Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » СТАТЬИ » Инквизиция (краткий очерк)


Инквизиция (краткий очерк)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Надо сказать, что об инквизиции рассказывать достаточно сложно. И дело не в том, что многие архивные данные Ватикана были утеряны во время второй мировой войны, или в недостаточности научных (и не очень) работ на эту тему. В первую очередь, дело в давно сложившемся стереотипе. А ломка стереотипов, знаете ли…
Но начнем, пожалуй.

Теперь скажем несколько слов о казнях.

Преследование еретиков

Как известно, историки тоже люди (ух, ты! – автор открыл нам глаза!). М-м-м да. Так вот. Как и все люди, некоторые из них очень любят навешивать ярлыки. На самом деле, в бытовом приклеивании ярлыков ничего такого нет. Так просто удобней жить. В глазах человека или группы людей общество привычно делится на разных «психов», «подонков», «хороших людей» и «прочий сброд». Часто (хи-хи, да почти всегда) виденье и оценка окружающего мира находится в сильной зависимости от социального положения самого оценивающего или группы таковых, его(их) амбиций, реализованных или не реализованных желаний, самосознания и обычно не удовлетворенного чувства собственной значимости.
Стоит отметить, что далеко не всегда ярлыки приклеивают с бухты-барахты. Многие «общественные клейма» весьма справедливы. Ну, например, все знают, что Борька (разумеется, совершенно гипотетический персонаж) – урод и пьяница (урод, потому что так и не отдал тыщу, которую занял до получки), а Клавка – дура (ибо не только живет с этим уродом, но и денег ему на бутылку дает, а он ее бьет смертным боем, а она терпит, а он ее снова лупит, а она опять прощает, а он… И далее по сценарию).
Но чаще всего происходит все с точностью до наоборот. Человек получает клеймо не только совершенно незаслуженно, но иногда даже не догадываясь об этом.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, наверное, был бы в шоке, узнав, что «благодарные» потомки повесили на него ярлык гомосексуалиста. И не только повесили, но и придали этому степень общеизвестного исторического факта. Активность в этом вопросе самих геев понять можно. Для поднятия собственного авторитета, очень удобно объявить педерастом кого-нибудь из великих. Но остальные-то…
На самом деле, вся «голубизна» Чайковского строится на россказнях музыковеда, некой мадам А. Орловой, эмигрировавшей на Запад годах в 80-х. А источниками для подобных сплетен ей служили разные слухи уровня «одна баба сказала». Кстати, впервые о «такой» ориентации композитора советским людям в тех же 80-х любезно поведала не кто-нибудь, а радиостанция «Голос Америки». Выводы можно не делать. Они напрашиваются сами.

Но я отвлекся.
Если люди склонны клеймить отдельных личностей (чаще всего своих же знакомых), то некоторые историки замахиваются на большее. Они навешивают ярлыки на события и даже на целые эпохи.
Спросите себя, какие ассоциации возникнут у большинства при слове «инквизиция»? Вам сразу назовут: тюрьмы, пытки, костры (кто что-то читал, вспомнит умное слово «аутодафе») и прочие ужасы. Некоторые даже употребят эпитет «эпоха костров», заботливо приклеенный разными историками к средневековью и расскажут о сотнях тысяч невинно осужденных. Правда, с конкретикой у этих господ будет, мягко говоря, хреновато, но это же не главное, верно? Главное, что говорить станут с такой убежденностью, что любо-дорого посмотреть! Правы они будут? Вежливо скажем, - отчасти.

Сегодня инквизицию вспоминают в основном в связи с преследованиями ведьм и колдунов. Но на самом деле создавалась она вовсе не для этого.
После раскола 1054 года и окончательного разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) папский престол постоянно беспокоил рост всевозможных ересей, а совсем не колдовство. Немногим позже, в 1140 году был возведен в ранг закона «Епископский канон» (полный текст см. в статье «Колдовство в средние века»), который вообще отрицал реальность какого-либо чародейства. И почти в тоже время появляются первые очертания организации под названием Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium (Святой отдел расследований еретической греховности – лат.).
Неверно было бы думать, что инквизиция появилась в одночасье по прихоти кого-нибудь из понтификов. Еще в первые века существования христианства в обязанность дьяконам вменялось разыскивать и исправлять заблудших в вере или приводить таковых на суд епископа, который мог отлучить от церкви (самое суровое наказание в те времена). Но уже в 313 году римский император Константин Великий (272-337 гг.) издает указ о конфискации имущества донатистов (от еп. Доната, еретическое движение в римской Сев. Африке, IV-V вв.). А о смертной казни для еретиков впервые упомянул в 382 году другой правитель Рима Феодосий Великий (347-395 гг.). В 385 году такая казнь была приведена в исполнение в городе Триер (Германия) над присцилианами (гностическая секта). В Х и XI веках епископальными судами все чаще к еретикам применялись уголовные наказания. Среди которых было и сожжение на костре.
В привычном для нас значении слово «инквизиция» (от лат., - исследовать) впервые было употреблено только в XII веке, а именно на Турском соборе в 1163 году, а в 1229 году уже на другом соборе, Тулузском, апостольский легат (то есть непосредственный представитель папы) «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectes de haeretica pravitate» (повелел сделать исследование лиц, подозреваемых в еретической порочности – лат.). Сложно с большой долей определенности назвать дату образования инквизиции. Фактически она была создана в период с 1215 по 1232 год.

Если на Руси в те времена появлялись какие-нибудь еретические доктрины, то обычно их проповедники вместе с немногочисленными последователями со всей тщательностью ныкались по лесам да болотам. Ибо понимали – минимум не одобрят. Причем не одобрят не только власти. После очередного хождения в народ носителя «нового знания» нередко приходилось серьезно подлечивать, а то и вовсе хоронить. И, разумеется, не потому, что просторы нашей необъятной Родины были населены сплошь стукачами царя и патриарха. Таковые, конечно, тоже находились и в немаленьком количестве. Но в основном активное неприятие еретических догм проявляли простые люди. Как бы сейчас сказали, ретрограды и консерваторы. Правда, как-то так исторически сложилось, что именно эти совсем «не передовые» граждане являлись созидателями, а в малопочетной роли разрушителей (сегодня говорят «реформаторов») выступали всякие демократы, да революционеры. Вобщем, как-то не приживались у нас еретики, да и Церковь пользовалась серьезным авторитетом. В вечно либеральной и продвинутой Европе все происходило с точностью до наоборот. Разными учениями, извращающими и коверкающими официальные церковные догматы, были охвачены целые города и области.

В наше время большинство государств проводят исключительно светскую политику. Почти везде Церковь не обладает ни серьезной властью, ни правом голоса. В средние века церковная (христианская) идеология была то же, что государственная, а ее отрицание или искажение приравнивалось к политическим преступлениям. Что представлялось вполне логичным. Король, а позднее император, благословлялся на царствование церковью в лице папы, действующего от имени Бога. И если кто-нибудь утверждал, что церковь не обладает той полнотой власти и истины, на которую она претендует, то этот человек автоматически объявлял нелегитимными всех благословленных ею монархов. А это, знаете ли, попахивает не только какими-то духовными нестроениями, но и государственной изменой.
Понятно, что если бы в ереси было заподозрено 10-20 человек, то и фиг ты с ними. Пусть развлекаются. Но когда появляются несколько тысяч инакомыслящих, то может забеспокоиться даже самый толерантный император.

Орден Доминиканцев

В 1214 году был создан монашеский орден Доминиканцев (последователей св. Доминика), в основные обязанности которого входили проповеди в областях, охваченных духовными смутами. Надо сказать, что альбигойцы и катары (представители самых массовых еретических течений) были вовсе не религиозными мечтателями. Они организовывались в достаточно воинственные группы, совершали уголовные преступления против представителей католического духовенства, а некоторые вообще призывали к всеобщему восстанию против власти. Здесь надо отдать должное мужеству доминиканцев, проповедовавших в центрах распространения ересей. На такое не каждый отважится. По этому в орден принимали не просто верующих католиков, но людей наделенных даром убеждения, творческих и достаточно бесстрашных. И по этому же функции инквизиции были переданы именно ордену св. Доминика (ранее инквизиторами были францисканцы).
Известно, что в 1244 году в охваченной еретическими волнениями Флоренции к разбушевавшейся толпе вышел один из первых инквизиторов-доминиканцев Петр Веронский. Его речь настолько сильно подействовала на людей, что те, кто недавно был готов растерзать проповедника, стали его последователями. И все-таки в 1251 году по пути в Рим Петр был убит.
Во многих современных исследованиях инквизиторов рисуют, как взбалмошных мракобесов, которые гонялись по Европе за безобидными катарами, вальденсами, лионскими бедняками, штедингерами, патаренами и др. Но статистика (дама непререкаемая до капризности) говорит, что следователям вовсе не мерещилась опасность.
Вот лишь несколько примеров:
- в 1235 г. в Каталонии, в г. Ургеле был убит первый местный инквизитор, доминиканец Петр;
- в 1242 г. новый каталонский инквизитор Понс д'Эспира был отравлен еретиками;
- во второй половине 1230-х годов в Лангедоке убиты три инквизитора;
- 27 мая 1242 г. в замке Сен-Папуль, во Франции, убиты 9 доминиканских монахов, направлявшихся в Авиньон для организации там инквизиционного трибунала. Помимо монахов были убиты и 2 их слуг. Смертельно раненому инквизитору Арнальди убийцы отрезали язык;
- в 1251 г. в Кремоне убит инквизитор Фра Роландо;
- в 1251 г. по дороге в Рим убит Петр Веронский;
- в 1251 г. в Милане убит инквизитор Петр д'Аркантъяго;
- в том же году в городке Вальтелина убит инквизитор Фра Пагано да Лекко и его спутники;
- 15 сентября 1485 г. руководитель инквизиционного трибунала Арагона Педро Арбуэс д'Эпила убит в митрополичьей церкви во время молитвы;
- в 1534 г. возле Бадахоса убит один из важнейших агентов инквизиции, имевший право личного доклада королю, Энрико Нунес, еврей по национальности.

Еще можно добавить, что в некоторые города, находившиеся под властью еретиков, был запрещен вход монахам и священникам. А за совершение католического богослужения карали смертью.

Некоторые могут подумать, что инквизиторов уничтожали, чтобы избежать костра, но это далеко не так. Во-первых, сами следователи не только никого не сжигали, но и не могли приговорить к сожжению. Это была исключительно прерогатива светских судей. Во-вторых, любой из обвиняемых еретиков, если он не совершил никакого уголовного преступления, мог принести публичное покаяние и тем самым избежать наказания. Кстати, многие так и делали. Причем, отдадим должное Церкви, частенько она терпеливо ждала, когда «заблудшее чадо» соизволит признать, что было заблудшим. С язычником, чернокнижником, гностиком, материалистом и еще черт знает кем Джордано Бруно аж восемь(!) лет маялись. В итоге сожгли. Утомил ибо.

0

2

Теперь скажем несколько слов о казнях

Первое, что хотелось бы отметить: аутодафе – это НЕ сожжение на костре, как думают многие. Само название произошло от лат. actus fidei (акт веры) и означало церковный суд. Все инквизиторские трибуналы (как и во все времена, любое следствие) проходили за закрытыми дверями. Но аутодафе было исключительно публичным действием. На площадь, при большом скоплении народа и знати, выводили осужденных в определенной одежде (сабенито) и зачитывали приговоры, начиная от самых легких и заканчивая самыми суровыми. За преступления налагались епитимьи, штрафы, приговаривали к стоянию у позорного столба, ссылкам или тюремному заключению. Самого сожжения на аутодафе не было, и быть не могло. «Особо отличившихся» и упорствующих еретиков отлучали от церкви и передавали светским властям, а они уже в свою очередь выносили (или не выносили) смертный приговор. На самом деле, преступников сжигали вовсе не потому, что какие-то конкретные судьи были особенно жестоки. Просто за ересь или колдовство (которое было приравнено к ереси) такая казнь полагалась по закону. Можно вспомнить хотя бы знаменитую «Каролину» (Уголовно-судебное уложение императора Карла V, 1532 г.):
«CIX. Если кто-либо путем колдовства причинит людям вред или ущерб, то он должен быть подвергнут смертной казни, и сия казнь должна быть произведена путем сожжения. Если же кто-либо занимается колдовством, но не причинил этим никому вреда, то он должен быть соответственно обстоятельствам дела наказан иначе».

Почему же именно сожжение? Здесь все несложно.
Во-первых, это традиция. Еще римский император-язычник Диоклетиан повелевал сжигать манихеев (последователей перса Мани (216-273 гг.), основателя одной из первых гностических сект). Во-вторых, казнь должна была не только показательной, но и устрашающей. У осужденных аристократов, кстати, была привилегия: их сначала душили, а уже потом сжигали. В-третьих, такая казнь не давала распространиться слухам о якобы воскресшем еретике (колдуне) и успокаивала народ. Вспомним, - многие верили, что после смерти ведьма или колдун могли явиться в качестве вампира. Ну и, в-четвертых, сожжение гарантировало отсутствие могилы еретика, которая могла бы стать местом поклонения его приверженцев. В этом же ключе был издан еще один интересный указ. После осуждения не только конфисковывали имущество, но и срывали до основания дом отступника, дабы он не послужил местом для собраний.
По поводу страха перед якобы «неминуемой» казнью за ересь можно привести еще один интересный факт. В тогдашней Европе уголовных преступников и тех, кто был арестован инквизицией, содержали отдельно. Так вот. Условия в светских тюрьмах были несравненно хуже, чем в церковных. И фиксировалось немало случаев, когда подозреваемый в обычном преступлении сам возводил на себя обвинение в колдовстве или ереси, дабы его перевели в инквизиционный застенок. Как вы думаете, поступал бы так кто-нибудь, если был бы уверен, что за такой самооговор его обязательно предадут мучительной смерти на костре?

Подробно рассказывать про пытки, применявшиеся к подозреваемым, мне не представляется ни интересным, ни разумным. Здесь можно выделить только два основных момента:
Просто так за здорово живешь, никого не пытали. Для этого нужны были достаточно серьезные основания и свидетельские показания. Более того, нередко для назначения пытки испрашивалось разрешение епископа, которое давалось далеко не всегда.
И второе. На протяжении всей истории государственные спецслужбы в процессе дознания применяли и применяют пытки. И в наши дни подобная информация иногда появляется в прессе. Мы не будем расставлять нравственные акценты, ибо дело это сугубо неблагодарное. Одно можно сказать точно: инквизиторы в технику допросов ничего нового (более или менее жестокого) не привнесли.

В следующей статье поговорим о преследованиях ведьм и колдунов. Продолжение скоро будет. Darek.

0


Вы здесь » Тестовый форум » СТАТЬИ » Инквизиция (краткий очерк)