Эфиопское письмо
Эфиопское письмо– трансформационно-слоговое, гибридное по своей сути. Официальное письмо Эфиопии (Абиссинии) и Эритреи, в Израиле () за амхарским языком (также как английским и русским) закреплен статус «официально признанных» (в 1980-х гг. эфиопские евреи-фалаша почти поголовно вывезены в Израиль). Это - единственное оригинальное письмо в Африке, которое в ходу на протяжении тысячи лет. Обслуживает эфиосемитские языки: амхарский (амаринья), тыграи (тигринья), тигре, а также язык монофизитского культа геэз. Кроме того, на основе эфиопского письма ( fidäl) в новое время разрабатываются силлабарии для малых языков Эфиопии и Эритреи: оромо, чаха, соддо, камбата, афар (кушитские языки); валяйта, кафа (омотские языки); билин, кемант (агау языки) и др. В основном младописьменные языки Эфиопии принадлежат семито-хамитской макросемье.
Форма знаков, порядок букв в эфиопском силлабарии и графонимы сабейской (южно-семитской) природы, структура письма (слогообразование), возможно, носит след индийского (дравидийского) влияния, почерковая стилистика, обозначение цифр и левосторонность направления строк – результат греческой (точнее, коптской) христианской культуры. Некоторые исследователи видят во внешней форме эфиопских букв мероитское влияние.
Индийское влияние, помимо сходства строение силлабариев некоторые исследователи видят в приручении африканских слонов и внедрение обработки хлопка еще в период существования цивилизации Мероэ.
Индийское влияние на эфиопский силлабарий впервые подметили У. Джонс и Р. Лепсиус, а генетическая принадлежность сабейскому консонантному алфавиту высказана в 1833-44 Уэллстедом и Редигером.
В геэзе, амхарском, тигринья и тигре порядок символов отличается от западно-семитского и называется Halehame. Общее число силлабограмм, используемых в современном эфиопском письме достигает 300.
[img2]aHR0cDovL3MzLnVwbG9hZHMucnUvSkVQTEIuanBn[/img2]
Эфиопское письмо прошло несколько этапов своего развития. Письменную культуру на Эфиопское нагорье занесли семитские переселенцы из государств Южной Аравии в 5-4 вв. до н.э. Тогда это консонантное письмо почти не отличалось от сабейского. В это время на территории Эфиопии существовало протогосударство Агази. Самые ранние образцы письма в Эфиопии – посвятительные надписи 5-4 вв. до н.э. на сабейском языке. В 1 в. возникла мощная империя Аксум (), достигшая зенита славы в 4 в. при царе Эзане (). Аксум (4-10 вв.) тогда подчинил огромные территории: Мероэ, Нубию (от египетского nub – золото) и Йемен. Только эпидемия оспы остановило войско аксумитов на подступах к Мекке.
Царь Аксума Армах в нач. 7 в. дал приют нескольким первым последователям пророка Мухаммеда, вызволенным из Мекки, тогда еще прибежища язычников. Считается, что этот факт избавил Абиссинию от джихада мусульман. Позже вера египтян, что эфиопы могут повернуть воды Нила вспять (об этом есть упоминания у Ариосто в «Неистовом Орландо»), помогала абиссинцам в переговорах с мусульманами. Интересно, что история упоминает эфиопских императоров, симпатизировавших мусульманам, например, престолонаследник Ятсу (1913-1916).
С принятием христианства Эзана реформировал старый алфавит. Было изменено направление письма – вместо левостороннего (или бустрофедона) оно стало правосторонним. Появились по греческому примеру знаки для цифр и пунктуация. Но главное – эфиопское письмо стало теперь не консонантным, а слоговым: в алфавит были добавлены значки для обозначения гласных (диакритика со временем срослась с алфавитными буквами, что придало эфиопскому письму известное своеобразие). Число и характер гласных совпадает с системой вокализма в греческом языке, однако, способ слогообразования (путем видоизменения, или трансформации знаков для согласных), выбор слога с кратким «а» в качестве основного говорят о влиянии индийской традиции. Наибольшее сходство с кхароштхи и особенно с брахми: только два эти силлабария, помимо эфиопского, можно назвать трансформационными (см. Таб. 4). Более того, из всех известных моделей индийского письма эфиопское слогообразование ближе всего к дравидийской. В пользу этой теории говорят похожие системы т.н. аллографических огласовок (см. Дравидийские письмена), а также обозначение слогов с -u (добавление придатка справа), -е (добавление петлеобразного придатка), -a (добавление нижнего элемента). Плюс ко всему можно вспомнить, что на Малабарском побережье Южной Индии среди дравидов к 4 в. возникла крупная сирохристианская монофизитская церковь св. Фомы, существующая до сего дня.
В 4 в. в эфиопский силлабарий были добавлены две новых буквы: «пайт» и «пыса», отсутствующие в сабейском алфавите. Они образованы путем модификаций графем «шэдай» и «тауи». Языком государства и церкви провозглашается геэз, на котором говорили южно-аравийские переселенцы.
[img2]aHR0cDovL3NkLnVwbG9hZHMucnUvYWRBenUuanBn[/img2]
Однако собственно эфиопское письмо возникло к 13-14 вв., когда древний геэз начал вытесняться амариньей, или амхарским языком. Тогда, после длительного кризиса династия Шоа воссоздает империю Аксум. Амхарское письмо становится на 7 базовых графем больше: гортанные š', č' и звуки ñ, č, j (дж), h, ž отсутствуют в геэзе (см. Таб.2). Строились новые буквы по уже проторенному пути модификации и трансформации. Появились и 4 основные лигатуры для лабиализованных (губных) согласных типа C+w (см. Таб. 3).
Иногда помимо dä в силлабарий включают графему ddä, а также несколько лигатур образованный по принципу C+y:
В амхарском языке сложилась иная, нежели в геэзе система гласных:
ä (э)
Сложное переплетение влияний (сабейское, сирийское, египетское, армянское, индийское, мероитское, греческое, а в новое время еще и арабское) затемняло не только структуру эфиопского письма, но делало до крайности своеобычной форму знаков. При первом взгляде на эфиопский текст возникает ощущение гениальной дисгармонии графического рисунка: буквы напоминают жуков с растопыренными лапками. Знаки с трудом приводятся писцами-стилистами к единообразию. Каждая графема существует как бы отдельно (автокефально) от соседних.
Палеография эфиопского письма стабильна и начала меняться только в наши дни. Курсив и скоропись возникли лишь в 19 в. В 1930-е гг. инженер А. Бирру (Ayana Birru) изобрел раскладку клавиатуры на печатной машинке для амхарского языка.
Нескладность и дебелость эфиопских силлабограмм (различный наклон, размер, обилие замкнутых форм и сложных контуров: ) способствовали почерковой неразвитости. Еще одна особенность эфиопского письма, роднящая его, пожалуй, только с грузинским алфавитом, – это дезинтентность (дискурсивность) – невозможность создать плавный переход при быстром письме от одной буквы к другой. Усилия в этом направлении приводят к причудливым экспериментам (см. Грузинское письмо).
В 16 в. эфиопские буквы теряют угловатость . И сейчас в различных редакциях допускается древнее, угловатое написание графем и новое, округлое: (du, di, da). Отличаться могут и «модифицирующие диакритики»:
В 17 в. эфиопские буквы становятся менее широкими и более стройными. Расцвета абиссинская каллиграфия достигла при царе Иясу Великом (1682-1706). При нем появляются изводы «гуллих» (четкий) и «рэких» (тонкий).
Один из недостатков эфиопского письма – неразличение сдвоенных согласных (геминант), когда С=СС, и согласных конца слога, которые могут передаваться при помощи слогообразующей «ы»: С=С+ы. В первой половине 17 в. под влиянием арабского письма в эфиопскую графику перекочевали такие диакритики, как «шадда» ω (для геминации) и о «сукун» (для нуль-гласного). Однако этот точный фонологический метод транскрипции закрепился лишь в учебниках и словарях: säbbän.
Эфиопские императоры «негус-негаста» считали себя потомками Соломона и царицы Савской; их сын Менелик ( Мынилик) – основатель Соломоновой династии, а последним 225-м негусом был Хайле Селассие (1892-1975), давший народу первую конституцию (1930) и созвавший парламент. В 1974 власть захватили прокоммунистические военные, упразднившие одну из последних в мире империй (последняя империя сохранилась только в Японии).
Эфиопия – удивительное государство современной Африки. Она успешно противостояла иноземной экспансии – как исламской, так и европейской (лишь в 1936-41 Абиссиния оказалась оккупированной фашистской Италией). Судьба эфиопского письма в будущем видится благоприятно: оно настолько прочно вошло в национальную культуру, что вопрос о смене графики никогда не поднимался. Даже арабофильская Эритрея, в 1993 отсоединившаяся от Эфиопии, не отказалась от древнего силлабария. Дальнейшее развитие эфиопского письма, вероятно, будет идти путями, сходными с армянским и грузинским алфавитами (см. Ортодоксальные письмена). Графика будет упрощаться и модернизироваться, вырабатывая «облегченные» светские шрифты (абиссинские «гражданица», курсив и антиква придут на смену церковногеэзовскому уставу).
Более того, эфиопское письмо имеет шансы распространиться на некоторые сопредельные территории: Южный Судан, Сомали, Джибути. В 19 в. Османа Юсуфа именно эфиопские буквы вдохновили на создание национального алфавита османия).
Патриарх Эфиопской Церкви Святейший Абуна Павлос.
Стабилизирующим и консервативным фактором сохранения эфиопcкого письма выступает Эфиопская православная церковь (Yäityop'ya ortodoks täwahedo betä krestyan ), которая в Эритрее называется Эритрейской. Христиане-монофизиты составляют более половины населения обоих государств. Возглавляет церковь патриарх-католикос, или абуна (букв. 'плодовитый').
Эфиопская церковь придерживается монофизитства и близка армянской, яковитской, малабарской и особенно коптской. Правда, в отличие от них в абиссинском христианстве заметно влияние иудаизма и ислама. Кроме Ветхого и Нового заветов у эфиопов каноническими считаются некоторые апокрифы: Книга Юбилеев (Малая Книга Бытия), Книга Еноха, Вознесение Исайи, Книга Баруха, или Паралипомены Иеремии, Апокалипсис Ездры и Пастырь Гермы (некоторые сохранились только в эфиопском переводе).
Эфиопы, как и копты, придерживается многих заповедей Ветхого Завета, которых большинство христиан считает отмененными, таких как соблюдение пищевых запретов, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание, в том числе и женское, не упоминавшееся в Библии (в Египте, Судане, Эфиопии, Мали и в Сомали более 80% женщин подвергаются клиторидэктомии).
Эфиопскую церковь отличает необычайное обилие праздников (только Богородице посвящено 33). С монашестве с резко выражено монофизитское буквоедство и фанатизм. Монастырей великое множество; они называются dabr (горами) или gadam (пустынями). Очень широко зашли суеверия - вера в гадания по звездам, по Псалтири, в магические молитвы, заговоры и заклинания, в чудодейственную силу амулетов и бессмысленных сочетаний звуков, выдаваемых за имена Божии, распространена среди всех классов населения; сами дабтары эксплуатируют ее, занимаясь торговлей рукописями ложных молитв и заклинаний.
Интерес представляет распространенный в Эфиопии феномен т.н. рукописный оберегов и магических свитков, предназначенных не для чтения, а для защиты владельца таких текстов. По-амхарски такой свиток называется кэтаб – «грамотка», хотя книжицы иногда называют и мэцхаф – «книга». Размеры свитка могут быть самыми разнообразными.
Эфиопские магические рисунки при всем их разнообразии можно подразделить на следующие типы: изображения; «таинственные знаки» или «буквы»; иллюстрации к тексту; магические геометрические фигуры. К первым относятся изображения одного или двух ангелов, которые в правой руке держат обнаженные мечи, а в левой – ножны. Ангелы обычно крылаты. Иногда такие изображения сопровождаются надписями: Гавриил и Михаил, Фануил. Встречаются изображения св. Георгия на белом коне с копьем в руке, царя Соломона, восседающего на троне. Проникли в свитки и образы эфиопских святых: Самуила Вальдебского верхом на льве и Габра Манфас Кеддуса как гонителя бесов и исцелителя прокаженных. К изображениям можно причислить и так называемый «лик дьявольский» с восемью рогами, его обрамляющими. В свитке это изображение обычно помещается между строками заклинаний, написанных красными чернилами. Это – «связанный дьявол», воплощение дурного глаза. Заключенный в тесные рамки заклинаний, он, по-видимому, должен являться свидетельством победы высших сил над силами зла и тем самым отпугивать нечистую силу. К «таинственным знакам» или «буквам» относятся значки, которые выдаются за «еврейские», реже «арабские» буквы. Их концы снабжены маленькими кружочками, и по этой причине они получили в научной литературе название «букв в очках» (caracteres а lunettes, Brillenbuchstaben; См. Глаголица; Чернокнижные письмена). Такие «буквы» встречаются уже в греческих и коптских магических текстах и амулетах (древнейшие из которых восходят к 4 в.), откуда они, вероятно, и были заимствованы эфиопами.
Магические геометрические фигуры труднее всех остальных рисунков поддаются истолкованию. Сами эфиопы помещают их в рукописных амулетах по традиции и дают самые различные объяснения их значения. Чаще всего встречается стилизованное изображение решетки, называемой по-амхарски тэльсэм (талисман). Тэльсэм должен изображать престол дьявола и вообще нечистой силы. В рукописном амулете его изображение помещается для того, чтобы при взгляде владельца амулета на «престол» злой дух, который, возможно, вселился в этого человека, покинул бы его тело и переселился на свой престол как более подходящее для себя место.
Текст заговора может быть обрамлен также магическими квадратами со вписанными в них изображениями человеческих или бесовских ликов, глаз, отдельных букв, диагоналей, овальных лепестков с поперечными штрихами. Встречаются квадраты, разделенные на ряд более мелких, выкрашенных в разные цвета, квадратов, напоминающие шахматную доску. в начале свитка помещается изображение эфиопских восьмиконечных крестов или ангелов с обнаженными мечами. В середине свитка, как правило, изображается «связанный дьявол», а в конце – решетка («трон дьявола») или те же кресты.
По преданию христианство в Абиссинию занесли в 4 в. проповедники из Тира Фрументий и Едессий, попавшие в плен. В 340 Фрументий рукоположен в епископы главой Александрийской церкви Афанасием Великим. К 5 в. в Эфиопии побеждает монофизитство, хотя некоторое время имело распространение манихейство и яковитство. При императоре Сусныйосе (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий император, Фасиледэс (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. В 1950 Эфиопская церковь стала автокефальной, а в 1959 полностью независима от коптского патриарха. Многотысячными тиражами церковь издает ежеквартальники «Зене бетекрыстиан/Новости церкви» и «Филеге бырхан/Луч света».
[img2]aHR0cDovL3NnLnVwbG9hZHMucnUvZldWcnAuanBn[/img2]
[img2]aHR0cDovL3M1LnVwbG9hZHMucnUvZUYwdE0uanBn[/img2]
В Эфиопии более 100 народов. Издавна это государство называется Хабеш («смешение языков»); от этого слова произошло другое наименование – Абиссиния (Абессиния). Топоним же Эфиопия берет начало от греческого – «страна опаленных солнцем» (др.-греч. Αἰθιοπία или др.-греч. Αἰθίοψ эфиоп); эта часть земли считалась южным пределом Ойкумены, оппозицией Гипербореи. Эфиопией ранее называли Нубию (на территории современного Судана; кстати, само название Судан переводится с арабского, как أسود «быть черным»). В Европе Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния. Это название семитского происхождения, ведет начало от аравийского эпиграфического «ḤBŚT» (хабашат) и означало не-аксумских подданных аксумского царя; в дальнейшем так (в том числе по-арабски) преимущественно назывались семитское население Эфиопии (амхарцы, тигре, тигринья), исторически занимавшее ведущие позиции в элите страны. В наше время названия, родственные слову «Абиссиния», применяются к Эфиопии в турецком (тур. Habeşistan) и арабском (Аль-Хабаш). До недавнего времени сходное наименование – «Хабаш» – употреблялось и в иврите. В европейской культуре термин «Абиссиния» после 1945 вышел из употребления.
Центр страны, Эфиопское нагорье, населяют негроиды эфиосемиты, говорящие на южнопериферийной группе семитских языков: амхара, тиграи, тигре (христиане); харари (мусульмане); вымирающем языке аргобба, вымершем гафат, а также гогот, мухер, маскан, эжа, чаха, гьето, эндегень-эннемор, соддо-кыстынинья. На языке гафат сохранились записи перевода отрывков из Библии,1773.
К более смуглой подрасе принадлежат кушиты (они составляют половину населения Эфиопии, а это свыше 30 этносов). Северная группа – бедауйе, или беджа (в основном живут в суданской провинции Кассала); центральная – агавские языки (агау); восточная – сидамо, хадия, камбатта, алаба, бурджи; афар-сахо, сомали, оромо; западная, или омотская группа.
Кушитские языки отличаются богатым и архаичным консонантизмом; они являются субстратом для всех эфиосемитов (для тигре менее всего, а для гураге – до 20% лексики – более всего).
Кушиты – коренные народы Африканского Рога. По одной из гипотез, Эфиопия – прародина всех семито-хамитских (афразийских) племен. К. Майнхоф выдвигал т.н. «хамитскую теорию». К хамитам он причислял нилотов, фула и готтентотов. Есть версия, что само название африканского континента произошло от кушитского этнонима «афар». Возможно, корни египетской цивилизации имеют негритяно-кушитскую природу. В сер. 3-2 тыс. до н.э. кушиты вступили в контакт с Древним Египтом. К этому времени относится упоминание государства Куш, народы которого (агау и беджа) участвовали в формировании Древнего Мероэ в 1 тыс. до н.э. В средние века беджа испытали влияние нубийской цивилизации. У кушитов, особенно омотов, сложная кастовая система. По легенде, именно в Эфиопию (или Йемен) прилетала умирать и возрождаться птица Феникс (по-египетски Бену). Кушиты были известны египтянам как верблюдоводы блемии, основавшие у южных границ Египта свое государство со столицей Талмис (она была разрушена в 543 нубийским царем). Наиболее сильное влияние на кушитов оказал ислам (на агавские народы – иудаизм).
Узкую полоску на западной и северной границе Эфиопии (в современном штате Гамбела нуэр и ануак сотавляют подавляющее большинство) населяют нилоты: ануак (по-эфиопски «нуро»), бурун, динка-нуэр, джи-кань, лоу; берта; кунама (берта, гураге и др. населяют другой национальный штат Эфиопии - Бенишангул-Гумуз).
Эфиосемиты пользуются эфиопским письмом (хараре с 18 в. - арабским), кушиты – эфиопским, латинским, а также пиктографией очевидно местного происхождения (см. кафа). Нилоты пользуются арабским письмом и языком. Все народы Эфиопии усиленно амхаризируются, обращаются в христианство, для некоторых языков вводится грамота на основе эфиопского письма. В 1974 в Аддис-Абебе создается Академия амхарского языка (ранее – Академия языков Эфиопии). Амхара считается привилегированным этносом, остальные народы называются «шанкала» или «бариас» (рабы).