Во все времена люди считали, что при помощи колдовства можно обогатиться или, по крайней мере, жить более благополучно. Разумеется, как упоминалось в прошлой статье, колдун или ведьма имели способность приворожить одного человека к другому или же наоборот – внушить стойкую неприязнь друг к другу. С переменным успехом этим они занимаются и по сей день.
Также они часто брались отмстить за причиненную обиду. Но если не брать в расчет такие чувства, как любовь и ненависть, то мы увидим, что основная деятельность чародеев была направлена именно на улучшение своего (или клиентского) благосостояния. Правда, имели место и другие цели. Менее выгодные, но более вредоносные.
Рассматривая колдовство времен средневековья, нужно не забывать, что практически во всех странах экономика была в первую очередь аграрной, а крестьянство составляло подавляющее большинство населения. Конечно, золото и драгоценные камни смотрятся очень даже недурственно, но если кушать будет нечего, то и фамильный хрусталь распродашь. А в те времена кушать хотелось всегда и повсеместно. Это сейчас все относительно несложно. Случился неурожай – не беда. Закупил зерно у соседей. Если у соседей тоже кисло, - взял подороже где-нибудь за океаном. Ну, а если уж совсем край – попросил у китайцев. Эти за один ракетный комплекс пол страны рисом завалят.
А теперь представьте, что неурожайный год одновременно накрывает несколько близлежащих средневековых государств, которые, в силу эпохи существования, ни о консервантах, ни о продуктах длительного хранения слыхом не слыхивали. И у ближних соседей не попросишь, а с дальними так вообще война. Как следствие начинался голод. И, разумеется, кто-то в этом должен быть виноват. Отсюда и растут ноги у большинства средневековых хроник, пестрящих сообщениями о ведьмах, погубивших посевы, плоды или скот. В свете таких обвинений стало возможным появление таких дел, как, например, дело пастуха Пьера Ока.
В 1688 году владелец замка и земель в местечке Паси-ан-Бри (Франция) Эсташ Визи в одночасье лишился почти четырехсот овец, семи лошадей и одиннадцати коров. По его словам во всем был виноват некий пастух по имени Пьер Ок, которому хозяин отказал в повышении зарплаты. Между прочим, отказал не просто так, а, указав на то, что дети пастуха беззастенчиво тырили фрукты прямо из господского сада. Когда Пьера схватили и заточили в темницу, он поведал сокамернику, что действительно навел порчу на скотину. Правда, по его словам был один колдун, который мог прекратить эпидемию. То ли уговорами, то ли при помощи пыток пастуха заставили написать записку этому чародею с просьбой избавить животных от напасти. Гонец с письмом отбыл и, как только порча была снята, Пьер Ок, здоровый и крепкий мужик, внезапно закричал, как будто от сильной боли и испустил дух прямо в тюремной камере. Различным наказаниям подверглись и несколько других пастухов, проходивших по этому делу. В итоге двоих все же повесили, но всем остальным сохранили жизнь. Собственно, к чему это я?
Просто этот случай очень характерен для тех времен. Обратите внимание, - пастухов-чародеев осуждают не за сам факт колдовства, ересь или предательство веры, а за конкретный вред. И подобных процессов было немало.
Верховный судья Бургундского графства Анри Боге утверждал, что «ведьмы умеют превращать молоко молодой коровы в молоко коровы старой», а другой демонолог известный ученый-иезуит Антуан Мартин дель Рио писал, что была сожжена некая колдунья, которая «поставила у своего дома кувшин, куда попадало молоко коров ее соседей». Верили, что ведьмы и колдуны могли вызвать бурю, град, проливной дождь, необычайной силы ветер или другой катаклизм, имеющий целью погубить плоды тяжелого крестьянского труда. Еще Фома Аквинский писал, что «демоны могут возмущать атмосферу, призывать сильные ветры и даже огонь небесный». А если демоны могут, значит и ведьмы, как слуги Сатаны, могут тоже, ибо «колдуны и дьявол всегда действуют сообща» (Молот ведьм).
Только вот наказания за такие дела кажутся довольно жестокими. Повесить только за то, что скотинка передохла? Или сжечь за (пусть и сверхъестественное) доение чужих буренок?
Здесь нужно иметь в виду, насколько небогатый человек был зависим от наличия у него домашних животных и птиц. Корова или лошадь могли довольно долгое время прокормить целую семью, а смерть хотя бы одной животины ставила под угрозу не только благополучие, но зачастую и саму жизнь. По-видимому, это осознавал и Дьявол.
В 1664 году судили сорокалетнюю ведьму, проживавшую близ Куртре (город в Бельгии, до 1305 года находился под французской оккупацией), которая на допросе показала, что на шабаше Дьявол дал ей красный и желтый порошки. При помощи этих отрав веселеньких расцветок она должна была наводить порчу на животных и людей. Интересно то, что каждый конкретный результат оплачивался из дьявольского кармана.
Прейскурант был такой:
- за наведение порчи на мужчину – 10 парижских солей,
- за женщину – 5,
- за ребенка – 3,
- за каждую корову – 6,
- за лошадь (внимание!) – 14.
То есть за корову черт платил почти столько же, сколько за женщину и почти в три раза больше за лошадь. Думается, комментарии излишни.
В те времена человеческая жизнь ценилась не слишком дорого.
В XVI веке, по словам автора «Истории Ричарда III» и «Утопии» знаменитого английского писателя и философа Томаса Мора (1478-1535 г.г.) «овцы поели людей». Мор имел в виду государственный проект по освобождению земель. Крестьян насильно сгоняли с нажитых мест, а пашни превращали в пастбища. Лишенные привычного жизненного уклада люди приходили в города устраиваться на мануфактуры, а те, кого не брали, пополняли и без того огромную армию бродяг и нищих.
Кстати, при Генрихе VIII за бродяжничество полагалось не что-нибудь, а смертная казнь. Представляете себе, насколько больше появилось работы у палачей? За время его правления (1509-1547 г.г.) было уничтожено более 70 тысяч человек! Мне постоянно вспоминается эта цифра, когда кто-нибудь начинает разглагольствовать о «кровавом тиране» Иоанне Грозном, за почти сорокалетнее правление казнившего (подумать только!) около 3-4 тысяч. И не за бродяжничество. За это на Руси вообще не казнили.
Но я отвлекся.
В 14 главе второй части «Молота ведьм» можно найти краткое руководство к доению чужих коров. Авторы с присущей им и иногда совершенно неоправданной уверенностью пишут:
«Многие ведьмы собираются ночью, в дни великих праздников, в углах своих домов, держа подойник между ног. Втыкая в стену нож или другой инструмент, складывая пальцы рук как бы для доения этого предмета и призывая своего демона, они требуют от него молока от такой-то и такой-то коровы, принадлежащей соседу или иному жителю деревни. Черт берет из сосков указанной коровы молоко и приносит его туда, где сидит ведьма».
Вот такая «продовольственная телепортация». Правда, инквизиторы не уточняют, зачем были нужны такие сложности. Не легче ли было попросить демона просто принести одно или несколько ведер уже выдоенного молока? Так и ведьме не надо стенки портить, и бесу сподручнее.
Надо сказать, что у этих ребят встречаются пассажи и повеселее. Например, в главе 8, «Каким образом ведьмы придают людям образы диких зверей», той же части книги они ничтоже сумняшеся пишут:
«Нужно различать, в свою очередь, двоякое: порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или порождение несовершенных существ, как, например, лягушки, змеи, мыши и т. п. Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из гнили».
О, как! Просто-таки новая страница в зоологии!
Впрочем, о разных воззрениях на колдовство и окружающий мир мы упомянем в другой статье, когда будем говорить о демонологах.
Разумеется, колдуны, и ведьмы могли организовать бурю не только на суше.
В 1590 году несколько ведьм из небольшой деревни Северный Бервик около Эдинбурга, возглавляемых некой Агнессой Симпсон, пришли на берег недалеко от шотландского города Лейт, принесли с собой и бросили в море специально окрещенного кота, попутно взывая к силам тьмы. К каждой части тела животного были привязаны куски человеческой мертвечины. Как только несчастный кот упал в воду, начался страшный шторм, как выяснилось в последствии, именно в этот шторм попал корабль, на котором король Шотландии Яков VI (будущий монарх Яков I Английский - ярый преследователь колдунов и автор «Демонологии») возвращался из Дании. Королю удалось спастись, хотя, судя по его дальнейшему правлению, страху он натерпелся изрядно.
Если чародеи были способны управлять штормами, то, естественно, и попутные ветры были в их власти. Считалось, что скандинавские колдуньи могли продать мореходам попутный ветер или «ветер дьявола». Он выглядел как обычная веревка с завязанными особым способом узелками. Если развязывали один узелок – получали небольшой ветерок, если два – хороший попутный ветер, а если три – настоящий ураган. Говорят, что знаменитый Вальтер Скотт в 1814 году купил такой ветер у одной ведьмы. Возможно, описание этого случая есть в его «Письмах о демонологии и колдовстве». Честно говоря, не знаю. Не проверял.
Спасибо за внимание. Продолжение будет.
Darek.