Прошу прощения у дорогих читателей за долгое отсутствие. Ибо рожали ребенка. Получилась дочка. Вторая.

А-а-а-а-а-а….. Я скоро буду чувствовать себя как падишах в серале, окруженный толпой красавиц!!!

Вот. Но я не об этом.

Болтаясь в сумрачных колдовских и инквизиторских коллизиях средневековой Европы, я совершенно забыл о нас грешных. На самом деле, на Руси в то же время происходило немало интересного.

Мы с Вами оставим за кормой времена славянского язычества. Поклонникам «ведов», «велесовой книги» или «речей сварога» дальше можно не читать, дабы впоследствии не задавать идиотских вопросов.

И дело вовсе не в том, что я как-то сильно не люблю язычников. Просто о языческих верованиях (относительно колдовства, разумеется) мы с Вами уже поговорили в предыдущих статьях раздела «История магии». Уверяю Вас – славянское язычество мало чем отличалось от скандинавского, древнегерманского или еще какого-нибудь франко-европейского. Те же амбивалентные божества, с теми же амбициями, жрецами и прочими прибамбасами. Более того. Если в Европе существовала каста, или, если хотите, сословие друидов, то у нас было не менее могущественное сословие волхвов, то есть тех, кто говорит с богами.

Скандинавский Один и наш Перун были практически одного поля ягоды. Западный Локи и наш Чернобог – чуть ли не родные братья. Правда, Локи был хулиганом, а его славянский коллега был более мрачен, глобален, и задумчив. Но это не различие. Это лишь то, что подтверждает правило:

Любое язычество, у любых народов несет в себе те же оттенки и ту же характеристику.

Мы с Вами с пеной у рта можем долго и упорно спорить о факте принятия христианства на Руси. Благо это было или нет. И никто из нас не переспорит оппонента. Кто-то скажет, что до принятия христианства у славянских племен была своя письменность, своя культура, свой язык, а кто-то (например, я) резонно заметит, что у негритянских аборигенов в Африке (допустим, у бушменов) до сих пор сохраняется своя культура и свой язык. И до сей поры большинство из них бегают в набедренных повязках, с архаичными копьями, а проживают в еле залатанных травяных лачугах, которые в сезон дождей (это африканская зима) заливает, по самое не балуйся. По сему, да простят меня язычники всея Руси, перейдем к нашей теме.
I. ИСТОКИ (или вместо вступления)

Колдовство в России появилось гораздо позже, чем в Западной Европе.

Вы понимаете, дорогие читатели, что я говорю о классическом колдовстве, ведьмовстве и чернокнижие, а не об одиночных знахарках, заговаривающих кровь или больной зуб.

Чё-то я запутался….

Ладно. Начнем сначала (впрочем, с этого и надо было начинать)…

В 988 году Русь крестилась. И не «огнем и мечем», как провозглашали, и до сих пор провозглашают некоторые историки. Народ был подчинен своему князю, авторитет которого (по крайней мере в центральной части страны) не вызывал никаких нареканий. По Днепру сплавили свергнутый главный киевский идол Перуна, в это же время множество людей вошло в воду, и было крещено, греческим митрополитом. Мы тогда своего не имели.

Опосля этого все успокоились и стали дожидаться народа с окраин для крещения в новую для них веру. В России никакого «огня и меча» не могло быть, ибо страна была большая и расстояния преодолеваемые, допустим конницей, для крещения дальних губерний сильно не оправдывали затрат. Да и сами близлежащие земли и их правители не слишком медлили, чтобы присоединиться к новой вере. Кто-то из политических побуждений, кто-то из-за того, что старые божки всех действительно конкретно достали.

Дело в том, что развитие народа можно воспринимать, аналогично развитию ребенка. На ранней стадии своего роста и познавания мира, малыш (читай – народ) способен принять веру только в элементарные, знакомые субстанции и играть в незамысловатые игрушки. Например, в годик компьютер покупать ему еще рановато. А вот простенькую погремушку или пупса (читай – идола) – в самый раз.

Когда народ взрослеет, старые кумиры теряют свою власть над обществом. В деревянных божков начинают вбивать раскаленные гвозди, в наказание за то, что не помогли в какой-то жизненной ситуации (хоть им и молились), жертвы, тем более человеческие (обычная языческая практика), уже не приносятся, а в стране начинается разброд и шатание.

Нормальный правитель допустить этого не может. И в принципе не должен допускать. Вот и не допустили. Просто на Русь пришло христианство.

И все-таки, введение единобожия (или монотеизма – как хотите) для наших языческих предков было таким же национальным шоком, как и религиозные реформы египетского Эхнатона за хрен знает, сколько лет до нашей эры. Но в отличие от египетского жреческого сословия, практически оторванного от простолюдинов по причине своей, якобы избранности, наши волхвы были, плоть от плоти своего народа и особенно не выступали. Нет, были, конечно, стычки последователей язычества с властными структурами, и даже войсками. Но это никогда не носило глобального характера. Например, князь Ярослав Мудрый (978 – 1054 гг.) известен разрушением капища Велеса в 1010 году на месте основания города Ярославля, и подавлением восстания возглавляемого волхвами в Ростовской земле в 1024 году. Но на то он и Мудрый, а не дурак.

Дело в том, что современные поборники славянского язычества забывают, что подобные единичные восстания возглавлялись и вдохновлялись волхвами вовсе не из-за попранных религиозных чувств и убеждений. В то время большинство волхвов поддерживали полоцкого князя Брячислава Изяславича (997-1044 гг.), который боролся против централизованной власти киевских князей вообще, и против Ярослава Мудрого в частности. Вот языческое духовенство и поддерживало этого оппозиционера, надеясь, при его победе, вернуть себе былую власть и авторитет.

Зачастую волхвов пытались переубедить представители христианского духовенства. Иногда получалось. Иногда нет. Но дело не в этом.

Со времени потери духовной (надо сказать, что и некоторой доли светской) власти и подавления достаточно разрозненных мятежей, волхвы потихоньку повывелись сами. Некоторые померли своей смертью, ибо были уже в преклонных летах, некоторые растворились в массе простого народа, а некоторые подались в леса, где продолжали жить в гордом одиночестве.

Нельзя сказать, что люди моментально перековались в новую веру, стали читать Св. Отцов и пачками валить в недавно отстроенные храмы. Довольно долго в избах в красном углу висели иконы, а где-нибудь за печкой уютно притулялись изображения прежних божков. Да и народец не забывал своих старых ведунов и, почитая их за умных и сведущих в некоторых вопросах людей (иногда вполне справедливо), хаживал к ним в леса. Не толпами, конечно, но поодиночке, а, то и парами заходили.

Христианские священники, за редкими исключениями, никогда не были клиническими идиотами. Они прекрасно понимали, что волхвы гораздо лучше знали всевозможные болезни местного населения, а, соответственно, и лекарственные растения, они лучше разбирались в хворях животных и прочих медицинских тонкостях, и поэтому в подавляющем большинстве смотрели на такие посещения сквозь пальцы. Если речь не шла о приворотном зелье, как тогда говорили «присушке» или, наоборот, об «остуде», что граничило с явным нарушением естественного хода вещей, если волхв не баламутил народ, а тихо и спокойно подлечивал болезных и вправлял кости калекам, то и Бог ты с ним. За обычное знахарство на Руси никогда не преследовали. Именно поэтому впоследствии знахари, вполне возможно, ученики учеников тех самых лесных отшельников, спокойно жили в деревнях, и пользовали народ наряду с обычными земскими врачами. На некоторых может и смотрели косо, но не более того.

Кстати, про «огонь и меч». Мне ни кто не подскажет, откуда (если крещение проводится столь эффективными насильственными методами) появилось множество христиан, которые с риском для жизни приходили к племенам все еще державшимся язычества для проповеди веры? Причем приходили далеко не самые худшие из представителей тогдашнего духовенства. Могли же и с дружиной заявиться. Так ведь нет – в одиночку ходили. Многие делали даже специальные переводы священных текстов на местные диалекты. И примеров таких настолько много, что это как-то не совсем укладывается в теорию крещения Руси «огнем и мечом». Как и в россказни о тысячах «невинно убиенных язычников жестокими христианами».

Впрочем, я как обычно отклонился от темы. Бейте мне по рукам в следующий раз. Ладно?

Мы рассматриваем чародейство на более позднем этапе, чем язычество, развития человеческого общества. И хотя из книги Еноха мы узнаем, что первые уроки колдовства преподали людям падшие ангелы, окончательно оно оформилось, и получило наиболее серьезное развитие уже после где-то частичного, а где-то и полного отмирания политеизма.

Из истории мы знаем, что практически все развитые языческие системы (Др. Греция, Рим), так или иначе, стремились к единобожию. Это стремление вытекало из естественного желания человека четко отделить понятие добра от зла, другими словами, определить «что такое хорошо и, что такое плохо». Амбивалентные боги, совершающие и благородные, и отвратительные поступки, все больше не устраивали людей, которые просто на интуитивном уровне воспринимали черномагические практики, как несомненное зло, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А за вытекшими последствиями последовали императорские указы, казни и законы, запрещающие колдовство. И это еще в античном, то есть языческом, мире.

Надо сказать, что нас Бог миловал. В отличие от «передовой» Европы на Руси никогда не было столь продвинутой политеистической религиозной системы, как не было и других «прелестей» позднего язычества. Типа отрицающих друг друга философских школ и культа наслаждений, оправдывающего педерастию, педофилию, скотоложство и прочие «изыски», в которых погрязли вскоре развалившиеся две великих империи: Древняя Греция и Древний Рим.

Кстати, это довольно симптоматично. Если посмотреть на мировую историю в целом, то невооруженным глазом можно легко заметить одну интересную закономерность. Как только в какой-либо державе (не суть важно в отдельном царстве или империи) начинают процветать противоестественные безобразия, она исчезает с карты мира.

Например, Карфаген. Он не покорялся Риму столь долгое время, что сенат уже рассматривал вопрос о бесполезности завоевания, связанного с такими большими материальными и физическими затратами, всего одной страны, пусть даже крупнейшей на западе Средиземного моря. Однако карфагеняне сами предрешили свой неизбежный крах. Чтобы умилостивить своего верховного бога Ваала Хаммона (бога солнца и плодородия) они приносили ему в жертву собственных детей и, чем дальше, тем больше. В итоге жертвоприношения приобрели настолько массовый характер, что это, видимо, совсем не лезло ни в какие ворота. Город был взят и разрушен до основания, а государство завоевано.

Вернемся к нашей теме.

От ранней стадии языческой традиции Русь почти безболезненно обратилась к христианской религии, оставив за бортом человеческие жертвы, прыганье через костры и ритуальный секс. Колдовству, в европейском его понимании, просто не откуда было взяться. Оно появилось много позже, когда были налажены стабильные торговые отношения с европейскими государствами и более дальними соседями. А на самом деле реально поперло после того, как наш горе-реформатор Петя I «в Европу прорубил окно». Вот из этого самого «окна» и полезла к нам всякая чертовщина, приправленная аферистами разных мастей, импортной прислугой, зачастую отправлявшей довольно странные обряды, не имевшие никакого отношения ни к католицизму, ни к христианству вообще. Справедливости ради стоит отметить, что среди этой мутной публики встречались талантливые архитекторы, скульпторы и художники, но это вряд ли могло компенсировать вред нанесенный царем, сильно увлекшимся «передовой заграницей».

В этом затянувшемся введении осталось высказать еще одну мысль.

Цикл статей не случайно будет носить название «Заметки о колдовстве в России», а не, допустим, «Заметки о русском колдовстве» или как-то иначе.

Просто потому, что словосочетание «русское колдовство» не имеет исторического права на существование. Своего исконного колдовства ни на Руси, ни в России не было. Оно всегда имело не русские корни. С Ближнего Востока к нам пришла ассиро-вавилонская магическая традиция (ее распространителями были в основном иудеи), из излишне «просвещенной» Европы колдовские учения манихеев, гностиков, богомилов, дьяволопоклонников и прочие герметические (читай: оккультные) практики, из исламских стран разветвленная демонологическая система (она у нас не сильно прижилась из-за своей сугубой экзотичности и осталась на уровне сказок «1001 ночи»).

Вся эта мешанина и породила то, что потом стало у нас называться колдовством. Правда, с нашим национальным колоритом. Но об этом мы поговорим в следующий раз, когда будем сравнивать западную и русскую демонологии.

Спасибо за внимание. Продолжение, естественно, будет.

Darek.