В 1822 году в журнале "Русский архив" были напечатаны воспоминания академика Штелина об одном любопытном эпизоде из жизни великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, близким другом которого был автор:
"На возвратном пути в Петербург, когда Ломоносов плыл морем, с ним случилось происшествие, которое глубоко тронуло его и которое он долго не мог забыть. Он проснулся после странного сновидения, в котором ясно видел своего отца, выброшенного кораблекрушением и лежащего мертвым на необитаемом неизвестном остроне в Белом море, не имевшем имени, но памятном ему с юности, потому что когда-то их с отцом прибило сюда в бурю. Лишь только он приехал и Петербург, как стал расспрашивать об отце на бирже у всех прибывших из Архангельска купцов и у холмогорских артельщиков. Наконец его расспросы увенчались успехом. Кто-то сказал ему, что отец его отправился на рыбную ловлю еще прошлой осенью и с тех пор не возвращался. Ломоносов был поражен этим известием, как и ранее своим сном. оказавшимся пророческим. Он дал себе слово отправиться на родину, отыскать тело сноего несчастного отца на острове, чтобы предать его земле. Но так как занятия его в Петербурге не позволяли ему осуществить это намерение, он с купцами, возвратившимися на родину, послал письмо брату, умоляя того безотлагательно выполнить его просьбу - найти тело отца.
Он подробно описал местоположение острова и то место, где оно должно быть. В то же лето его просьба была выполнена: ватага рыбаков пристала к этому дикому острову, отыскала мертвое тело и похоронила его. Это известие успокоило всегдашнюю тайную печаль Михаиле Васильевича, причину которой он и рассказал своим друзьям".
Нельзя обойти молчанием и ставший хрестоматийным случай дальнонидческого сна, аналогичного ясновидению, который увидел в 1883 году редактор бостонской газеты "Глобус" Эдуард Сэмсон. В его обязанности входила подготовка к печати сообщений, поступающих со всего света. Той ночью, дежуря в редакции, он задремал и проснулся ровно в три, весь в поту от пережитого во сне чудовищного кошмара. И тут же, дабы не забыть этот сон, редактор описал гибель тысяч туземцев острова Праломе, расположенного в проливе между Суматрой и Явой. Они спасались от потоков лапы, извергаемой гигантским вулканом. Финалом адских мучений был невиданной силы взрыв, уничтоживший Праломе, оставив от него лишь огнедышащий кратер посреди бушующего моря.
Сэмсон нацарапал на полях своей записи "Важно!" и, оставил ее на столе, все-таки отправился домой, чтобы хоть немного поспать. А дальше случилось непредвиденное. Придя утром в редакцию, его шеф обнаружил запись Сэмсона и решил, что тот принял ночью это сообщение по телеграфу. Недолго думая, он поставил его в номер, снабдив "шапкой" на всю страницу. О сенсационной новости узнали вскоре нее газеты США, поместившие на первых страницах отчет о величайшей в мире катастрофе. Это было 29 августа 1883 года.
Вскоре ошибка выяснилась: никакого Праломе на карте мира не обнаружили. Беднягу Сэмсона тут же выгнали с работы. Но как объяснить читателям, что они стали жертвой грандиозной мистификации? И тут на выручку пришла природа. На западное побережье США обрушились необычайно высокие волны. Одновременно из разных мест стали поступать отрывочные сведения о чемто необычном, случившемся в Индийском океане.
В Малайе и Индии гигантским приливом оказались затоплены огромные прибрежные районы. На площади свыше 800 тысяч квадратных километров с неба посыпался пепел. Газеты поспешили напечатать сообщения об этом и подождать с извинениями за мистификацию.
Через несколько дней стало ясно, что произошла какая-то потрясающая катастрофа. Из Австралии пришло известие, что воздух содрогался отзвуков мощнейшей канонады где-то на севере.
По западным побережьям Мексики и Южной Америки прокатились гигантские океанские валы. Уже позднее выяснилось, что этот прилив - величайшая в мировой истории океанская волна - обошел вокруг всего земного шара. В порты Индийского океана стали приходить потрепанные сильнейшим штормом суда, сообщавшие, что в Зондском проливе произошло извержение вулкана Кракатау, уничтожившее целый остров вместе с его населением. Причем этот взрыв изменил барометрическое давление во всем мире, а вызванная им атмосферная волна трижды обежала вокруг Земли и была отмечена всеми метеорологическими станциями, стоявшими на ее пути.
Таким образом, страшные события, которые Сэмсон видел в приснившемся ему кошмаре, на самом деле происходили как раз в то время, когда он лежал на диване в редакции. По какой-то необъяснимой причине Эд назвал гибнувший остров Праломе, тогда как в действительности погиб остров Кракатау.
Со временем нашлось объяснение и этой загадке: голландское историческое общество обнаружило старинную карту, где Кракатау назывался своим туземным именем, не употреблявшимся к тому времени почти полтораста лет, - Праломе.
Вообще, сообщения о синхронных вещих снах появляются в прессе довольно редко, но все же появляются.
Биографы американского писателя БретГарта рассказывают о весьма необычном и загадочном случае в его жизни. Как-то раз он отправился погостить к своим добрым знакомым, которые снимали виллу, где когда-то якобы жил Байрон. Брет-Гарту отвели комнату, считавшуюся спальней поэта. В первую же ночь он увидел сон: будто к нему явилась тень Байрона. Они предались дружеской беседе, после чего поэт показал потайной ход из этой комнаты на лестницу, а оттуда на луг, где они и погуляли.
Проснувшись утром, Брет-Гартбыл потрясен яркостью и отчетливостью своего сна, который все еще стоял у него перед глазами. Он даже стал Искать потайной ход, но ничего не нашел. Тем не менее за завтраком писатель спросил хозяйку дома: - Нет ли потайной лестницы из той комнаты, где я провел прошлую ночь?
Та очень удивилась его вопросу и ответила, что такой ход действительно был раньше, но уже много лет, как он заделан. Тогда Брет-Гарт уговорил хозяйку позвать плотника, который открыл потайную дверь, ведущую на лестницу. И писатель повторил свою прогулку, увиденную во сне, причем он узнал даже сломанные ступени, на которые указал Байрон, предупредив, что нужно идти осторожно, так как лестница очень ветхая.
Если свидетелями реализации вещего сна Брет-Гарта были только хозяева виллы, то о фрау Бирхбауэр говорил весь Грац. В 1910 году в этом австрийском городе скончался некий Карл Цисер. Жил он на проценты со своего капитала и считался богатым человеком. Но после его смерти наследники обнаружили очень небольшую сумму денег, хотя им было точно известно, что у Цисера должна быть сберегательная книжка на вклад не менее 11 тысяч крон - по тем временам гигантская сумма. Об этом среди жителей Граца было много разговоров. Примерно через неделю жене местного торговца Иоанна Бирхбауэра приснилось, что она находится в кабинете Цисера и видит, как он прячет сберкнижку в нишу в стене, а потом закрывает тайник каким-то камнем. Женщина так часто рассказывала о своем сновидении, что слух дошел до наследников. По их просьбе она пришла к ним, нашла комнату, виденную во сне, и сразу же указала место, где должен находиться тайник. Немедленно позвали рабочих, те разобрали каменную кладку и действительно обнаружили тайник со сберегательной книжкой на значительную сумму...
Приведенные выше случаи вещих снов с информацией из прошлого могут вызвать сомнение относительно их реальности: слишком уж они фантастичны. Наш здравый смысл восстает против всего. Что не укладывается в рамки известного из практического опыта. Что ж, в таком случае обратимся к свидетельству человека, которого нельзя заподозрить в психической неуравновешенности или приверженности к оккультизму. Это - ответственный работник Генпрокуратуры РФ, старший советник юстиции Р.Барсегян. Вот краткое изложение его рассказа.
- В 1971 году я работал старшим следователем военной прокуратуры Кировобадского гарнизона. Какая-то неустановленная автомашина сбила мальчика лет пяти-шести. Он погиб на месте. Машина скрылась. Но примерно в то же время кто-то видел в данном районе грузовую машину, в кабине которой был молодой человек в зеленой армейской рубашке, Все принятые нами совместно с милицией оперативные меры так и не прояснили ситуацию. И вдруг на исходе второго месяца расследования я увидел во сне мчащуюся автомашину "ЗИЛ-130" с тентом и номером 30-38. Во сне я был уверен, что это она только что сбила мальчика.
В этот момент я проснулся, ощущая себя в каком-то странном состоянии. Взял бумагу, карандаш и записал номер. Утром, придя на работу, сразу позвонил в ГАИ и попросил проверить, есть ли вообще в Кировобаде такая машина. Проверили - действительно есть. Сказали, какой организации принадлежит. Ну а дальнейшее расследование было, как говорится, делом техники: мы установили, что водитель именно на этой машине по неосторожности сбил ребенка.
Еще более удивительны сны, когда спящий каким-то непостижимым образом вмешивается в ход событий, происходящих в данное время.
В молодости у художника Владимира Александровича Каршенинникова был близкий товарищ по фамилии Нечипоренко, поведавший о таинственном семейном предании. Одна из теток Нечипоренко вышла замуж за офицера русской армии буквально за несколько дней до внезапно начавшейся русско-японской войны. Молодожену предписывалось немедленно отбыть на Дальний Восток. Молодые были в отчаянии, но приказ есть приказ. Отправив жену в имение к своим родителям, офицер отправился в далекую Маньчжурию.
Сначала письма от него приходили довольно часто, но потом приходить перестали. Родители молодого человека и его жена очень беспокоились. Особенно тосковала супруга, искавшая уединения в большом бальном зале старинного дома.
Однажды она лежала там на диване в каком-то полузабытьи, машинально глядя в зеркало, висевшее в простенке между окнами. В какой-то момент веки ее опустились, хотя перед мысленным взором продолжало стоять зеркало. Это был какой-то странный сон наяву: ее внимание привлекли странные картины, словно бы выплывавшие из глубины зеркала - поросшие деревьями и припорошенные снегом сопки. Потом женщина заметила какое-то движение: кто-то в белом халате медленно двигался на четвереньках. Вглядевшись, она узнала своего мужа и его денщика. Они ползли, оглядываясь по сторонам. Затем появились еще две фигуры, которые двигались тоже скрытно, но гораздо быстрее первых. Это были японцы. Они ползли, держа в зубах ножи. Вот первый из них подкрался к мужу и занес над ним нож. Охваченная ужасом, женщина открыла глаза и, плохо понимая, что делает, схватила со столика первый попавшийся под руку предмет и швырнула в японца... Раздался звон разбившегося стекла, в зал вбежали люди и обнаружили молодую даму лежащей на полу в глубоком обмороке.
Когда на следующий день она пришла в себя и рассказала о кошмарном сновидении, свекор во всех подробностях записал услышанное. А через несколько недель в имение с театра военных действий неожиданно приехал муж молодой женщины, рассказавший, что он получил кратковременный отпуск в связи с таинственным и совершенно необъяснимым случаем, который произошел с ним. По его словам, он с денщиком отправился и разведку. Выпал снег. Надев белые халаты, они скрытно ползли во вражеском тылу. Вдруг раздался женский вскрик и звон разбитого стекла. Вскочив на ноги, они увидели позади двух лежавших на снегу японцев с ножами в руках. Оба были мертвы, хотя их тела еще сохраняли тепло...
- Все, что ты нам сейчас рассказал, мы уже знаем, - сказал отец. - Твоя жена все это видела во сне. Она-то и спасла вас.
С этими словами он встал и принес тетрадь, в которой было подробно описано видение молодой женщины.
Из сказанного выше следует, очевидно, один важный вывод: во сне сознание вовсе не выключается, как принято считать, а находится в особом, измененном состоянии. Благодаря этому даже обычный человек на какое-то время .может, скорее всего, обретать экстрасенсорные способности к ясновидению и телепатии. Эти способности и проявляются в виде вещих снов, загадку которых ученым еще только предстоит расшифровать.