Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » СТАТЬИ » Охота на ведьм


Охота на ведьм

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как я где-то уже упоминал (не помню где, а рыться лень), что преследовать за колдовство стали еще в древнем мире. Но это преследование носило частный и несистемный характер. Какой-то правитель издавал указ, запрещающий всякое чародейство, какой-то наоборот разрешал все магические практики, а серьезно преследовать ведьм стали только с XII-XIII веков. И причин тому было немало.

Но вернемся к инквизиторам.

На протяжении практически всего своего существования западная (католическая) церковь уделяла слишком пристальное внимание фигурам дьявола и его свиты. Народ откровенно устрашали вездесущностью Сатаны, его силой и могуществом. Еще в 811 году (это, на минуточку, еще I век!) первый император Запада Карл Великий (748-814 гг.) издал указ, в котором обвинил священнослужителей, что они стращают людей дьяволом и адом. Можете себе представить, какие масштабы имело запугивание, если это нашло отражение в императорском указе?

Как показала история, император сотрясал воздух зря. Из года в год и из века в век с церковного амвона или кафедры разнообразная дьявольщина сыпалась на головы прихожан. Она повторялась в вольных народных пересказах, как в зеркале отражалась на картинах, оживала на подмостках бродячих театров. На Западе Сатана был всегда рядом с человеком, он был хитер, могущественен и всеведущ. Сознание этого настолько долго передавалось из поколения в поколение, что основательно засело в головах англосаксов, а потом и американцев вплоть до сегодняшнего дня.

Возьмите хотя бы современные западные фильмы (кинематограф – это тоже, как ни крути, отражение культуры). Вампиры и оборотни спокойно разгуливают по улицам и даже учатся в школах («Сумерки», «Блейд», «Интервью с вампиром» и др.), бесы нападают на людей («Демоны», «Константин» и пр.). Стоит побаловаться странной безделушкой или прочитать несколько строк из старой книги и обязательно откуда-то вылезет очередная злобная зяба (хорошо, если одна), которую на протяжении всех полутора-двух часов будут безуспешно пытаться упрятать обратно. А нечистый легко может вселяться в кого угодно по собственному выбору («Экзорцист», «Экзорцизм над Эмили Роуз» (у наших «одаренных» переводчиков почему-то «Шесть демонов Эмили Роуз»), «Обряд», «Последнее изгнание дьявола», «Время ведьм», и пр., и пр., и пр.). Про заброшенные госпитали, старые дома, церкви, кладбища и другие «нехорошие места» я уже и не говорю. Там всякие бяки вообще из каждой щели лезут. И такая веселуха продолжается еще со времен средневековья.
На Руси, а потом и в России к дьяволу тоже относились со всей серьезностью. Все-таки Сатана - это вам не жук начихал. Но в представлении наших благочестивых предков он не обладал и десятой долей того могущества, которое ему приписывали католические церковники и демонологи. Лукавый был достаточно отдален от прямого влияния на людей, и надо было стать достаточно основательным грешником, чтобы он смог вселиться в человека. На Западе же параллельно с духовной семинарией существовала целая школа экзорцистов, выпускники которой с переменным успехом то и дело кого-то из кого-то изгоняли.

В нашей истории тоже встречались примеры экзорцизма. Но это было скорее исключение, чем правило. В XVI веке киевским митрополитом Петром Могилой (1596-1647гг.) был составлен так называемый «Великий требник» или «Требник Петра Могилы» (1646 г.), содержащий много заклинательных молитв. Другими словами, специальных молений для заклятия демонов. Но это единичный случай. И здесь не обошлось без католического влияния, коему был подвержен священник, как и почти все украинское духовенство того времени.

Вернемся к ведьмам.
Как и в вопросе о создании инквизиции, невозможно установить точную дату, когда колдовство приравняли к ереси. Есть мнение, что это случилось в 1184 году по распоряжению папы Луки III, в других источниках указывается иное время. Например, утверждается, что впервые это сделал папа Сикст IV в буллах 1473, 1478 и 1483 годов. Это, конечно, неверно, так как хорошо известны инквизиторские колдовские процессы XII-XIV веков. Большинство исследователей согласны, что к XIII веку чародейство окончательно стали считать ересью. Давайте посмотрим, почему это произошло.

К 1233 году, когда по распоряжению папы Григория IX инквизиционные функции были переданы ордену доминиканцев, четко обозначилось течение двух взаимозависимых процессов. Во-первых, католическая церковь стремительно теряла авторитет среди широких масс населения и, во-вторых, среди этого самого населения отмечался буйный рост увлечения колдовскими практиками. Вобщем-то, одно без другого не бывает. Когда епископы, как высокопоставленные монахи, коим по определению положено быть образцом для подражания, нарушают обеты целомудрия, да еще и в открытую живут с женами, детьми, а иногда и с любовницами. Когда кардиналы не назначают на церковные должности достойных людей, а продают тепленькие места за деньги. Когда монастыри и монашеские ордена, забывают о том, что они нищенские и начинают утопать в вульгарной роскоши на фоне полуголодного народа. Тогда у людей возникает ощущение, что церковь уже не несет спасения. И та же церковь на протяжении нескольких веков вдалбливала населению постулаты о почти полном могуществе дьявола. При таком раскладе результат мог быть только один – человек начинал обращаться за помощью к Сатане и его слугам.

25 января 1225 года в замке Рокказека недалеко от города Аквино родился тот, кто на несколько последующих веков окончательно сформировал церковное, а значит и государственное, мнение относительно колдовства. Его звали Фома, в историю он вошел, как Фома Аквинат или Фома Аквинский. Католики его называли «ангельским доктором» и «князем философов». Это был действительно неординарный человек: сын графа, бывшего в родстве с королевской фамилией, оставивший беззаботное существование потомственного дворянина, и, не смотря на активное сопротивление родственников, ушедший в монастырь. На его биографии и заслугами перед западной церковью подробно останавливаться не будем (особо интересующихся отсылаю к книге «Фома Аквинский» Честертона). Для нашей темы важно отметить опровержение Аквинатом практически всех положений Епископского канона. Как вы помните, если читали, конечно, (полный текст см. в статье «Колдовство в средние века»), канон, признавая силу дьявола, но отрицал реальность какого-либо чародейства, полеты и шабаши ведьм, называя все это фантазией или вредной иллюзией. В своей главной книге «Сумма теологии» Фома не только утверждал, что колдовство абсолютно реально, но и логически обосновал это. Труды богослова еще при его жизни пользовались непререкаемым авторитетом (достаточно сказать, что умер Аквинат в 1274 году, а уже в 1323-м был причислен к лику святых). Понятно, что любая фраза или мнение такого «учителя церкви» моментально возводилось в аксиому и становилось минимум мнением большинства духовенства, а максимум церковным догматом.

Надо сказать, что богослов не просто так говорил о реальности колдовства. Долгое время его учителем был ни кто иной, как Альберт Великий, он же Альберт фон Больштедт, он же св. Альберт (1193-1280 гг.). Ни сколько не умаляя достоинств и энциклопедических знаний этого человека, заметим, что его увлечение естественными науками зачастую пересекалось с алхимией, а иногда и с магией. И об этом свидетельствовал сам Фома. По его словам однажды учитель оживил голема. В самом оживлении глиняного или каменного истукана нет ничего из ряда вон выходящего. Этим занимались иудейские раввины многие века. Но такая процедура требует очень серьезных колдовских знаний и опыта, наличие которых у католического монаха заставляло задуматься. Возможно, задумался и Аквинат, который в 1252 году покидает своего наставника, уезжает из Кельна и начинает преподавать в Парижском университете.

Итак, колдовство официально признали реальностью, объявили ересью и начали инквизиционные следствия. И с первых же шагов на этом поприще инквизиторам пришлось столкнуться с сильным противодействием из среды простого народа. Это противодействие было вызвано не излишней жестокостью инквизиторов, как, может быть, подумали некоторые, а их беспристрастностью. Для среднестатистического обывателя вопрос о виновности колдуньи представлялся элементарным, а вопрос о невиновности не стоял вовсе. Он искренне не понимал, зачем нужно еще городить какой-то огород в виде расследования, если можно просто сжечь ведьму? Другими словами, инквизиторам частенько приходилось буквально спасать людей заподозренных в колдовстве от самосуда толпы.
Подозрения же могли действительно иметь под собой серьезные основания и с той же легкостью возникнуть на пустом месте.
Заподозренной в колдовстве может стать, например, старая маразматичка или просто человек, страдающий душевным недугом. Также могли заподозрить незнакомца(ку), если его/ее появление в какой-либо местности совпадало с определенными событиями (буря, шторм, пожар, внезапный падеж скота или резкая вспышка заразной болезни). Касательно незнакомцев заметим, что в средние века очень непопулярно (если не сказать крайне нежелательно) было представляться одним именем. Понятно, что на многолюдном постоялом дворе, в трактире или гостинице было совсем необязательно рассказывать о себе всю подноготную. Но если человек входил в частный дом или появлялся в более закрытом, чем городское, обществе (в деревне), то здесь приличия должны быть соблюдены, как для спокойствия окружающих, так и для себя лично. На просто «Ивана Ивановича» минимум стали бы косо поглядывать, а максимум он мог огрести целую грядку неприятностей. С вельможными господами было проще. Назывался путешественник, допустим, графом Эриком Бурухтанским и всем становилось понятно, что этот аристократ наследный владелец определенной области. Простолюдинам в такой ситуации приходилось называть место, где они живут постоянно и где их знают. Например, Пьер из Рейвенхолма или Жак из Сайлент Хилла. Этим человек как бы заявлял о своей порядочности, о том, что у себя на Родине он хорошо известен, не совершил там никакого преступления и поэтому может смело назвать свое место жительства.

Конечно, в чародействе обвиняли не только шизиков и чужестранцев. Зачастую подозрения падали и на вполне знакомых граждан. В народном представлении ведьмой могла оказаться не только старуха, одиноко живущая на дальнем краю деревни, но и сварливая соседка, торговка на ярмарке, или повивальная бабка. Здесь тоже значительную роль играли совпадения. Переругаются между собой две тетки, а потом одна из них, может от расстройства, может от других абсолютно естественных причин, заболевает и с полной уверенностью говорит, что ее ведьма испортила. Дав волю собственной фантазии, «пострадавшая от колдовства» припомнит, что замечала у чародейки маленький хвостик (один из старых признаков ведьм), видела ее летавшей на метле (палке, козле, собаке). Растрезвонит на всю округу, что соседка-ведьма совершенно точно виновата в прошлогодней засухе (граде, урагане, нашествии паразитов), и доподлинно известно, что она продала душу дьяволу, чуть ли не с рождения, а в соседском роду были сплошь колдуны, да христопродавцы. Много ли людей поверят вздорной бабе, зависело только от дара убеждения последней, но иногда стараниями кликуши к оклеветанному человеку у большинства формировалось вполне определенное отношение. Вот и получалось, что далеко не все костры, на которых корчились реальные или мнимые колдуны были зажжены руками инквизиторов или светских судей. Впрочем, и они в этом отношении поработали немало.

Грубейшей ошибкой было бы причислять к инквизиторам тех епископов, или представителей судебной власти, которые выносили приговоры по колдовским процессам. Все они инквизицией, то есть непосредственно расследованием, не занимались и принимали решение уже по, так сказать, «готовым материалам дела». Многие были известны, как демонологии, авторы работ по ведовству и (на минуточку!), образованнейшие люди своего времени.
Чтобы не быть голословными, для примера упомянем нескольких из них:

Мартин Антуан Дель Рио (1551-1608 гг.) автор «Исследований магии» в шести книгах (1599) был известным ученым-иезуитом. Он получил хорошее классическое образование, знал еврейский, халдейский и 5 современных языков, имел юридическое образование; в 19 лет опубликовал издание Сенеки, ссылаясь более чем на 1300 источников. В 24 года стал вице-канцлером и генеральным прокурором Брабанта.

Николя Реми (1554-1600 гг.) автор известной «Демонолатрии» (1595 г.), обучался праву в университете в Тулузе, позднее – профессор и прокурор Лотарингии.

Жан Боден (1529-1596 гг.) в 1580 году издает «Демономанию колдунов». Сам автор политик, экономист, философ, профессор права в Тулузском университете и до кучи создатель теории государственного суверенитета доказывал необходимость самого жестокого наказания для чародеев. И этого человека один из отцов французской философии Мишель Монтень называет «более благоразумным, чем все писаки его времени».

Анри Боге (около 1550-1619 гг.). Его книга «Рассуждения о приговорах» выдержавшая 12 изданий за 20 лет соперничала по популярности со знаменитым «Молотом ведьм». Этот труд построен на собственном опыте самого автора, который был знаменитым адвокатом и верховным судьей Бургундского графства.

Наставник двух сыновей и племянника французского короля Франциска I известный врач и гуманист Иоганн Вейер (1515-1588), хотя и был противником охоты на ведьм, но, тем не менее, разделял основные взгляды на реальность колдовства. Были широко известны две его книги – «Об обманах демонов» (1563 г.) и «Псевдомонархия демонов» (1588 г.).

Я обратил ваше внимание на этих колоритных персонажей совсем не потому, что хотел отметить какие-то из их личных качеств. Просто образованность (крайне редкая штука в средневековой Европе) и положение в обществе, которое занимали эти люди, напрочь развенчивают миф о том, что охотой на ведьм занимались сплошь безграмотные мракобесы и религиозные фанатики. Кстати, звание профессора университета в те времена здорово отличалось от сегодняшнего. Для современного человека профессор – это зачастую какой-нибудь очкарик, зарывшийся в никому, кроме него не интересных фолиантах и периодически занудствующий с кафедры какого-нибудь учебного заведения. В средние века профессора были не только учеными, но часто и вершителями судеб. Дело в том, что если с рядовым уголовным преступлением (кража, грабеж, убийство) светские суды справлялись самостоятельно, то суд епископский, разбирающий преступления против церкви и веры (ересь) или колдовство (тоже ересь, но немного другого рода) мог обратиться в какой-либо университет, дабы высокие умы выдали экспертное заключение по тому или иному вопросу. И это решение могло сохранить человеку жизнь, а могло отправить прямиком на эшафот.
Но вернемся к инквизиторам.
Кого из исторических личностей в первую очередь вам назовет любой, кто хотя бы что-то читал по обсуждаемому вопросу? Конечно же, Великого инквизитора Испании Торквемаду! О нем так много и часто упоминается, что его имя стало почти синонимом слова «инквизитор». Только вот…
В нашей теме рассматривать Томаса Торквемаду (1420-1498 гг.) представляется совершенно не интересным. Ибо в средневековой Испании почти не преследовали за колдовство. И вовсе не потому, что на Родине кастаньет и шестиструнных гитар люди не увлекались магией. Просто в испанской традиции чародейство считали за суеверие, и колдовская составляющая инквизиционных трибуналов была очень мала, если не сказать ничтожна. Например, в одном из крупнейших испанских городов Толедо, в период с 1575 по 1610 год количество колдовских процессов составило всего 1,5% и практически все они касались случаев реальных отравлений (то есть в сущности обычных уголовных преступлений). Возможно, поэтому будет очень сложно припомнить хотя бы одну работу по колдовству, вышедшую из-под пера испанского демонолога, тогда как немецких и французских – хоть отбавляй.
Торквемада был скорее политической фигурой, чем церковным деятелем, а основные усилия возглавляемой им инквизиции были направлены на борьбу с обычными еретиками. Депортация евреев из Испании (1492 г.), которая произошла по его инициативе, носила также более политический и экономический, чем религиозный характер. И ненависть инквизитора к иудаизму, если таковая и имела место, здесь совершенно не причем. Скорее всего, Торквемада действительно отрицательно относился к иудеям, но, как бы это странно не звучало, за исповедание другой веры в Европе не преследовали. Более того, в 1263-м и 1265-м годах (то есть, как сейчас говорят, во времена «дремучего средневековья») состоялись два диспута, христиан с евреями на которых присутствовал лично король Арагона (Сев. Испания) Барселонской династии Хайме I Завоеватель (1208-1276 гг.), который гарантировал безопасность представителей иудеев. А на вопрос о последующем преследовании заявил, что инквизиция не преследует иноверцев, а борется только с теми, кто искажает христианское учение. Торквемада не мог не знать об этом и нет никаких оснований считать, что он пересмотрел и изменил задачи инквизиции.
С экономической же точки зрения, изгнание евреев было, несомненно, выгодным предприятием. При выдворении из страны им запрещалось брать с собой золото или другие ценности, коих накоплено было немало. Дело в том, что на протяжении довольно долгого времени евреи в Испании, как, впрочем, и в других европейских странах, занимались ростовщичеством и это ни как не могло создать им благоприятный имидж в глазах простых обывателей. Кстати, и колдовские практики, уходящие корнями в ассиро-вавилонскую магию, в иудейской среде были развиты не в пример глубже, чем в любой другой (об этом есть свидетельства самих еврейских историков). Достаточно сказать, что чародейством мог заниматься даже раввин, и это считалось в порядке вещей (вспомним хотя бы голема).

К теме нашего рассказа хорошо подошел бы другой персонаж – это Генрих Крамер (1430-1505 гг.), с 1445 года доктор теологии и монах-доминиканец, с 1479 года – инквизитор. Под именем Генриха Инститориса он известен, как основной автор знаменитого «Молота ведьм» (1486 г.).

Но о нем в следующий раз, как и о самых известных колдовских процессах.
Спасибо за внимание.
Darek.

0

2

Следует заметить, что в отличие от Торквемады или Фомы Аквинского авторов «Молота ведьм» ни как не назовешь неординарными личностями. Два доктора теологии Якоб Шпренгер (1436-1495 гг.) и Генрих Крамер (Инститорис) (1430-1505 гг.) были не прославлены ни научными, ни философскими трудами, ни успехами на ниве государственного служения. Это были монахи-доминиканцы, как и многие члены этого ордена, занимавшиеся инквизицией. Единственное отличие от других коллег по цеху, было в том, что они не были инквизиторами какой-то одной области, а разъезжали по стране. Были, так называемыми, выездными следователями. Такие инквизиторы откомандировывались в те регионы, где по каким-то причинам своими силами не могли созвать свой собственный трибунал.

Напомним, что инквизиционный трибунал назначался городским главой (мэром или бургомистром) в течение трех дней с момента его собственного избрания. В трибунал входили 12 горожан, пользовавшихся доверием жителей за благонравие и честность, 2 нотариуса, 2 монаха-доминиканца и 2 монаха-францисканца. Впоследствии в Испании, инквизиция которой единственная в Европе подчинялась не папе, а напрямую местному королю, было заявлено, что инквизиторами там будут исключительно братья-проповедники из ордена св. Доминика. Такое решение было обусловлено тем, что на испанской территории проживало много евреев и мавров, среди которых велась активная миссионерская работа, что и было основной специализацией доминиканцев.

Местом работы Крамера и Шпренгера была Верхняя Германия (современная область западной Швейцарии, пара областей Франции и часть юго-западной Германии) куда они были направлены, а их права подтверждены буллой папы Иннокентия VIII от 5 декабря 1484 года. В это же время Крамер работает над «Молотом ведьм» (считается, что Шпренгер написал только апологетическую, первую часть книги), увидевшим свет двумя годами позже, в 1486 г., в качестве предисловия к которому, была использована упомянутая булла. Одновременно на эти же годы приходятся основные процессы, в которых он участвовал.
В 1484 году в немецком городе Равенсбург Генрих Крамер рассматривал дело по обвинению в колдовстве восьми женщин. В отношении шестерых было установлено, что молва на них возвела поклеп, они были оправданы и освобождены. Двух других сожгли. Кстати, обвинения им были выдвинуты вполне реальные. Никаких полетов или общений с демонами. Их уличили в обычной порче скота. В какой-то из статей я уже упоминал о том, что в средние века за такое преступление наказывали очень серьезно, ибо потеря коровы или лошади могла привести на грань нищеты и голода целое семейство. У ведьм бизнес был поставлен следующим образом. Немного потравив скотинку (не столь важно при помощи демона или самым обычным способом), они сами же брались лечить ее. За отдельную плату, конечно. А может и не только:

«Сколько женщин жаловалось нам, при исполнении нами обязанностей инквизиции, что когда при порче коров (лишением их молока) и других животных они обращались за советом к известным ведьмам, то получали различные средства, если только они соглашались дать некоторое обещание одному Духу».
(«Молот ведьм», часть II).
Кстати, помимо всего прочего, в это обещание входило исполнение святотатственных действий во время богослужения. Наверное, не стоит объяснять, откуда вылез этот «дух», которому дают такие обеты?

В 1485 году в городе Инсбург (сейчас территория Австрии) Генрих Крамер участвовал в процессе по обвинению в занятиях чародейством 48 женщин и двух мужчин. После ареста и разбирательства все они были отпущены. Правда, до семерых из этой компании, видимо, что-то не дошло, и их пришлось опять арестовывать.
И в этом деле, и в процессе, над ведьмами в швейцарской Констанце с 1482 по 1486 года, где засветился Инститорис, практически все обвинения в колдовстве являются обычными уголовно наказуемыми деяниями. Хотя эти дела были инспирированы, как колдовские, но они были связаны в основном с отравлениями людей и животных, не законными абортами, изготовлением ядов и прочими насквозь прозаическими злодействами.

Очень часто в очерках об инквизиции, а именно о начале преследований за колдовство, я сталкивался с мнением, что папская булла 1484 года явилась тем роковым документом, после появления, которого на каждом углу заполыхали костры с ведьмами и чародеями. Несколько странное утверждение.
Хорошо известны выдержки из текстов булл понтификов живших задолго до Иннокентия VIII, как и колдовские процессы. Например, известная булла папы Григория IX «Голос в Риме» появившаяся 13 июни 1233 года содержит в себе даже целое небезынтересное описание шабаша и посвящения:

"Когда в эту школу отверженных вступает новый человек, ему является видение в образе лягушки, которую иные называют жабой. Некоторые гнуснейшим образом целуют ее зад, другие рот и тянут ее язык и слюну, вкладывая их в свой собственный рот. Иногда жаба принимает натуральную величину, иногда она разрастается до гуся или утки, а временами она величиной в кухонную печь. Далее новичку появляется удивительной бледности мужчина с поразительными черными глазами, худой и истощенный, без всякого мяса, из одних лишь костей. Новичок целует этого кащея и после поцелуя теряет всякое воспоминание о католической религии и из его груди совершенно уже вырвана мысль о вере. Затем садятся за трапезный стол, а по окончании трапезы из стоящей возле стола статуи вылезает черный кот, ростом с собаку, он плетется задом с опущенным хвостом. Кота целуют все наиболее достойные; те, которые не имеют права его целовать, получают, однако, прощение от старейшего учителя, который обращается к коту с просьбой о прощении, сопровождающейся заверениями других о готовности слушаться и покоряться всем приказам черного кота. После этого тушатся огни и начинаются отвратительнейшие оргии, невзирая ни на какое родство и так далее. Если мужчин оказывается больше, нежели женщин, то мужчины живут половой жизнью с мужчинами же, и отвратительные оргии принимают чрезвычайно противоестественное течение. Точно так же поступают женщины, если их больше, нежели мужчин. Удовлетворив временно свою похоть, они снова зажигают огни, из темного угла появляется человек, верхняя половина которого сияет солнечным светом, а нижняя половина темна, как знакомый уже нам черный кот, но комната освещается лучами верхней части этого человека. Старейший учитель отрывает кусок одежды новичка и передает его сияющему со словами: "Господин, я это получил, а теперь передаю тебе". Сияющий в ответ: "Ты хорошо мне служил, и еще лучше и вернее будешь служить; твоему попечению передаю то, что я от тебя получил". Сияющий мгновенно исчезает".

Начало же серьезным гонениям положил папа Иоанн XXII (1316- 1334). Почти сразу после своего вступления в должность он приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его. Спустя три года (в 1320 г.) он послал инквизиторов в южно-французские епархии Тулузу и Каркассон, дабы "изгнать из дома Господня" всех колдунов, приказание, которое в 1326 г. он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в "еретическом колдовстве". Так было в 1321 г. в южно-французском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 г. в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в итальянском городе Комо.

Когда я разбирал текст буллы Иннокентия VIII от 05.12. 1484 г. «Изо всех сил» или «Всеми силами души», то испытывал странное ощущение, мне казалось, что я читаю что-то другое. До этого из различных источников я систематически узнавал, что это «страшный документ», что он «открыл все двери мракобесам и прочим инквизиторам», что после его издания «Европа погрузилась в непрекращающуюся череду пыток и костров» и прочая, и прочая. Тут приплетали и далекую от идеала личность самого Джованни Батиста Чибо (папы Иннокентия VIII) (1432-1492 гг.), и личности его ближайшего окружения, но дело не в этом.

Дело в том, что в самой булле нет ничего из ряда вон выходящего. Весь текст приводить не будем, а разберем только отрывок, имеющий отношение к нашей теме:

«Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, (…), очень многие лица обоего пола, пренебрегши собственным спасением и отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами, инкубами и суккубами (что ж, в это верили, причем повсеместно задолго до XV века) и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды (действительно причиняли, может не столько колдовством, но, как показывает история абортивной медицины, вытравливали плод при помощи таких ядов, что зачастую вместе с ребенком убивали и саму не состоявшуюся роженицу), насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин и женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания (ну, с эти мы с Вами уже сталкивались: болезнь или падеж скота мог случиться как случайно, так и вполне по вине кого-нибудь, кто мог неплохо нагреть на этом руки); что они нещадно мучат как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг (вкратце описаны воздействия ядов и результат любовного отворота, в производстве которого зачастую так же использовались некоторые «интересные» вещества); что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению Божеского величия и к соблазну для многого множества людей (чего-чего, а вот этого было точно сколько угодно! Те, кто хотели стать ведьмами или колдунами - так и делали (немного подробней в статье «Колдовской договор с дьяволом»)(комментарии в скобках - мои. Darek).

Так действительно, почему же к концу XV началу XVI века начинает увеличиваться количество ведьмовских процессов? Ну, не папская же булла, в которой еще раз были упомянуты и так всем известные вещи, стала тому виной? Конечно, нет.
Просто к тому времени рост увлечений черно-магическими практиками приобретает особую массовость. Например, до наших дней сохранилось донесение парижского королевского чиновника того времени (1404 г.), из которого становятся известны массовые случаи о похищениях частей тел повешенных, о раскапывании и кражах тел детей, умерших некрещеными. А почти любому, кто хоть что-то читал о черной магии, хорошо известно, для чего употребляются такие «характерные» кладбищенские артефакты.
Надо сказать, что и в наше время при археологических раскопках находят многие вещи, датируемые как раз XV-XVI веками, которые являются предметами средневековых колдовских культов. Причем именно средневековых, то есть, вполне определенно связанных с дьяволом и чернокнижием, а не с отголосками каких-то древних языческих мистерий, к которым их пытались притянуть за уши в XIX-XX веках.
Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз. Пока же вернемся к инквизиции.

Почти все интересующиеся этим вопросом, слышат многочисленные мнения о количествах жертв духовных трибуналов. Кто-то, не в даваясь в подробности, говорит о «сотнях тысяч казненных». Когда спросишь, откуда информация? Сделает большие глаза – как же! Это ж всем известно!
Другой заговорит о десятках тысяч по всей Европе. Тоже интересное мнение, как эти десятки у него получились в границах почти постоянно воюющих государств, территории которых могли изменяться, отторгая или наоборот охватывая собой целые области.
Автор встречал, хотя и довольно редко, тех, кто мог уверенно заявить о миллионах сожженных. На это я обычно отвечал: «Ух, ты»! И оставлял без комментариев. Конечно, никого Бог фантазией не обижал. Ни простых людей, ни историков. И вот те, и другие, смакуя ужасные подробности пыток и казней, все больше и больше «заливают кровью» средневековую старушку-Европу.

И началось все это даже не с ХХ века.
Еще в 1582 году известный разоблачитель фокусов и всякой магии Реджинальд Скотт написал, что по делу «сент-осайдских ведьм» были казнены около 20 женщин. Эти цифры считались непререкаемой истиной вплоть до начала ХХ века, когда были еще раз рассмотрены подлинные материалы расследования и выяснили, что повешены были только две колдуньи. Кстати, господин Скотт был ревностным протестантом. Запомним этот факт.

Еще один писатель, известный своими мистификациями (он писал фальшивые мемуары от лица известных людей) Этьен Леон де Ламот-Ланьон (1786-1864 гг.) пишет на эту тему. В 1829 году выходит его трехтомное исследование «Инквизиция во Франции», где он поведал читателям, что в середине XIV столетия в Тулузе состоялось более 1000 колдовских процессов, в ходе которых более 600 человек отправились на костер. И очень долгое время мало кого интересовал тот факт, что господин мистификатор взял за основу реальную историю, произошедшую в Тулузе в конце 16-го века (тогда действительно расследовалось несколько чародейских дел), произвольно увеличил количество процессов и в сотни раз количество казненных.

Автор известной «Истории испанской инквизиции» (1817 г.) Хуан Антонио Льоренте вроде бы имеет полное право назвать точное количество жертв инквизиции в Испании. Он, правда, не очень долгое время (1789-1808 гг.), был секретарем этой организации в Мадриде, а потом работал в архивах. Он называет 31912 человека казненных по приговорам трибуналов с 1481 по 1808 год. Однако надо заметить, что именно этот человек, примкнувший к французским оккупантам его страны, стоял у истоков уничтожения института инквизиции в Испании и поэтому его данные вполне могут оказаться пристрастными. С чем согласны многие современные историки. Например, американский исследователь Уильям Т. Уолш доказывает, что Томас Торквемада лично смягчал приговоры, сдерживал слишком рьяных из ранних инквизиторов, а за его правление (1483-1498 гг.) перед трибуналами по всей Испании прошло около ста тысяч человек. Казнено из них было около 2%. В Барселоне в период с 1488 по 1498 год из всех осужденных (33 человека) был казнен только один.

В атеистический ХХ век к ненавидящему католическую церковь протестанту Скотту, мистификатору и мифотворцу (а попросту лжецу) Ламот-Ланьену и как-то странно считающему жертвы инквизиции Льоренте, присоединяется еще один персонаж – это товарищ Иосиф Григулевич. Будучи почти всю свою жизнь на нелегальном положении, помотавшийся по всему миру коммунистический разведчик и боевик, он, не получивший никакого научного образования, пишет труды по истории католицизма и почему-то становится доктором наук и членом Академии наук СССР. Те, кто читал его книги (я, честно говоря, не удосужился) говорят, что исторических ляпов и несуразиц там столько, что иногда начинает даже рябить в глазах. Между прочим, ведущий сотрудник Института Латинской Америки М. Чумакова, знавшая Гурилевича по научной деятельности, говорила, что его публикации были весьма далеки от научного анализа, представляя собой компиляцию работ зарубежных исследователей. Они просто «содержали соответствующий требованиям момента идеологический заряд». Понятно, что до недавнего времени в нашей стране содержание «идеологического заряда» в научном труде с лихвой компенсировало его реальную научную ценность.

Некоторые «ученые» вообще принимают во внимание какие-то странные доказательства. Например, в конце своей жизни Генеральный прокурор Лотарингии Никола Реми (1530-1612 гг.) утверждал, что в период с 1581 по 1591 год он сжег за колдовство 900 человек (я не раз замечал, как любят обсасывать эту тему на многих сайтах). Только вот… А ни кто случайно не обратил внимание на то, что единственным подтверждающим этот интересный факт является… Сам господин Реми и с его стороны это не более чем хвастовство, не подтвержденное ни одним документальным источником.
Вот из подобной «достоверной» информации и вылезают «сотни тысяч» и «миллионы» сожженных.

А вот действительно исторические факты и научные работы как-то проходят мимо громогласных обвинителей «кровавого средневековья».
Например, в Центральном Округе Английского Королевства (графства: Эссекс, Хертворд, Кент, Суррей и Сассекс), согласно сохранившимся судебным архивам, с 1552 по 1722 год в суд по обвинениям в колдовстве вызывались 456 человек. Смертный приговор был вынесен лишь в 109-ти случаях. Это, между прочим, почти за 200 лет.
С 1563 г. по 1736 год в Шотландии были обвинены в чародействе 3837 человек (имена 3212-ти известны) из них были приговорены к смертной казни только 205.
(База данных Эдинбургского университета).
В Финляндии (тогда шведская провинция) с 1520 по 1750 год обвинялись в ведовстве 2000 человек. Из этих случаев систематизировано только 1200 дел. Учеными признается, что большинство приговоров было оправдательными.
(М. Ненонен, Т. Кервинен, «Материалы ведовских процессов в Финляндии»).
Р. Кикхефер в своем исследовании «Европейские ведовские процессы: их принципы в культуре 1300-1500 годов» (Лондон, 1976 г.) за двухсотлетний период насчитывает также не более 550-ти колдовских дел.
Ну, никак не хотят вытанцовываться «многотысячные жертвы»!

Так была ли «охота на ведьм» в том понимании, в котором представляют ее на сегодняшний день?
Думаю, что была. Только была она в гораздо меньших масштабах и менее кровавой. Просто нам долго и упорно формировали пугающий образ инквизиции, как сборища фанатиков, садистов и сексуальных маньяков. Конечно, и маньяки, и садисты существуют и существовали всегда. Наверняка присутствовали они и в среде инквизиторов, но воспринимать на их примере весь институт церковного следствия, - это примерно, то же самое, как на примере Салтычихи обвинить в патологической склонности к насилию всех русских помещиков того времени. Или на примере графини Елизаветы Баторий делать выводы обо всех польских дворянах, а на примере Жиля де Ре – обо всех французских. Можно с легкостью найти не один процесс, где будут присутствовать и подлог, и подкуп, и истерия с психическими отклонениями, но не надо забывать о том, что по количеству оправдательных приговоров инквизиционные трибуналы были самыми гуманными судами средневековой Европы.

И дело не в том, что я пытаюсь в угоду кому-то (это кому, интересно? Я, вроде, не католик) как-то обелить инквизицию.
Просто считаю, и это мое глубокое убеждение, что любое историческое явление имеет право на объективную оценку.

Спасибо тем, кто дочитал до конца и умудрился не заснуть.

Ждите продолжения. Darek.

0


Вы здесь » Тестовый форум » СТАТЬИ » Охота на ведьм