Честно говоря, сначала я сомневался, стоит ли вообще подробно разбирать шабаш ведьм, ибо на эту тему столько написано и сказано, что попытка добавить что-то еще выглядела бы несколько неуклюжей. Но потом все-таки решил сделать отдельную статью, дабы дабы историческая картина была наиболее полной.Шабаш ведьм и все, что с ними связано Итак (тьфу, ты!... ну, вы меня поняли), примерно с середины XIV века (ок. 1335 г.) встречаются первые документальные упоминания о шабаше, как о непременном событии в жизни ведьм. Немного раньше известный богослов и теолог, святой католической церкви Фома Аквинский (1226-1274) опровергает положения «Епископского канона» (см. статью «Колдовство в средник века»). Он пишет о реальности полетов ведьм, оборотничества и договора с дьяволом («Сумма теологии»). 13 июня 1233 года папа Григорий IX издает буллу «Голос в Риме», где описываются обряды некой колдовской секты, которые позднее стали именовать шабашем, 5 декабря 1484 года появляется знаменитая булла папы Иннокентия VIII, посвященная колдовству «Всеми силами души», а в 1500 году шабаш удостаивается упоминания уже в булле папы Александра VI. Что же это за событие, которому уделяют столь пристальное внимание?
шабаш – это собрание ведьм и колдунов, а также других дьяволопоклонников, для поклонения Сатане (или демону, его представляющему).
Вот такое неожиданно короткое определение для события, о котором так много написано. Дав определение, нужно сказать несколько слов об этимологии. В этом вопросе мнения филологов расходятся. Из всех теорий происхождения слова можно выделить две основные. Согласно первой, «шабаш» происходит от еврейского «sabbat», то есть «суббота». По другой версии название пошло от имени древнего фригийско-фракийского божества Сабазия, которого отождествляли с Дионисом (греки) и Вакхом (римляне). Надо заметить, что эти двое были покровителями виноделия, а, следовательно, и винопития, так что можно себе представить какие празднички в их честь закатывали.
В средние века считалось, что для обычных встреч ведьмы и колдуны пользуются перекрестками дорог, находящимися вдали от человеческого жилья, заброшенными зданиями или малопосещаемыми церквами. Могли они собраться на кладбище или просто в лесной чаще. Также были популярны различные древние мегалитические сооружения, типа Стоунхенджа. Эти встречи, их еще называют малыми шабашами, были немноголюдны. В те времена верили, что ведьмы определенного города или района составляют некую организацию (ковен), чаще всего количество его членов не превышало тринадцати. Руководит ковеном человек, имеющий звание «дьявола» или «дьяволицы» города, который и проводит малые шабаши. Ну, действительно, зачем горстке людей добираться куда-то за тридевять земель, если внутренние вопросы можно спокойно обсудить, организовав тихий ночной пикничок на ближайшем кладбище? Другое дело если сборище обещает быть торжественным и побить все рекорды по посещаемости. Здесь одной заброшенной церквушкой не ограничишься. Приходится подыскивать место попросторней и подальше от лишних глаз.
Наиболее популярными местами массовых колдовских встреч были разного рода возвышенности и горы. Наиболее знаменитая из таких гор – конечно же, Броккен (или Брокен). Это самая высокая вершина (1141 м.) в горном массиве Гарц на севере Германии. В Центральной части страны такая же роль отводилась вершине Венусберг (дословно «гора Венеры») близ замка Вартбург.
В Швеции ведьмы собирались на Блокулле (Синяя гора), а в Италии на горе Патерно недалеко от Болоньи. Во Франции шабаши устраивали на возвышенности Пье-де-Дом рядом с Овероном, в Литве на горе Шатрия, а под Киевом существовало аж несколько холмов имевших в народе прозвища «Лысых гор», так что до сих пор невозможно с точностью определить, где конкретно развлекались колдуны.
У исследователей нет единого мнения касательно времени проведения ведовских собраний. Некоторые говорят, что малые шабаши могли быть в любой день недели, другие выделяют пятницу, как день наиболее подходящий для таких мероприятий (в пятницу был распят Христос). Например, ланкаширские ведьмы встречались в Страстную пятницу.
Большинство склонно считать, что два самых серьезных годовых шабаша были приурочены к древним друидическим праздникам: так называемая Вальпургиева ночь с 30 апреля на 1 мая (Бельтайн) и ночь с 31 октября на 1 ноября (Самайн), Хэллоуин или католический День Всех Святых. Разумеется, ни святая Вальбурга (английская монахиня знатного рода, ок. 710 г., Девоншир – 777 г. Хейденхейм, Германия, день памяти – 1 мая), ни собор всех святых католической церкви к шабашам не имеют никакого отношения. Просто так совпало.
Во многих областях и странах шабаши проводили в кануны больших христианских праздников. Колдуны и ведьмы из Логро-но, города Старой Кастилии (Северо-запад Испании), свои собрания приурочили к девяти праздникам: Пасхе, Крещению, Вознесению, Преображению, Рождеству и Успению Богородицы, Празднику Тела Господня, Дню Всех Святых и Дню св. Иоанна Крестителя. Ведьмы из Кинросса (графство в Шотландии) собирались 30 ноября, в канун дня св. Андрея, покровителя страны. А в Новой Англии главный шабаш имел место быть на Рождество.
В некоторых странах Восточной Европы самый крупный колдовской междусобойчик делали в канун Дня св. Георгия, 22 апреля. В Карпатах до сих пор верят, что в этот день всякое зло имеет особую силу, а ведьмы наиболее опасны.
Ответив на вопросы «где» и «когда», разберем вопрос «как», то есть, скажем, несколько слов о способах путешествия к местам шабаша. Казалось бы, какая ерунда. Подумаешь, велика важность, как чародеи попадали на свою тусовку! Однако, рассуждая об этой «ерунде», поломало немало перьев и опустошило не одну чернильницу целая грядка демонологов. А все из-за полетов.
Понятно, что если шабаш назначен где-нибудь за углом, то никаких проблем нет, можно и пешком пройтись. Но если путь предстоял неблизкий, то необходимо какое-нибудь транспортное средство. Причем достаточно быстрое, ведь нужно было обернуться в течение одной ночи. Повсеместно считалось, что здесь в первую очередь должен помочь тот, кому ведьмы поклонялись и служили, то есть, сам дьявол. Нечистый прекрасно понимал, что без его действенной поддержки он мог, где-нибудь на Броккене или Лысой горе, дожидаться своих слуг хоть до второго пришествия, по этому и был выбран полет, как наиболее эффективное средство передвижения. Правда, надо заметить, что Сатана вовсе не собирался предоставлять воздухоплавательные услуги на халяву. Для получения некой мази, дающей способность к левитации, ведьмам приходилось не только проводить сложный колдовской ритуал, но еще и ритуально умертвить ребенка. Наиболее подробный рецепт изготовления можно найти в деле вальденсов из Арраса (1460 г.), где мы встречаем очень подробное описание шабаша.
Освещая этот процесс, Инквизитор Пьер де Бруссар писал:
«Когда обвиняемые желали отправиться на сборище, они смазывали мазью маленькие деревянные палочки и собственные ладони, потом помещали эти палочки между ног, взлетали на них и летели туда, куда им хотелось, над городами, лесами, полями и реками; и нес их дьявол туда, где они должны были собраться. (…)
Мазь, коей колдуны смазывали палки, они изготовляли следующим способом: они ходили к причастию и брали освященные облатки, то есть частицы драгоценного тела Господа нашего, а затем помещали их в горшки вместе с жабами и оставляли горшки закрытыми до тех пор, пока жабы не поедали облатки. Затем колдуны брали кости повешенных христиан, размалывали их в порошок и сжигали. Убивали жаб, смешивали их мясо с пеплом от костей, добавляли различные травы и коренья, смачивали все это кровью убитых невинных младенцев, перемешивали и получали оную мазь».
Как говорится, полный наборчик: от глумления над причастием и непосредственно над облаткой, до осквернения покойника и убийства ребенка. Можно было бы еще за жестокое обращение с животными привлечь, но, видимо, первых пунктов обвинения с лихвой хватило.
Некоторые демонологи писали, что такая мазь изготавливается из жира убитых детей с примесью серы, аконита, белладонны и других трав. Были и другие мнения. Например, Жан Боден считал, что никакая мазь ведьмам не требуется, они и так летают, у иных авторов можно встретить колдунов, летящих на шабаш верхом на черных козлах или собаках, а другие считали, что ведьмы бегут на шабаш в облике волков, зайцев и лисиц. Но большинство все-таки считало, что ведьмы летают верхом на палке или на более традиционной метле.
Почему же именно метла? Ну, во-первых, вещь достаточно обычная в каждом доме (от крестьянской лачуги до господского замка), а во-вторых, связанные прутики метлы использовались ведьмами в качестве кропила. Верили, что перед использованием чародеи окунали метлу в определенный состав и при полете кропили этой отравой поля и огороды, отчего случались неурожаи, нашествия жуков и гусениц или болезни растений. На Западе метлы ведьм делались из ясеня, березы и ивы. Рукоятка метлы, вырезанная из ясеня, символизировал жизнь, пучок березовых прутьев - возрождение, а ивовый прут, которым связывают обе части, означал смерть.
Заметим, что полет на шабаш далеко не всегда был безопасным занятием.
Например, известный демонолог Мартин Антуан Дель Рио (1551-1608 г.г.) писал, что «в 1587 году солдат, стоявший на карауле, выстрелил в темное облако, и, подумать только, к его ногам упала женщина. Теперь что скажут те, кто отрицает, что ведьмы ездят на собрания? Они скажут, что не верят в это; позвольте им оставаться столь же неверующими, потому что они не верят очевидцам, которых я могу представить во множестве» (Изыскания в магии, 1596 г.).
А некий Жерве из Тильбюри рассказывал, что при осаде города Кале в 1596 году испуганные аркебузиры-испанцы пальнули по облаку, из которого доносились какие-то голоса. Велико же было их изумление (а может и радость), когда оттуда на них свалилась абсолютно голая девица, поведавшая после допроса, что она возвращалась с шабаша. Как тетка осталась в живых после падения с высоты птичьего полета, автор, к сожалению, не сообщает.
Кроме пеших прогулок и полетов был еще один способ посещения шабаша. Судья и демонолог Анри Боге (около 1550-1619 г.г.) сообщал:
«Колдуны остаются без чувств в своих постелях, словно мертвые, но они-то думают, что в это время находятся на шабаше. И они столь в этом уверены, что рассказывают всякие чудеса о том, что Сатана внушил им, пока они спали. Но подобное (…) происходит всегда только с теми, кто еще прежде вставал под знамена дьявола и уже не раз присутствовал во плоти на сборищах колдунов и ведьм».
Впрочем, по мнению демонологов, это никак не умаляло вины ведьмы или колдуна.
Ведь «воображаемый шабаш столь же пагубен и опасен, сколь и шабаш реальный, ибо он вызывает те же чувства и те же желания», считал генеральный прокурор Лотарингии и автор знаменитой «Демонолатрии» Николя Реми (1530-1612 г.г.).
Итак, не суть важно как, но ведьмы и колдуны собрались на большой шабаш. Через некоторое время после произнесения определенных заклинаний или исполнения песнопений, появлялся Сатана или демон его замещающий. Иногда демон появлялся первым и ожидал прибывающих. Считалось, что почтить своим присутствием дьявол или демон мог только наиболее массовое мероприятие. Во всех остальных случаях его представлял глава ковена, самый опытный и искушенный колдун. Для пущего эффекта этот чародей мог нацепить какие-нибудь дьявольские атрибуты. Например, рога или звериную шкуру, что в древности приравнивалось к деянием кощунственным и языческим. Святой Теодор, архиепископ Кентерберийский (688-690 г.г.) писал, что за подобное полагается трехлетнее покаяние.
Если же на собрание являлся все-таки дьявол, то, чаще всего, он принимал облик большого черного козла, черного кота, также нестандартных размеров или черного человека. От него или веяло могильным холодом, или же нестерпимым жаром. Уверенности не было ни в том, ни в другом, но практически все были согласны, что температура тела этого господина была далека от приемлемой.
Нет единого мнения и о внешности сего примечательного персонажа. У Колена де Планси в «Инфернальном словаре» (Париж, 1826 г.) это Мастер Леонард. Громадный демон с человеческим телом и козлиной головой, украшенной тремя рогами и лисьими ушами. У него стоящие дыбом волосы, горящие глаза и дополнительная морда на заднице. Ведьмы воздают ему почести, целуя в это лицо, держа в руках зеленую свечу.
В Швеции колдунам являлся Антессер. Этот бес имел полностью человеческий облик и был одет в серый кафтан, красные штаны, синие чулки и шляпу. Кроме того, у него была большая рыжая борода. Он подхватывал всех своих гостей и мгновенно переносил их по воздуху на Блокуллу, в чем ему помогала толпа чертей, которая являлась вслед за ним. Все эти черти принимали вид козлов; гости и мчались на шабаш, сидя на них верхом.
Адвокат и демонолог Пьер де Ланкр (Пьер де Ростегю) (1553-1631), цитируя слова одной 80-ти летней испанской ведьмы, писал:
«Дьявол на шабаше восседал на черном престоле, и был настолько страшен и ужасен, что и описать невозможно. На голове у него венец из черных рогов, из коих три очень большие. А еще один рог растет у него прямо на лбу. И тем рогом (…) он освещает и озаряет всех, кто присутствует. И дает этот рог больше света, чем луна, но чуть меньше, чем солнце, и, таким образом, можно видеть все, что происходит на шабаше. Волосы у дьявола торчат во все стороны, лицо бледное, хмурое и беспокойное. Глаза у него круглые и всегда широко открыты, они горят адским огнем, и встретиться с ним взглядом очень страшно. Борода у дьявола, как у козла, а тело какое-то неуклюжее, одновременно похожее и на тело человека, и на тело козла. Руки и ноги скорее человеческие, но пальцы на руках все одинаковой длины, очень острые на концах и с когтями. Руки у него вечно скрючены, словно лапы хищной птицы, готовой схватить добычу, а ноги похожи на гусиные лапы. Есть у него и хвост, наподобие ослиного, которым он прикрывает срамные части тела».
Насколько разнятся свидетельские показания в описании сатанинской внешности, настолько они отличаются друг от друга и в рассказах о том, что происходило на шабашах. Некоторые исследователи считают, что во время допросов ведьмы и колдуны давали одинаковые показания, так как инквизиторы или другие допрашивающие сами ставили вопросы в форме утверждений. Однако это не совсем верно. Такие вопросы имели место, но эта практика была отнюдь не повсеместной. Почему же описания шабашей так похожи? А вы попробуйте допросить двух человек, побывавших на литургии в разных церквях. Будут похожи их показания? Конечно, будут. Литургия – она и в Африке литургия, служится везде одинаково. Почему же нельзя предположить, что и обряды на колдовских собраниях были похожи, хоть они и проводились в разных местах?
Но в самих сценариях было много отличий.
Дело в том, что многие путают шабаш и Черную мессу, а это два абсолютно самостоятельных ритуала, связанных только объектом поклонения. Как раз месса служилась одинаково, да и появилась она гораздо позже. К примеру, самый знаменитый процесс, где фигурировала черная месса – это «Дело о ядах», разбиравшееся в Огненной палате (чрезвычайный орган французского парламента) с января 1679г. до июля 1682 г. А первую ведьму, аристократку из Тулузы 56-ти летнюю Анжелу Лабарт, которой вменялось, помимо всего прочего, и участие в шабашах, казнили аж в 1276 году. Как говорится, почувствуйте разницу.
Мы приведем несколько усредненный сценарий основных событий шабаша, ибо рассматривать каждое в отдельности не хватит ни времени, ни места.
Обычно ничего не говорится о том, чем занимались чародеи до появления на шабаше дьявола. Оно и понятно, так как только с его визита начиналось основное действо. Говорили, что когда являлся демон, вся толпа начинала неистово вопить от восторга, подпрыгивать и размахивать руками. Считалось, что именно такое проявление чувств больше всего нравится нечистому. Дальше каждый из присутствующих должен был определенным образом выразить свое почтение и преданность. Это выражалось в так называемом «обряде срамного поцелуя». Все по очереди подходили к дьяволу и лобызали его зад (вариант: целовали под хвост).
Затем к черту подводили неофитов для посвящения в колдуны или в ведьмы. Демон придирчиво рассматривал посвящаемых, требовал от них клятвы в верности, отречения от Господа, Девы Марии и Церкви, публичного совершения какого-нибудь святотатственного действия (попрания креста, иконы, Библии или облатки), и, наконец, появлялась некая черная книга, куда новоиспеченный колдун ставил свою подпись, естественно, кровью. Далее черт клеймил посвященных, прикасаясь своим когтем к определенному участку тела ведьмы, делая его не чувствительным к боли и оставляя некий след, называемый «печатью дьявола». В некоторых источниках говорится, что вновь посвященным дьявол вручал фамилиара, маленького демона в облике кошки, собаки или другого, обычно домашнего, животного.
После этого наступал черед более старших и опытных ведьм, которые вслух и достаточно громко отчитывались перед своим господином в том, чем они занимались с ночи предыдущего шабаша. Рассказывали об отравлениях, убийствах, наведениях порчи на людей, урожай и скотину. При этом по свидетельствам некоторых очевидцев, колдуньи хохотали, гримасничали и непристойно кривлялись. Особо «отличившимся» дьявол давал колдовской порошок или зелье, а иногда награждал деньгами. Нерадивых же вредителей мог и поколотить.
Потом начиналось пиршество. Здесь мнения демонологов (и ведьм, которых они цитируют) кардинально расходятся. Одни утверждали, что участники шабаша всю еду приносили с собой, другие говорили, что по велению дьявола дымящиеся блюда спускались прямо с неба и были настолько разнообразны, что могли прийтись по вкусу даже самым искушенным гурманам, третьи считали, что все блюда на столах представляли из себя исключительную мерзость (зловонная жижа, жабы, змеи и экскременты). Бытовало мнение о пожирании на шабашах убитых младенцев, но такое встречалось достаточно редко. Младенцев действительно убивали, но, чаще всего, делали это не в гастрономических целях.
После трапезы начинались танцы, плавно переходящие в оргию. Танцевали на шабаше особым образом, спинами друг к другу. Были предположения, что это делалось из соображений конспирации, но это, разумеется, не так. Для того чтобы не быть узнанными на колдовском собрании некоторые люди, а иногда и все участники, носили маски – атрибут очень распространенный в Средневековой Европе.
Оргию подробно разбирать не будем (у нас сайт все же не эротического характера). Скажем только, что проходила она по принципу «имей все, что шевелится». По окончании танцев гасились все огни, и в темноте каждый бросался на первого попавшегося, без разбора мужчина это или женщина, родственник или ребенок. Тем, кому не хватало партнеров, предусмотрительный дьявол присылал демонов в человеческом облике. Женщинам – инкубов, мужчинам – суккубов. Впрочем, есть авторитетное мнение, что эти демоны двуполы.
После танцев и… хм… «не танцев», дьявол говорил напутственное слово, некоторым давал отдельные задания, и исчезал. Конечно же, в «дыму и пламени», «испуская запах серы» или «страшное зловоние». А ведьмы седлали метла и отправлялись восвояси, разбрасывая по дороге дьявольский порошок или кропя с метел жидкой отравой.
В средневековье сомнений в том, что ведьмы периодически собираются на свои сходки, ни у кого не возникало. Испанский философ и теолог Франсиско Суарес (1548-1617 г.г.) писал:
«В соответствии с основными положениями католической веры следует верить в реальность шабаша, и было бы непростительной и непозволительной смелостью отрицать сам факт его существования».
Однако большинство современных ученых и исследователей считают, что никаких шабашей не существовало. А если и имели место, то это были некие «сельские праздники», ошибочно принимаемые за собрания колдунов. Еще более неуклюжую попытку объяснить существование таких собраний сделала английский антрополог и египтолог Маргарита Алиса Мюррей (1863-1963 г.г.). В своей книге «Культ ведьм в Западной Европе» (1921 г.) она, признавая реальность шабашей, делает лихой выверт и возводит их аж к языческим культам. А именно к культу плодородия (на самом деле, самый кровавый культ в истории человечества) и «культу Дианы» (богини охоты). На сегодняшний день практически все тезисы Мюррей были отвергнуты подавляющим большинством ученых. Эта псевдонаучная теория, как и многие такие теории, дала толчок к развитию в 1950-х годах английской неоязыческой религии, которая позже стала известна как Викка.
Делать выводы не буду, так как понимаю, что тема раскрыта далеко не полностью. Обещаю вернуться к шабашам еще раз, когда мы будем говорить о сравнении западной и славянской демонологий. Если кому-то интересно более детальное изучение вопроса, то порекомендовал бы таких авторов, как Монтегю Саммерс, Джеффри Бартон Рассел, Рассел Хоуп Роббинс, Ролан Вильнев и Жан Делюмо.
Продолжение будет.
Darek.