Феномен смерти всегда был для земного человечества основной проблемой. Люди настолько не понимают свою природу, что одним словом «смерть» обозначают десятки совершенно различных понятий и состояний. Например: 1. Уничтожение физического и тонких тел человека. 2. Трансформация тонких тел человека при уничтожении физического. 3. Временное переселение души из одного физического тела в другое. 4. Замедление физических процессов в материальном теле. 5. Рождение души человека на более тонком плане бытия. 6. Уничтожение тонких тел человека при сохранении физического. 7. Глубокий летаргический сон. И это перечисление можно продолжать долго. Я уже говорил, что сегодня примерно 5 % людей хоронят живыми, потому что современная медицина не способна констатировать смерть физического тела на все 100 %.

Большое заблуждение — считать смерть всегда одинаковым для всех феноменом. Мы привыкли рассматривать жизнь под множеством проявленных форм. Однако и смерть имеет столько же разнообразных проявленных форм, как и жизнь. Ибо любое рождение есть смерть, а любая смерть- рождение в другом качестве. Смерть не одно и то же для человека и животного, для растения и минерала.

Более того, на свете не было двух людей, у которых была бы одинаковая смерть. В царстве растений для отдельного дерева вообще не существует смерти в том смысле, который мы ей придаем. В этом виде она может быть смертью только для целого рода деревьев: бука, тополя, дуба. В животном мире смерть, как и жизнь, индивидуализированы. У высших животных смерть аналогична смерти человека. Но только аналогична, а не тождественна. По причине большей простоты их систем представлений, животные имеют между последовательными существованиями непрерывность сознания, которой не имеют люди. Молодая кошка или собака при своем рождении внезапно пробуждаются и вспоминают свои прошлые жизни и опыт, накопленный в предыдущих инкарнациях.

Смерть современного человека является исключительно сложным многогранным явлением. Без осознания индивидом своей смерти невозможно понимание жизни, ибо жизнь — всего лишь частное проявление смерти. Из всего прочитанного в книге мы узнали, что нечто, называемое человеческим существом, в действительности является симбиозом различных физических и психических сущностей. Смерть не переживается всем содружеством сущностей тотально, в виде одного удара, так как она является феноменом медленным и прогрессирующим. Она начинается задолго до того, как затронет ту систему представлений, которую мы называем нашим земным «Я». Некоторые органы и ткани могут умереть намного раньше нас, другие умирают после нас. Есть и такие, которые не умирают, а трансформируются, возвращаясь в то состояние, в котором они находились до симбиоза всех сущностей человека. Часто случается и такое: земное «Я» давно умерло, а физический организм все еще живет и работает. И мы ошибочно считаем этот земляной механизм человеком.

Однако с психической точки зрения смерть еще сложнее, чем с физической. Она является растворением старой системы представлений и заменой ее другой системой представлений. Такое случается при перемене личности. Психическая смерть может произойти, когда все физические органы остаются целыми. В этом случае физическое тело живет или без сознания, как робот, или же сознательная личность заменяется другой личностью. Изредка случается замена одной личности физического тела другой, значительно более развитой, по взаимной договоренности. Так было с Иисусом, в которого вошел Дух Христа.

Изменение способа символических представлений во время смерти аналогично тому, которое происходит во время сновидения. Человек переживает серию таких же феноменов, как при сознательном выходе в астрал. Зрительные и слуховые ощущения слегка трансформируются, мускульные, осязательные ощущения и ощущения силы тяжести исчезают. При этом человек еще не вполне мертв и не полностью отделен от своего трупа; он пребывает в промежуточном состоянии. Продолжительность такого состояния может быть продлена искусственно.

Здесь мы подошли к первому методу продления жизни. К такой технике прибегало человечество с незапамятных времен, чтобы отодвинуть смерть на неопределенное время. Восточные цивилизации, лучше знающие о законе реинкарнации и эволюции души, рассматривают как самое важное дело на Земле, чтобы старый человек умер совсем, как можно скорее и, по возможности, навсегда. С этой целью восточные народы сжигают своих мертвецов, чтобы разорвать связь между тонкими телами, душой человека и его трупом. Другие цивилизации, западные, наоборот, рассматривают состояние полусмерти как меньшее зло, и ищут возможности продлить его как можно дольше. Отсюда идут погребальные обычаи, назначение которых — продлевать искусственную жизнь трупа. Перед покойником раскладывают различные предметы быта, продукты питания, чтобы удержать душу умершего как можно дольше в астральном сне, продолжающем его земное существование. Бальзамирование трупов с целью на длительное время сохранить неизменной их форму, давало покойникам постоянную поддержку, играя для астрального двойника роль спящего тела.

Мумия является для души надежным якорем, удерживающим ее на Земле. В Древнем Египте довели эту процедуру до совершенства. Бесчисленные предметы ритуала: мебель, статуэтки, посуда, инструменты, сокровища-все эти вещи являлись диаграммами, предназначенными для того, чтобы снабдить мысль покойника пищей. Астральное тело, связанное с мумией, никогда не разлагалось и под действием ритуальной диаграммы бесконечно смотрело земной сон. В Советском Союзе таким образом сделали «бессмертным» астральное тело Ленина.

Однако бальзамирование не является истинным решением проблемы смерти. Это — искусственная попытка ее избегнуть, которая доступна лишь богатым. В нашем современном западном мире, где правилом является погребение, такое состояние полужизни встречается часто. Многие появления призраков и привидений следует приписать этому состоянию полусмерти. Трагическая сцена, убийство, самоубийство, поражая воображение жертвы, производят специфический монодеизм, который заменяет древнеегипетский ритуал и создает образную диаграмму. Нужно ли объяснять, что такое состояние полужизни тормозит развитие души, не дает ей продвигаться к Началу.

Другой, более простой способ избежать смерти заключается в следующем: адепт создает Тело Света и придает ему форму самого себя, каким он был в молодости. Затем он совмещает Тело Света со своим старым физическим телом и организм посвященного омолаживается до заданного состояния. Через некоторое время процесс повторяется. О том, как создать такое Тело Света подробно рассказывается в этой книге, в главе «Пятый метод». В Тибете и Гималаях встречаются люди, живущие не одну сотню лет.

Выглядят они очень молодо. Этих долгожителей можно распознать лишь только по одному физическому признаку — большому развитию ушей.

Против такой процедуры продления жизни можно выдвинуть следующее возражение: это отодвигает роковой срок, но не приближает нас к цели — слиянию с Богом. Это так, но иногда на человека возлагается некая космическая миссия, которую просто невозможно выполнить за одну жизнь. Или, ежедневно практикуя упражнения Хатха-йоги, адепт все-таки не успевает достичь Нирвикальпа-самадхи за одну инкарнацию. Тогда подобное продление жизни вполне оправдано.

Существует в магии еще и такая техника продления жизни: переселение души из одного тела в другое. Для этого посвященный кроме методов астральной проекции должен еще освоить гипноз. И когда маг достигает старости, он входит в тело заботливо выбранного молодого человека. Такую операцию ведун проделывает с помощью гипноза и идентификации. Но это-чистая магия, которая и вовсе не приближает к цели, а уводит нас в левую сторону. Неуместность такой процедуры настолько очевидна, что нет необходимости объяснять ее.

Есть и такой метод бесконечного существования: соединение настоящей жизни с той, которая последует, посредством непрерывной связи сознания. Для этого необходимо разобщить свою мысль от своей обычной системы символов и частично идентифицировать себя с человеком будущего. Нужно создать мысленный образ того, как вы рождаетесь и взрослеете в следующей жизни на Земле. Ежедневно концентрируясь на своей фантазии, следует погрузить этот образ в подсознание. Затем перенести в придуманного человека свою систему символических представлений. Тогда при следующем рождении вы будете помнить свою предыдущую жизнь и ваши накопленные знания не пропадут. Или можно достичь того же, если во время физической смерти находиться в рассудочном сознании.

Иногда, чтобы избежать отключения сознания в период смерти, маг, отправляясь в астральное путешествие, волевым усилием обрывает Серебряный Шнур и не возвращается более в свое старое тело.

Далее, летая над Землей, он сам выбирает в приглянувшейся стране своих будущих родителей и рождается на свет ребенком, имея полное непрерывное сознание. И так он путешествует по жизни в разных телах.

Все направления йоги описывают свои, отличные от других, способы бесконечного омоложения физического тела и избежания смерти. Например, Аватара-йога говорит о методе «кайя-кальпа», который приносит омоложение и дает бессмертие человеку в физическом теле. Метод заключается в следующем: на фоне голодания адепт должен четыре раза в сутки делать пранояму «анулема-вилема», по 2 часа за один подход. Голодание на одной воде проводится 40 суток. При этом йог сидит в позе «лотос» и медитирует на тот образ молодого человека, который он желает принять. Затем переносит сознание в объект медитации.

Примерно на 21 -й день наступает Самадхи. К 40-му дню даже к дряхлым старикам возвращается юношеский вид, исчезают морщины, вырастают новые волоаы и зубы.

Крийя-йога дает другую технику вечного омоложения: 1. Очищение организма от токсинов при помощи «ямы» и «ниямы». 2. Физическое обновление при помощи асан. 3. Психическое очищение при помощи праноям (Часть этих праноям мы рассмотрели в главе «Девятый метод». Другая часть праноям описана в конце книги). 4. Далее йог делает основное упражнение — Кхечари-мудру. Для этого он заранее должен вырастить длинный язык. Во время Кхечаримудры йог постепенно двигает язык к середине неба. Когда язык, завернутый назад, войдет в отверстие ноздрей, выходящих в горло, и закроет их, дыхание остановится. Взгляд йога при этом должен быть направлен на межбровье, мысль сконцентрирована на шишковидной железе. Это и есть Кхечари. Находясь в позе «лотос» при полном отсутствии дыхания, йог не испытывает никаких неудобств: с ним не может произойти ни обморок, ни голод, ни жажда, ни болезнь, ни старость, ни усталость, ни смерть. Йог достигает Самадхи, его тело при этом быстро омолаживается.

Длинный язык ученики йогов выращивают так: разрезают бритвой связку под языком и смазывают его свежим коровьим маслом. Затем, постоянно двигая языком, «доят» его каждый день рукой или вытягивают железными щипцами. За неделю язык немного удлиняется и связку под языком опять подрезают. Когда язык вытягивается настолько, что может достичь места между бровями, то ученик готов сделать Кхечари-мудру.

Но не нужно думать, что любой человек может при помощи йоги достичь бессмертия и вечной молодости за одну инкарнацию. В йоге существует десять законов, которые ученик должен все пройти последовательно и усвоить. Первый из них — закон Любви. Сначала человек должен научиться пылко любить сердцем всех людей, всех животных и насекомых, все растения и всех «хороших» и «плохих» бесплотных духов. Он должен осознать, что все вокруг него — Бог. Для этого ученик начинает свои занятия с концентрации на четвертой чакре.

Второй закон-закон ступенчатого развития. Мы уже говорили, что все люди различаются возрастом души, которая тысячи раз рождается в различных телах на пути к Творцу. Главное различие между людьми-количество инкарнаций в человеческом теле, то есть возраст души. Другое различие — качество обучения души в воплощенном состоянии. Одни люди были усердны, другие-ленивы, третьи — тупы, четвертые — больны и так далее. Именно из-за такого различия в просветленности душ на Земле существует множество непохожих духовных школ. Каждый человек должен выбрать для себя конкретную программу самосовершенствования, соответствующую личной эволюции.

Молодая душа, рождаясь в человеческом теле, всегда является ученицей. Человек в этом состоянии еще ничего не умеет созидать сам. Он только ломает то, что построили другие, он только учится на своих ошибках и помогает старым душам в качестве слуги. Затем, приобретя опыт и знания, душа рождается в теле домохозяина. Такой человек может содержать свою семью, родственников, поддерживать знакомых.

Развившись до состояния «большого домохозяина», душа возглавляет целое духовное направление, как Гаутама Будда или Кришна. И лишь тому, кто достиг среднего состояния развития между «домохозяином» и «большим домохозяином» полезно стать отшельником, затворником, йогом-одиночкой, практикующим «кайя-кальпу» или Кхечари-мудру. Все остальные люди, а их большинство, получат от подобных йоговских упражнений и отшельничества только большой вред.

В индуизме говорится о еще одной подобной разграничительной системе. Она хорошо изложена в Бхагаватгите — это ступени варн. Первая ступень аналогична стадии молодой души-ученицы. Социальная роль такой души может быть только вспомогательной. На этой ступени развития человек называется шудрой. Это рабочие и слуги. Следующая ступень — вайшья. Сюда причислены крестьяне, ремесленники, торговцы, то есть те души, которые научились успешно вести свое дело на Земле. Эти люди-домохозяева. Потом они становятся кшатриями-руководителями, лидерами, правителями. Пройдя на Земле три нижних ступени развития душа может стать членом варны брахманов, жрецов. Только на этой стадии она становится способной познать Бога и обрести все Его Качества. Другого пути развития на Земле у души нет. Вот почему для 99 % людей преждевременный уход от социальной активности пагубен.

Третий закон — закон трех направлений. Он говорит, что лишь тот адепт быстро и уверенно движется по духовному Пути, кто одновременно работает по трем направлениям. Первое направление — ежедневная работа по изменению себя. Второе направление-духовная помощь нескольким конкретным людям, ученикам. Третье направление — активная роль и ощущение своего членства в жизни жреческой школы, духовной общины, группы самопознания. Если какое-то одно из направлений не работает, то у адепта неизбежно наступает остановка в развитии.

Четвертый закон-закон синусоиды-гласит, что за каждым духовным подъемом неизбежно следует спад. Всегда после очередного достижения мы теряем через некоторое время набранную высоту. И если мы хотим сохранить утерянную высоту, то мы прилагаем сверхусилия, чтобы вернуться на покоренную вершину. Так мы закрепляемся на новых духовных ступенях. Через потерю приобретенного выясняется, насколько нам нужны в данный момент наши последние психические достижения.

Пятый закон-закон следования вглубь многомерного пространства. Мы уже говорили о том, что Бог присутствует везде-и внутри наших тел, и за их пределами. Лишь научившись погружаться вглубь многомерного пространства, концентрируясь на одной точке, можно достичь разряженной материи Божественного Сознания. Гаутама Будда говорил, что в каждой точке Вселенной заключена вся информация о Творце и всей Вселенной. Погружение в более тонкие планы бытия начинается с утончения своей эмоциональной сферы, с отказа от грубых чувств и желаний. А это невозможно без перехода на безубойное питание. Утончению эмоций способствует сонастройка с вибрациями восходящего Солнца, пением лесных птиц, плеском туманной реки, общение с духовно продвинутыми людьми и высокими произведениями классического искусства. В Раджа-йоге эта ступень постигается учениками концентрацией на четвертой чакре.

Шестой закон-закон интеллектуальной готовности. Высокие идеи и тонкие истины, о которых мы говорили, не могут быть поняты молодыми душами, проходящими начальные этапы своей эволюции в телах шудр и вайшьей. У каждого человека существует своя мера для вмещения новой порции духовных знаний. Если человек интеллектуально не готов принять сокровенную информацию, то преждевременное посвящение в космические истины принесет ему несомненный вред. Высокие знания можно сравнить с коробком спичек, который нельзя давать малым детям. Малыши, играя спичками, сожгут и себя, и дом, и родителей, которые дали им спички. Нет смысла учить первоклассников тому, что проходят в вузах. Для усвоения сокровенных истин требуется соответствующая зрелость ученика. Брахманом может стать только кшатрий.

Седьмой закон-закон силы в тонкости. Ученику важно понимать, почему на Земле следует развивать не грубую, а тонкую духовную силу. В Раджа-йоге обучают сначала утончению, а лишь потом-психической силе. Иными словами, сильными лучше делать не нижние слои ауры, а верхние.