Верование в сглаз явление общечеловеческое, в широком смысле этого слова. Куда бы ни проникало этнографическое изучение, оно везде встречало поверье в сглаз. И в настоящее время нет на планете такого народа, у которого бы отсутствовали поверья - сведения о сглазе. Обычно у всех народов в сведениях о сглазе подробно указаны характерные детали этого бытового явления. И с учетом ступеней развития культуры и мировоззрения того или иного народа, объяснялась природа этого явления, освещались нюансы отрицательного воздействия сглаза, происхождение болезней или нанесенного вреда, указывались причины проявления силы сглаза и существующие защитные меры или нейтрализаторы сглаза. Только с изучением всех аспектов, касающихся сглаза, раскрылась полнота и разносторонность поверий о нем и определились, как общечеловеческие психологические черты, так и местные народные. И самым интересным фактом является то, что роль местно-народных, национальных элементов сглаза в этом цикле поверий ограниченная и незначительная, а при широком сравнительном этнографическом изучении сглаз приобретает космополити-ческое значение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Сглаз в народе называют еще «призор» или «прикос». Глазам с древности придавали таинственную силу, их считали местом пребывания души. Недаром до наших дней дошло такое крылатое выражение, как «Глаза - зеркало души». Древние считали, что глаза - это «окно», через которое душа попадает в тело и покидает его. Этим же путем в человека могут проникнуть как добрые, так и злые духи. А злой человек преисполнен вредоносными духами - демонами, и вместе с его взглядом они переходят на все, на что он посмотрит.
Многие магические способности связывались с определенным цветом или разрезом глаз. На Руси «дурными», недобрыми считались глаза косые, глубоко запавшие, чрезмерно выкатившиеся, а по цвету черные или карие. «Бойся черного, да карего глаза!» - говорили раньше. Наряду с другими зловещими приметами, на Руси издревле считалась недоброй встреча со слепцом. Еще и теперь слепоту нередко принимают за верный признак связи с «нечистой силой».
Также неприятности сулил человек с двумя рядами зубов во рту, и тот, у кого вырастали третьи зубы. И большие странной формы уши, хромота или наличие горба свидетельствовали, что их обладатели знаются с «нечистью», втайне колдуют и могут взглядом беду накликать.
«Дурной» - недобрый глаз, по народному поверью, распространяет свое влияние на все, чего только ни коснется: посмотрит на дерево - оно засохнет, глянет на корову - перестанет давать молоко, полюбуется на младенца - тот заболеет. Недобрый взгляд влечет за собой болезни, убытки, разного рода несчастья и его действие порой даже не зависит от воли человека, обладающего таким взглядом. Даже в наше время иногда слышишь исповедь: «Ну такая я глазливая! Не хочу, а все равно кого-нибудь сглажу».
Встречаются люди, одним взглядом вызывающие болезнь или смерть. Знаменитый путешественник Дюмон в своих мемуарах рассказывал о существовании в Азии людей, обладающих ядовитым взглядом, влекущем за собой мгновенную смерть. Очень интересные сведения по этому поводу можно почерпнуть из сочинения Е.Блаватской «В голубых горах», где она рассказывает о племени туземцев в Индии, среди которых встречались колдуны, способные силой взгляда усмирять самых злых собак и людей, заставляя их обращаться в бегство. Вера в сглаз присуща всем Индоевропейским народам. Особенно она распространена в Европе, США, Канаде, в странах Северной и Восточной Африки, в Турции, Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии. Итак, взгляд человека является одним из могущественных орудий для передачи мыслей, желаний, приказаний, а также любого воздействия одного лица на другое. Он приковывает внимание собеседника, привлекает, очаровывает, покоряет даже тех, кто более других способен к сопротивлению и борьбе. Взгляд, наделенный особой проницательностью и влиянием, может быть страшным оружием. Это он приносит и сообщает другим вибрации мысли и жизненный флюид, для которого мозг служит как бы резервуаром. Эта передача бывает почти мгновенной, внезапной. Власть и сила взгляда не ограничены. Маги часто употребляют силу взгляда не только для «нападения», но и для личной защиты.
Пагубное воздействие может оказать даже похвала, если она высказана неискренне, с чувством зависти, тайной злобой, с оттенком недоброго желания. Поэтому матери, слыша от посторонних похвалы в адрес своих детей, часто сплевывают, чтобы отвести сглаз. Для того, чтобы уберечься от «дурного глаза» люди придумали обереги. Самый известный из них - сплевывание и слизывание. Возник он еще в те времена, когда человек был тесно связан с животным миром. Животные, как известно, вылизывают своих детенышей.
Историки считают, что первобытные женщины также облизывали новорожденных детей и младенцев, и этот обряд носил скорее гигиенический характер и был сродни обмыванию. Целебные, гигиенические свойства слюны постепенно приобрели значение антимагического средства.
Любопытно, что в старые времена обычаи слизывания детей от сглаза у разных народов были весьма схожи и особенно были распространены в России, Болгарии, Сербии и в других славянских странах.
В средневековой Польше боль головы лечили слизыванием лба больного. У кавказских горских евреев только сглазивший человек должен слизывать своею слюной лицо больного, а чтобы определить виновника сглаза делали из теста шарики и, произнося вслух имена подозреваемых, бросали их в огонь. Шарики должны сгорать, не трескаясь, а если шарик выскакивал с треском из огня при произношении очередного имени, считалось, что этот человек был причиной сглаза, и к нему посылали гонца с просьбой прислать в блюдце своей слюны или явиться самому для совершения обряда.
Итальянский этнограф Дорса пишет, что в Калабрии любая женщина, входя в дом, где находился младенец, должна сказать: «Прочь, колдовство, прочь, сглаз» и плюнуть три раза.
Римский историк Персий, живший при Нероне, сохранил для нас такую бытовую деталь от сглаза: средним пальцем правой руки своей слюной мать мазала лоб и губы ребенка. А в «Естественной истории» Плиния упоминается слюна, как средство от чародейства. Плиний дает такой совет: если кто посмотрит на спящего ребенка, мать должна три раза сплюнуть, даже если на ребенке амулет от сглаза. О сплевывании против сглаза упоминают Тибулл, Феокрит и другие историки. Отдельные элементы этих обрядов практикуются еще и в настоящее время.
Интересны также практикуемые у разных народов приемы снятия сглаза путем передачи его животным и растениям. В разных местах России, в Германии, в Индии укладывали больного от сглаза на землю и переводили через него собаку или клали под голову больного хлеб и потом давали его собаке. К этим обрядам принадлежит и старинный рус-ский обычай переводить через больного ручного медведя. И к этому же циклу поверий нужно отнести старый способ лечения больных от сглаза детей протягиванием их через дупло дерева, о чем указывает специальная монография известного французского ученого Гедоза.
Что же означает сглаз с позиций энергоинформатики? В основе сглаза лежит целенаправленное, отрицательное воздействие одного человека, спо-собного воспринимать, концентрировать и направлять космическую энергию на другого с использованием своих паранормальных (магических) способ-ностей и наложением отрицательной энергоинформации. Поскольку направ-ление движения сконцентрированной космической энергоинформации под-чиняется волевым приказам мысли, то ее передача может осуществляться посредством целенаправленного взгляда. А глаз, в свою очередь, способен фокусировать энергию, аккумулировать ее в энергетические «сгустки» и с помощью волевого направленного взгляда использовать их для «энергети-ческой агрессии».
Энергетический «удар» глаза способен нарушить целостность био-поля: пробить биополевую оболочку, деформировать ее структуру и наложить отрицательную энергоинформацию.
Итак, если чей-то взгляд производит тягостное, отталкивающее впечат-ление и оказывает неприятное, болезненное воздействие, то он действи-тельно может навести «сглаз» при контакте с его обладателем.