Говоря о разношерстном многообразии средневекового европейского колдовства, просто необходимо сказать несколько слов о рецептуре, которой пользовались чародеи при составлении своих снадобий и зелий. Опять же, как и с полетами ведьм, этот вопрос можно было обойти стороной, если бы в свое время на его освещение не было потрачено столько времени, чернил, а иногда даже крови.
В статье, посвященной шабашам, уже был приведен рецепт приготовления так называемой «летательной мази», куда, как вы помните, входили облатки, мясо жаб, кости повешенных христиан, кровь невинных младенцев и прочие малопривлекательные вещи. Естественно, большинство демонологов считало, что сама мазь не способна никого никуда перенести. Это делал дьявол или демон. А приготовление было неким ритуальным действием, при помощи которого Сатана заставлял своих слуг совершать святотатственные действия, а то и преступления. Исключения составляли те случаи, в которых такая субстанция изготавливалась из трав, имеющих сильное наркотическое действие. Нанюхавшись испарений или, как вариант, отведав отвар из некоторых грибочков, и современные, вполне далекие от колдовства, граждане могут побывать не только на шабаше, но и прекрасно провести время в компании самых разных персонажей (от Джона Леннона до телепузиков).
Впрочем, о полетах мы уже достаточно поговорили. Да и не столь серьезна эта тема, чтобы уделять ей так много места. Гораздо интересней взглянуть на рецепты снадобий, которые служили непосредственно колдовским задачам.
Итак, в одной из предыдущих статей («Колдуны и ведьмы в средние века») уже упоминались четыре основных цели, которых пытались достичь при помощи колдовства. А именно: физическое здоровье (избавление от болезни), успех в делах любовных, материальное благополучие и месть недругам.
Со здоровьем и лечением все более-менее понятно. Некоторые ведьмы, зачастую действительно очень неплохие травники и гомеопаты, могли составить настой или отвар для вполне успешного исцеления, а некоторые колдуны славились, как отличные костоправы. Для решения финансовых проблем зелья практически не применялись, тут, скорее всего надо было идти к заклинателю, некроманту или создателю талисманов. А вот на любовно фронте от всевозможных снадобий было просто некуда деться.
Ну, на самом деле, не мог же колдун посоветовать несчастливому в любви товарищу заняться спортом, самообразованием или, если уж совсем худо, сделать пластическую операцию? Так все клиенты разбегутся. Как правило, результат требуется быстро, без прикладывания особых усилий и, уж тем более, без докторского скальпеля.
Понятно, что в средневековье про пластику, силикон и прочие подтяжки слыхом не слыхивали. Можно было сделать дистанционный приворот. Для этого использовались восковые или оловянные изображения, портреты, части одежды, волосы, обрезки ногтей или кровь. Но, по-видимому, считалось, что для пущего эффекта было бы неплохо все-таки чем-нибудь напоить жертву. Ну, понадежней это выглядело что ли. Вот тут народ и начал вовсю развлекаться!
В двух гримуарах «Большой Альберт» и «Малый Альберт», авторство которых приписывали известному средневековому ученому, богослову и астрологу Альберту фон Больштедту, он же Альберт Магнус, он же Альберт Великий (1193-1280 г.г.), учителю Фомы Аквинского, можно найти немало любопытных рецептов. Например, такой:
«Нанесите себе небольшую рану весной, непременно в пятницу, соберите кровь в маленький горшочек и поставьте его на огонь, чтобы кровь высохла. Затем возьмите два яичка зайца и печень голубки, высушите и разотрите в порошок, добавьте сухую кровь и подсыпьте в вино, чтобы поднести потом персоне, к которой питаете вожделение».
Следующий рецепт требует от человека не только желания, но и неплохого знания анатомии животных:
«Чтобы заставить полюбить себя, надо взять, к примеру, сердце голубки, печень воробья, матку ласточки, почку зайца измельчить все в кашицу, а затем человек, который приготовляет любовный напиток, должен добавить немного порошка, изготовленного из его высушенной крови. И если дать дважды или трижды отведать этот напиток персоне, коей хотите внушить любовь к себе, то вы увидите превосходный результат».
Есть способы и попроще:
«Если вы хотите, чтобы вас полюбили, неважно, мужчина или женщина, надо натереть руки соком вербены, а потом коснуться того, кого желаете обворожить».
Или:
«Если мужчина видит, что жена пренебрегает им, он должен взять нутряной жир не слишком старого, но и не слишком молодого козла, натереть им свой член и познать жену, после чего он может быть уверен, что она будет любить только его одного».
Автор (или авторы) «Демонического гримуара Лондона и Лейдена» не согласны с такими несложными способами и, в частности от импотенции, рекомендуют следующее:
«Разогрей экскременты крокодила (ну, конечно! крокодильи какашки в средневековой Европе продавались почти на каждом углу!), кусочек плаценты молодой ослицы (тоже прикольно!), горсть кресс-салата, семь кусочков навоза антилопы (интересно, в Африке кроме дерьма автор ничего полезного не обнаружил?), желчь дикого козла и немного свежего растительного масла, причем греть все это нужно на огне, что даст горящая солома льна, и разогревать смесь надо ежедневно в течение недели, да при этом еще необходимо произносить особые заклинания. Затем этой мазью (ой! а это уже мазь?) натри свой член и ложись в постель с женой».
Заметили как интересно? Это вам не просто таблетку виагры проглотить или намазать член пеной с морды лучшего жеребца-производителя!
Но и вышеприведенный метод, по видимому, автору показался не слишком сложным, и он поражает читательское воображение следующим шедевром:
«Возьми немного перхоти с головы покойника, причем непременно убитого, затем прибавь к ней семь ячменных зерен, которые прежде лежали в могиле недавно скончавшегося человека, и растолки вместе с девятью яблочными косточками. Добавь в сию смесь кровь, взятую из клеща, найденного на теле черной собаки, немного крови из твоего указательного пальца левой руки и чуть-чуть твоего семени. Разотри все это в однородную массу, положи в кубок для вина, влей три мерки виноградного сусла, которого никто еще не пробовал. Затем произнеси над кубком семь раз заклинание, которое ты выучил наизусть и дай выпить напиток женщине».
Прям так и видится, как ведьма, колдун или просто крендель, жаждущий любовных утех, осматривает убитых покойников на предмет перхоти, а потом с вытаращенными глазами гоняется за черной собакой, которая подцепила клеща!
Надо сказать, что женщины развлекались наравне с мужчинами. По совету колдуний они подмешивали в напитки предметов своей страсти менструальную кровь, пепел от сожженных лобковых волос, садились голой попой в муку, из которой потом пекли хлеб, способный разжечь желание и прочая, и прочая, и прочая.
Разумеется, в гримуарах можно было найти и много других инструкций, не касающихся любовно-сексуальной сферы. Так сказать, на все случаи жизни.
Замечательный французский писатель и собиратель фольклора Клод Сеньоль в своей книге «Сказания о дьяволе» кроме прочего приводит такую выписку из гримуара:
«Чтобы петух стал бессмертным, нужно написать на бумажке: «Ante, Ante te, Super ante te». И сделать так, чтобы ваш петух эту бумагу съел, а затем трижды произнесите эти слова губами ему в клюв. Затем (внимание!) прибейте его голову к столу новым гвоздем. Потом выньте гвоздь, и петух никогда не умрет».
Действительно. Куда уж ему еще больше-то помирать?
Но больше всего мне понравился способ становиться невидимым, приведенный в той же книге:
«Следует поймать черного кота, купить новый горшок, зеркало, огниво, камень агат, уголь, трут и в полночь набрать воды из источника. Далее – развести огонь, погрузить кота в горшок, непременно левой рукой, не обращая при этом внимания на шум, который вы можете услышать позади себя.
Варить (пристальное внимание!!!) двадцать четыре часа, а затем положить кота на новое блюдо, взять мясо и, перебросив через левое плечо, произнести: «Accipe quod tibi do, et nihil amplius» (Вот, что-то даю тебе и ничего более – лат.)
Затем отделить мясо от кости, одну за другой взять их в зубы левой половиной челюсти и посмотреть на себя в зеркало. Если вы все же себя там увидите, надо опять перебросить кота и повторить то же самое; делать так, пока вы не увидите, что вашего отражения в зеркале нет. Добившись цели, идите восвояси со словами: «Pater! In manus tuas commendo spiritum meum» (Отец! В руки Твои предаю дух мой – лат)».
Честно говоря, не имею ни малейшего понятия, как автор сего, несомненно, «очень действенного» средства представлял себе кота, которого проварили в течение суток. Видимо не очень хорошо. Так как после такой процедуры о каких-либо костях разговор вообще идти не может, а через левое плечо можно «перебросить» только бульон из кошатины.
Конечно, не надо забывать, что наряду с рецептами, отдающими шизофренией, существовали и серьезные инструкции по приготовлению реально работающих афродизиаков, лекарств и ядов, коими должна была владеть любая уважающая себя ведьма. Зачастую такие разные тексты находились в разных книгах.
Одна из них («Травник») содержала описание свойств растений и способы составления лекарственных настоек и отваров. Владение и пользование такой книгой не приравнивалось к колдовству и только в редких случаях из-за невежества толпы или отдельно взятого лица мог пострадать человек, практикующий такое лечение. Официальная Церковь за это не преследовала. Более того, в некоторых монастырях, особенно в сельской местности, помимо изготовления всевозможных вин и коньяков, с успехом занимались и, так называемой, народной медициной.
Другая книга, уже более зловещая, содержала наставления по изготовлению ядов, кои в большинстве своем были также растительного происхождения. Если такие книги попадали в поле зрения церковных или светских властей, то, как и гримуары, они сразу же вносились в специальные запретительные индексы. А человек, владеющий таким изданием, мог огрести целую грядку неприятностей.
Наконец третий вид книг – гримуары являлись полноценной колдовской литературой, содержащей заклинания, способы вызова демонов, магические формулы и церемониальные инструкции. Обычно люди гримуаров сторонились, если не сказать боялись. Ходили слухи об одной черной книге, внизу каждой страницы, которой была надпись «переверни, если ты храбр». И если человек переворачивал определенное количество страниц, естественно знакомясь с их содержимым, то, по одной версии, его убивал дьявол, а по другой он становился либо одержимым, либо сумасшедшим. Если владельца гримуара сажали в тюрьму или ссылали на галеры, то он мог с уверенностью сказать, что ему необычайно повезло.
Думаю, что очерк был бы не полным, если не упомянуть такую многофункциональную штуковину, как «рука славы». Мне встречались целых четыре способа ее изготовления. Приведу самый простой из них:
У повешенного человека (обязательно повешенного, а не убитого как-то иначе) отрезают руку, заворачивают ее в кусок ткани от погребального савана, перед этим натерев перцем, солью, селитрой и ярь-медянкой. Затем ее закапывают на перекрестке трех дорог или в болотную тину и оставляют на две недели. Потом извлекают и высушивают на солнце. Считалось, что пальцы, приготовленной таким образом руки способны гореть подобно свечам. При помощи такого оригинального подсвечника можно было обездвижить или усыпить любого человека или группу людей. Также верили, что при помощи «славной руки» можно открыть любые двери, сделаться невидимкой и пр. Условие одно – магическое воздействие будет длиться ровно столько, сколько будут гореть мертвые пальцы.
В средние века, особенно в Англии, где повешение было самым распространенным видом казни, добыть такую конечность не представляло особого труда. На худой конец можно было просто договориться с палачом. Но всегда следовало помнить, что если от гримуара еще можно было как-то отмазаться, то если у вас найдут «руку славы» - дорожка на костер или плаху вам обеспечена.
Спасибо за внимание. Продолжение будет.
P.S.
Во всех цитируемых отрывках комментарии в скобках – мои. Darek.