Южноиндийские письмена
Южноиндийские письмена (дравиди) силлабарии, применявшиеся на Юге Индостана, в Декане, дравидийскими племенами. Обслуживали санскрит и дравидийские языки. Восходят к письму брахми, которое появилось на Севере Индии к 3 в. до н.э. Южноиндийские надписи дешифрованы И. Махадеваном.
На рубеже нашей эры в условиях практически автономного существования и развития Юга Индии там стали появляться первые крупные государства: Чола, Пандья и Чера, где литературным языком был «сен-дамиж» (тамильский). По легенде, задолго до нашей эры в Южной Мадуре, позже ушедшей на дно океана, была составлена древнейшая грамматика «Агаттиям», принесенная с Севера мудрецом Агастьей (Агаттияром). Но сохранилась только вновь разработанная грамматика «Толькаппиям», разработанная в Капатапуре.
Ок. 3 в. царь Икшваку пользовался орнаментальным письмом кистна (возможно, дравидийская транскрипция имени Кришны, воплощения солнечного бога созидания Вишну).Этот силлабарии является переходной ступенью от северного (индоарийского) брахми к южному (дравидийскому). Легендарный царь Икшваку считается основателем Солнечной династии и столицы Айодхья (ныне Ауд). Появился он на свет, якобы, из ноздри первочеловека Ману. Поэтому имя Икшваку связывают со словом «ксу» – чихание. Иные толкователи полагают, что икшваки это название племени скифов или гунов из долины Оксу/Окшу (Амударья?), либо этноним аборигенов Индии, почитавших сахарный тростник «иксу».
Цари из династии Паллава (3-9 вв.) употребляли уже другую разновидность брахми, которую так и называли паллава (также называлось письмо, предшествовавшее яванскому чаракану). Надписи письменами кистна, паллава и коробочкоглавым кадамба встречаются уже в пракритскую эпоху. Возможно, алфавитоним силлабария буддийского канона «пали» родственен имени «паллава». (Кстати, в Северной Индии было известно государство Пала с центром в Бихаре). Держава Паллавов располагалась в Северном Тамилнаде, столицей ее был Канчи. Наиболее известный правитель Нарасимха I. С 4 в. формируется характерное членение Индостана на индоарийский Север и дравидийский Юг.
Письмо венги было введено царем Андхры Венгидесой к 5 в. Оно было весьма неудобочитаемым и исчезло в 7 в. («венгей» по-тамильски крылоплод, чья цветущая ветвь традиционно сравнивалась с тигром. Кстати, интересно, что эмблемой династии Чола тоже был тигр). Письмо венги иногда называют кадамба , по имени одноименного государства, выделившегося из царства Паллавов. Находилось Кадамба на северозападе Декана, там где сейчас живут маратхи и каннада. В Центральной Индии и на северовостоке Махараштры в 5-6 вв. появляются надписи, выполненные т.н. «коробочкоглавым кадамба». Силлабарий венгикадамба считается родоначальником всех дравидийских, а также кхмерского и древнеяванского письмен.
[img2]aHR0cDovL3MxLnVwbG9hZHMucnUvZUhza0ouanBn[/img2]
Серебряная монета царя Vashishtiputra Sātakarni (ок. 160 н.э.).
Слева: бюст царя. Пракритская легенда южноиндийским брахми: «Siri Satakanisa Rano ... Vasithiputasa»
Справа: символ Ujjain/Sātavāhana и священный треугольник chaitya, под которыми символическое изображение реки. Надпись: «Arah(s)anaku Vah(s)itti makanaku Tiru H(S)atakani ko».