Рассматривая такое явление, как наведение порчи, в предыдущей статье мы немного поговорили о колдовском воздействии на урожай и домашних животных. Обвинений в чародействе такого рода было очень много, но самые серьезные ведьмовские процессы средневековья, разумеется, касались вреда, причиненного непосредственно людям. И если в случае с ведьмами из Северного Бервика можно говорить как о сверхъестественном вызывании шторма, так и о покушении на жизнь короля, то в большинстве других случаев вред наносился без привлечения в качестве орудия природных стихий.
В «Молоте ведьм» можно найти несколько таких историй. Одна из них, наверное, самая типичная, рассказывает о сельском священнике отце Гесслине из Базельской епархии. Он служил в некой деревне Обервейлер, расположенной на берегу Рейна. Этот Гесслин совершенно не верил в ведьм и считал, что колдовство существует только в человеческом воображении. И вот однажды, когда он куда-то торопился, у входа на мост ему повстречалась одна старуха, которую священник не пожелал пропустить вперед. Случилось так, что он толкнул ее в грязь. Та возмущенно стала выкрикивать ругательства, а потом сказала: «Берегись, поп, тебе это даром не пройдет». Гесслин мало обратил внимания на ее слова, однако ночью, когда он захотел встать, то почувствовал, что обездвижен ниже поясницы. После этого в течение трех лет он находился на иждивении матери и вынужден был пользоваться услугами других людей, чтобы ходить в церковь. Тем временем старуха заболела и обратилась к священнику с просьбой исповедовать ее. После исповеди она спросила: «Знаешь ли ты, поп, кто околдовал тебя?» И когда он ответил, что не знает, она продолжала: «Ты подозреваешь меня, и правильно. Знай, что это я околдовала тебя. Вот пришло время мне умирать, и я так сделаю, что через несколько дней после моей смерти ты будешь здоров». Так и случилось. Она умерла, а священник по прошествии тринадцати дней совершенно поправился.
Группы

Вообще, по отношению к людям Крамер и Шпренгер разделяли ведьм на три основные подгруппы:

- Ведьмы и колдуны, которые вредят и не могут излечить.
(Считалось, что это самый низший колдовской разряд. Этакие мелкие пакостники. Самое место для новичков, выполнявших несложные поручения и не способных исправить ими же содеянное).
- Которые вылечивают и, в силу особого договора с Дьяволом, не вредят.
(Честно говоря, совершенно не понимаю в чем здесь прикол. Ну, в самом деле, на кой черт черту заключать такое странное соглашение, если его основная цель, по мнению тех же авторов, нанесение как можно большего вреда людям, а вовсе не «размножение» народных целителей).
- Те, которые и вредят, и лечат.
(Это чародеи достаточно высокого ранга и хорошего уровня подготовки).

Однако есть и четвертая группа. К ней авторы «Молота» относят ведьм высшего разряда, способных выполнять все чародейства, которые остальные совершают только частично. Именно они «имеют обыкновение особым образом пожирать детей». Насылают град, бури и дурную погоду, причиняют бесплодие людям и животным, посвящают детей, которых они не пожрали, демонам или же убивают их. Также они способны:

- гуляющих около воды детей на глазах родителей бросать в воду, но так, что этого никто не заметит;
- приводить лошадей под всадником в бешенство;
- перелетать с места на место по воздуху телесно или только в воображении;
- затуманивать души судей и председателей;
- внушать себе и другим молчание во время пыток;
- обнаруживать скрытое от других;
- предсказывать будущее по указанию Дьявола;
- видеть отсутствующих как присутствующих;
- сердца людей склонять к необыкновенной любви или ненависти;
- убивать ударом молнии людей и животных;
- лишать силы деторождения и способности к совокуплению;
- вызывать преждевременные роды;
- убивать детей в чреве матери одним внешним прикосновением;
- собственных детей посвящать демонам.

Если с вредящими ведьмами, вроде бы, все ясно, то с теми, которые могут еще и исцелять гораздо интереснее. Считалось, что просто так порчу снять невозможно. Ее можно только перевести с одного объекта на другой. Прямо Закон сохранения энергии какой-то! Дьявол, разумеется, был в курсе. По этому чародей мог избавить от вредного воздействия только при определенных условиях.
Французский политик, юрист, философ и демонолог Жан Боден (1529-1596) в труде «Демономания колдунов» (1580 г., Париж) по этому поводу писал:

«Если колдун снимет порчу с лошади, он должен наслать порчу на другую лошадь, лучше первой и более дорогую; а ежели колдун излечит женщину, он должен наслать болезнь на мужчину, если излечит старика – болезнь поразит юношу».

Заметьте, и у Бодена лошадь на первом месте (см. предыдущую статью), а уж потом женщины, мужчины, старики и дети.

Но, что делать, если чародей, по какой-либо причине, не мог перевести вред на другое лицо или животное? Рассказ об этом находим в той же книге.
Боден пишет о неком Юленге Пти торговце лесом из Орлеана, который стал жертвой настолько сильного колдовства, что уже начал чувствовать приближение одной малопривлекательной дамы с косой. Юленг был как-то не настроен давать дуба, и послал слугу за одним человеком, который был известен в народе, как сильный маг. Колдун явился и, осмотрев болящего, сказал, что сможет его излечить, но только в том случае, если переведет порчу на маленького сына торговца. Видимо в это время пациенту совсем стало худо, и он согласился пожертвовать сыном ради собственного спасения. Однако оба, и Юленг и чародей, не знали, что их разговор случайно подслушала кормилица мальчика. Как только женщина поняла, что согласие на перенос недуга было получено, она схватила младенца и убежала из дома. Надо сказать, что сделала она это очень вовремя, так как колдун уже прикоснулся к торговцу и тот моментально выздоровел. Затем он бросился искать мальчика и не найдя его закричал: «Где мальчишка? Я умираю!» Наконец сообразив, что ребенка в доме нет, «народный целитель» вышел за порог, но не успел сделать и шагу, как был задушен демоном. Колдун весь почернел и высох.

Вот такая история. На самом деле, несколько странная. Понятно, что для человека относительно далекого от обсуждаемого предмета – и так сойдет. Но у меня возник серьезный вопрос. Что ж это за колдун, который может снять порчу одним прикосновением, но для которого даже небольшое расстояние до объекта переноса составляет такую серьезную проблему?
Можно предположить, что маг умел переносить порчу только при физическом контакте, но тогда это противоречит основным воззрениям на механизм колдовства в средние века. Практически все демонологи и богословы считали, что чернокнижники сами по себе никакой гадости сотворить, не способны. За них все делает черт, которого они призывают и которому служат. А для демона перенести порчу на некоторое расстояние (ну, не могла кормилица с ребенком на руках за десять минут добежать до канадской границы) вообще раз плюнуть. Единственный вариант, который возможен в такой ситуации, это если бы недалеко от дома торговца находилась церковь и женщина с младенцем успела спрятаться там. Однако Боден ничего не говорит о географическом положении дома относительно близлежащих религиозно-культовых сооружений. В общем, не совсем понятно.

Вот авторы «Молота ведьм» никогда не противоречат устоявшемуся мнению относительно механизма ведовства. У них мы находим рассказ об одном епископе, которых «хотя уже щедро уплатил дань природным потребностям, но влюбился в одну девицу и вступил с ней в связь». И так полюбилась ему эта мамзель, что таскал он ее за собою практически повсюду, даже когда отправился по делам из Германии в Рим.
Надо сказать, что епископ вез с собой много красивых и дорогих украшений, на кои и позарилась упомянутая девица. Она почему-то решила, что если прелат умрет, то все побрякушки достанутся ей. На следующую ночь епископу внезапно сильно поплохело. И в течение трех дней становилось все хуже и хуже. Врачи и слуги ничем не могли помочь, и казалось, что смерть не за горами. В это время на прием к больному попросилась некая старуха, которая осмотрела его и поведала, что это не простой недуг, а порча, наведенная при помощи колдовства. Старуха пообещала исцеление, но с одним условием: она переведет болезнь на ведьму наславшую ее. Епископ, разумеется, согласился и даже заручился разрешением на это у самого папы Николая V. Когда карга узнала, что даже понтифик не против лечения таким способом, она удалилась, сказав епископу, что уже нынешней ночью он будет здоров. Что и случилось. Правда, через некоторое время выяснилось, что его возлюбленная в ту же ночь была сражена необъяснимым недугом, который быстренько свел ее в могилу. Напрасно обличенный духовным саном любовник убеждал ее исповедоваться перед смертью. Девица отвечала: «Будьте вы прокляты, ты и та, что исцелила тебя! Мне нет надежды на спасение и на милость Господа, и я вручаю мою душу всем демонам ада».

Как видно из этой истории, какое-либо расстояние для перенесения порчи с одного человека на другого старой ведьме не служило препятствием. Не было нужды и в прикосновениях ни к больному, ни к молодой колдунье.

Из многочисленных способов наведения порчи наиболее популярным было, так называемое, завязывание узелков. В магии узел являлся символом связывания, остановки или прекращения чего-либо. Например, во время венчания ведьма или колдун завязывают на специально приготовленном шнурке несколько (чаще девять) узлов произнося при этом соответствующие заклинания. В средние века это символизировало кастрацию, являлось проклятием на бесплодие и импотенцию.
Верховный судья Бургундского графства Анри Боге в 1602 году писал:
«Это колдовское действие распространено более чем когда-либо, поскольку даже дети стали завязывать узелки».

Что же это за узлы?
У Монтегю Саммерса мы находим такое описание:

«В гибельных заклинаниях, когда колдун завязывает узел на куске веревки или заговоренной нити, это нужно сделать девять раз, чтобы навлечь болезнь и несчастья на врагов. В большинстве случаев злу можно успешно противодействовать, просто развязав узлы, но трудность состоит в том, чтобы найти эту веревку или нить».

Заметим, что такой способ наведения порчи был известен задолго до средневековья. Например, в комментариях к Корану можно прочитать о том, как сам пророк Мухаммед был околдован еврейским чародеем, который завязал на веревке девять узелков и спрятал ее в колодце. Через некоторое время этот подклад был найден и пророк начал развязывать узлы, произнося при этом определенные заклинания (оказывается, и основатель ислама тоже был не прочь побаловаться магией). С последним узлом болезнь окончательно отступила.

В Италии веревка с особым образом завязанными на ней девятью узлами называется «колдовская гирлянда» и известна, как одно из самых страшных заклятий. На длинном шнурке плотно завязывают девять сложных узелков, а на конце вплетают перья черной курицы. Произнося проклятия, данное изделие прячут где-нибудь и жертва, на которую был сделан такой подклад, начинает медленно, но верно загибаться.

В Англии такая штука носила наименование «ведьмина лестница».
Саммерс упоминает, что даже на пороге ХХ века, в 1886 году в колокольне одной из сельских церквей Англии был обнаружен шнур с девятью узлами и вплетенными перьями какой-то черной птицы.

Спасибо за внимание.
Продолжение следует.
Darek.