуга). Действительно, на кой старому и больному все золото Венеции?
2. Удачи в личной жизни (приворот любимого). Тоже вполне логично. На фига здоровье и стол ежиком, если товарищ от неразделенной любви сохнет?
3. Материального благополучия (хороший урожай, нахождение клада, удача в бизнесе). Даже здоровому и всеми любимому нужно что-то кушать и где-то жить. И кушать хочется не «что-нибудь», и жить охота не в ветхом жилище, в котором и «с милым рай».
4. Мести недругам (наведение порчи). Нередко встречаются люди, иногда вполне успешные, которые могут потерять покой и сон, если у соседа на газоне трава зеленее.

Таковы основные вопросы, решаемые при помощи колдовства. Все остальные только производные из этих четырех.

Теперь немного поговорим об источниках.
Знания о «делах давно минувших дней» и прочих «преданьях старины глубокой» мы получаем двумя способами. Способ номер «раз» – сбор информации из дошедших до наших дней рассказов, легенд и прочих образчиков устного народного творчества. Способ второй заключается в изучении документов рассматриваемого периода истории.
Если о временах действительно глубокой старины мы можем судить по находкам археологов и немногочисленным летописям (грамотность тогда не была массовым явлением), то средние века оставили нам довольно обширный документальный материал. Надо сказать, что гримуары или другая магическая литература в исторических вопросах помогают мало.

Представим себе среднестатистический гримуар. Допустим, это толстая книга в кожаном черном (а каком же еще?) переплете, пергаментные страницы, которой пестрят колдовскими знаками, формулами и текстами заклинаний. Все это, конечно, безумно интересно, но… Мы оттуда никогда не узнаем как ведьма или колдун пользовались написанным и пользовались ли вообще. Как не парадоксально, но больше всего документальной информации о колдовстве в средневековой Европе нам заботливо оставили те люди, которые с этим самым колдовством боролись. Это демонологи и секретари инквизиционных трибуналов. Первые – знаменитые теологи, юристы и профессора университетов, посвящали свои работы исследованию магии и личностям самих чародеев, а вторые скрупулезно фиксировали все, что происходило во время допросов подозреваемых, свидетелей, речи прокуроров и адвокатов.
Жан Боден, Бартоломео де Спина, Пьер де Ланкр, Пьер Ле Луайе, Анри Боге, Бенедикт Карпцов, Мартин Антуан дель Рио, Николя Реми, Иоганн Вейер, Амбруаз Паре – вот далеко неполный список авторов известнейших работ по демонологии. Сразу замечу, что я сознательно не упомянул Якоба Шпренгера и Генриха Крамера (Инститориса) создателей «Молота ведьм», так как они явно выбиваются из общего ряда демонологов. Во-первых, они единственные были инквизиторами, а во-вторых, писали не просто теологически обоснованное исследование, а, прежде всего, учебник для коллег по цеху.

Что же вменяли в вину ведьмам и колдунам средневековья?
Согласно демонологам:

1. Отречение от Бога и заключение договора с Дьяволом.
2. Богохульство и надругательство над святынями.
3. Участие в дьявольских шабашах, совокупление с демонами, а иногда и самим Дьяволом.
4. Человеческие жертвоприношения (обычно младенцы).
5. Наведение порчи на людей.
6. Наведение порчи на урожай (как вариант, перенос урожая с одного поля на другое).
7. Доение чужих коров (при чем дистанционное).
8. Наведение порчи на животных (чаще всего обвинения предъявляли пастухам).
9. Превращение людей в животных (подтверждается не всеми источниками, но в «Молоте ведьм» это есть).
10. Вызывание стихийных бедствий (шторм, град, ураган, засуха и пр.) и эпидемий (бубонная чума, холера, оспа).
11. Привороты и отвороты.
12. Вызывание полового бессилия у мужчин (в «Молоте» упоминается даже похищение мужского детородного органа, правда, потом вернули).
13. Препятствие в родах.
14. Некромантия.
15. Похищение детей и посвящение их демонам.
16. Убийства с помощью колдовских ритуалов.
17. Убийства с помощью яда.
18. Вампиризм.
19. Совращение малолетних.
20. Мужеложство, скотоложство, лесбиянство и прочие сексуальные «изыски» (наказание – смерть на костре).
21. Сожительство с демонами. Как вариант, обладание личным демоном (фамилиаром). Обвинение было распространено в основном в Англии и Шотландии.

Также повсеместно считалось, что колдун обладает «дурным глазом». Это явление на Апеннинском полуострове называлось «Jettatura», а в Шотландии (внимание!) – «Glamour» (всем «гламурным» стоит задуматься). В отличие от порчи, сглаз обладал менее пагубным воздействием. Дурной глаз мог стать причиной скисания молока, нетяжелой болезни человека или животного, или порчи продуктов. В своих записках о путешествии по Черногории неутомимый собиратель фольклора и прекрасный писатель Проспер Мериме упоминает о бытовавшем среди народа веровании в то, что у человека обладающего дурным глазом в каждом глазу по два зрачка. Правда, такая аномалия считалась исключительно наследственной, но за то и сглазу на Балканах придавали несоизмеримо большую силу, чем в прочих странах Европы. Верили, что человек, посмотревший в глаза «двухзрачковому» собеседнику, непременно умрет. Или сразу, или через непродолжительное время. Известный врач, химик и член Французской академии Борель в 1674 году писал о том, что сам видел, как из глаз некоторых людей выходили ядовитые субстанции, которые причиняли вред всему, на что падал взгляд.

Спасибо за внимание. Продолжение, как всегда, будет.
Darek.