Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА » Южноиндийские письмена


Южноиндийские письмена

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Южноиндийские письмена

Южноиндийские письмена (дравиди) силлабарии, применявшиеся на Юге Индостана, в Декане, дравидийскими племенами. Обслуживали санскрит и дравидийские языки. Восходят к письму брахми, которое появилось на Севере Индии к 3 в. до н.э. Южноиндийские надписи дешифрованы И. Махадеваном.

На рубеже нашей эры в условиях практически автономного существования и развития Юга Индии там стали появляться первые крупные государства: Чола, Пандья и Чера, где литературным языком был «сен-дамиж» (тамильский). По легенде, задолго до нашей эры в Южной Мадуре, позже ушедшей на дно океана, была составлена древнейшая грамматика «Агаттиям», принесенная с Севера мудрецом Агастьей (Агаттияром). Но сохранилась только вновь разработанная грамматика «Толькаппиям», разработанная в Капатапуре.

Ок. 3 в. царь Икшваку пользовался орнаментальным письмом кистна (возможно, дравидийская транскрипция имени Кришны, воплощения солнечного бога созидания Вишну).Этот силлабарии является переходной ступенью от северного (индоарийского) брахми к южному (дравидийскому). Легендарный царь Икшваку считается основателем Солнечной династии и столицы Айодхья (ныне Ауд). Появился он на свет, якобы, из ноздри первочеловека Ману. Поэтому имя Икшваку связывают со словом «ксу» – чихание. Иные толкователи полагают, что икшваки это название племени скифов или гунов из долины Оксу/Окшу (Амударья?), либо этноним аборигенов Индии, почитавших сахарный тростник «иксу».

Цари из династии Паллава (3-9 вв.) употребляли уже другую разновидность брахми, которую так и называли паллава (также называлось письмо, предшествовавшее яванскому чаракану). Надписи письменами кистна, паллава и коробочкоглавым кадамба встречаются уже в пракритскую эпоху. Возможно, алфавитоним силлабария буддийского канона «пали» родственен имени «паллава». (Кстати, в Северной Индии было известно государство Пала с центром в Бихаре). Держава Паллавов располагалась в Северном Тамилнаде, столицей ее был Канчи. Наиболее известный правитель Нарасимха I. С 4 в. формируется характерное членение Индостана на индоарийский Север и дравидийский Юг.

Письмо венги было введено царем Андхры Венгидесой к 5 в. Оно было весьма неудобочитаемым и исчезло в 7 в. («венгей» по-тамильски крылоплод, чья цветущая ветвь традиционно сравнивалась с тигром. Кстати, интересно, что эмблемой династии Чола тоже был тигр). Письмо венги иногда называют кадамба , по имени одноименного государства, выделившегося из царства Паллавов. Находилось Кадамба на северозападе Декана, там где сейчас живут маратхи и каннада. В Центральной Индии и на северовостоке Махараштры в 5-6 вв. появляются надписи, выполненные т.н. «коробочкоглавым кадамба». Силлабарий венгикадамба считается родоначальником всех дравидийских, а также кхмерского и древнеяванского письмен.

[img2]aHR0cDovL3MxLnVwbG9hZHMucnUvZUhza0ouanBn[/img2]

Серебряная монета царя Vashishtiputra Sātakarni (ок. 160 н.э.).
Слева: бюст царя. Пракритская легенда южноиндийским брахми: «Siri Satakanisa Rano ... Vasithiputasa»
Справа: символ Ujjain/Sātavāhana и священный треугольник chaitya, под которыми символическое изображение реки. Надпись: «Arah(s)anaku Vah(s)itti makanaku Tiru H(S)atakani ko».

+1

2

К 5 в. в южноиндийских царствах помимо монументального извода (древнейшие дравидийские надписи имеют отношение к народу каннада) распространяется грантха «книжный почерк», на основе которого к 14 в. (началу формирования индуистской империи Виджаянагар) сформировались литературные силлабарий тамили, малаяли, каннада, телугу и тулу.

На юге Махараштры цари династии Чалукья (7-8 вв.) потеснили Паллавов и отразили попытку государств Северной Индии покорить Декан. К 7 в. на Индостане полностью исчезает буддизм. При раджах Чалукья формируется национальный облик народа телугу, ныне самого многочисленного из дравидов. Современный силлабарий телугу иногда называется старым названием «венги Чалукьев». Древнейший памятник на чалукья это надпись царя Пулакеши,489. Последняя надпись такого рода восходит к 1182.

В кон. 9 в. усиливается Чола (1-13 в.; формально до 18 в.), разгромившая Паллавов, а в 960 Пандьев, объединив т.о. весь Тамилнад, Ланку и Мальдивы. Под пятой Чолов к 12 в. оказывается весь Декан; совершаются походы в Бенгалию, Бирму, Гуджарат и на Суматру. В этот период формируется тамильское письмо и происходит модернизация древней ведической религии под новым именем индуизм . В Северной Индии при Ашоке (3 в. до н.э.) и Канишке (1 в.) госрелигией становится буддизм. В Гуджарате и Декане (Майсур, Калинга, Северная Андхра) с 6 в. до н.э. распространяется джайнизм. В первые века нашей эры джайны из Раджастхана и Махараштры переселяются на Юг, в Декан, организовав новую секту «дигамбаров» («одетых пространством», т.е. нагих). Городские интеллектуалы, джайны (им запрещено заниматься земледелием, чтобы не причинять вреда живому) вполне вероятно и явились создателями письменной культуры Юга. Например, до сих пор значительная часть каннада верна джайнизму. Именно джайны считаются изобретателями силлабария каннада, который называется «карнатик». Древнейшие литературные памятники дравидов – либо джайнистские, либо носят существенный отпечаток этого учения (например, тамильская «Повесть о браслете»). После становления индуизма большинство джайнистских памятников литературы 9-11 вв. было уничтожено.

Очевидно, джайнистский характер носила письменность царства Пандья (3 в. до н.э.-14 в.; столица Мадурай) на крайнем юге Индостана. Оно считается наиболее древним среди дравидских государств. Именно здесь рано развивается национальное поэтическое творчество т.н. эпохи Сангама. Существует гипотеза, что все литературные памятники тамилов до 11 в. были записаны ваттелуту («округлым почерком»). Похоже, именно в Пандье были придуманы буквы для специфических звуков, отсутствующих в санскрите (ретрофлексный ряд: la, ra, nа). Из ваттелуту эти графемы перекочевали в современное письмо тамили. После разгрома Пандиев, вместе с джайнизмом было запрещено и ваттелуту (некоторое время оно было приспособлено для языка тулу).

Похожее на венги письмо распространилось в царстве Чера (Керала, с 3 в. до н.э.), которое известно с 467 для санскрита и тамили. В Черу входили княжества Траванкур, Кочин и др. Здесь в 9 в. родился Шанкара, реформатор брахманизма и создатель учения «Адвайта-Веданта».

Свернутый текст

[img2]aHR0cDovL3M4LnVwbG9hZHMucnUvR21YS3AuanBn[/img2]

[img2]aHR0cDovL3M3LnVwbG9hZHMucnUvWWNoNEIuanBn[/img2]

Созданная телугу индуистская империя Виджаянагар (14-16 вв.) длительное время противостояла исламским государствам Севера и Делийскому султанату, и Великим Моголам. Наиболее успешным было правление Кришны Дева Райи (1509-29). Однако в битве при Таликоте в 1565 Виджаянагар терпит крах под ударами коалиции исламских султанов. В 17 в. от империи сохраняется лишь небольшое княжество, поделенное между Биджапуром и Голкондой. В 18 в. возникло мощное государство Майсур (Южная Карнатака), правда, уже исламизированное. При правителях Хайдар-Али и его сыне Типу-Султане здесь была создана лучшая в Индии армия.

0


Вы здесь » Тестовый форум » ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА » Южноиндийские письмена