Суеверие и предрассудки в простом народе // Олонецкие губернские ведомости. 1885.
1. Три раза в году – в Пасху, Ноый год и Рождество Христово – во время благовеста к обедне девица расчесывает волосы, говоря: «Как праздники эти слышны по всему свету, и все люди радуются этим праздникам, так бы обрадовался мой богосуженый, когда увидит меня, р. б., на гульбище и игрище. Как этот звон слышен всем прав. хр., так бы слышал и он про меня, р. б., на всех путях и дорогах. Для этого я разчесываю буйную голову, русую косу, пропускаю по всему миру славу хорошу». (№76, С.673)
2. Чтобы присушить к себе молодца по сердцу, девица каждое утро есть кусочек хлеба и вспоминает имя того, кого присушает. При умывании говорит: «Вода, водица, умой девицу не для хитрости, не для мудрости – богосуженому для тоски». При утирании полотенцем, ставши лицом на восток: «Встала, р.б., благословясь, умылась чистой водой, освежилась белым светом, осветилась красным солнцем, нарумянилась алой зарей. Как без солнца не может белый свет стоять, без света не могут добры люди жить, так бы и не мог на сем свете без меня жить богосуженый. Как без воды не может жить никто, так бы и богосуженый не мог жить без меня. Помнил бы меня каждый день и каждый час, казалась бы я ему белее света белого, алее зари румянной, краше солнца красного». Выходя из бани, правой ногой стоит за порогом на земле, держа левую на пороге, и говорит: «Я девица брава, стою на ноге правой, головой шатну, тоску пущу по всему свету, своему богосуженому в сердце и душу. Не мог он без р.б. меня ни дня дневать, ни часу часовать». (№76, С.673)
3.
Серебряную монету времен Екатерины полагают в воду и, умываясь ею, говорят: «Как Екатерина была в чести и славе, так бы и я, р.б., была в чести и славе».
4.Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. М.: Б.и., 1889.
Чтобы «отсушить» кого-либо, для этого ночью ходят к реке брать воду «затылками». Идут к реке, пятясь, берут воду, повернув руки ладонями вниз (затылком брать), зачерпывают тридевять раз, говоря: "Беру воду темной ночью; как эта ночь темна, так бы и она, N, казалась ему темнее ночи. Как эта вода холодна и не держится на руках, так бы не держалась на сердце сухота по N у N". Воду дают в напитке или в кушанье.
5.Для того чтобы поссорить жену с мужем, для этого берут: «Версливый камень», голову петуха, шерсть от кошки и собаки и, затем в тряпку прячут где-либо в комнате, или зашивают в одежду, в постель и подушки со словами: «Как кошка и собака живут дружно, так бы жили N N». Или берут землю на том месте, где был бой петухов. Землю эту скармливают понемногу в кушанье.
6.больная отправляется в лес. Она несет яйцо и, став на перекрестке, кладет яйцо на левую руку и в лесу произносит следующую молитву: **) «Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец – тот дар возмите, а меня простите во всех грехах и во всех винах, сделайте здраву и здорову, чтобы никакое место не шумело, не болело». Яйцо оставляется на перекрестке. Если лесовик услышит эту мольбу – болезнь пройдет.
Закапывают мыло в муравейник со словами: Как вокруг мыла мурашки копошатся, так пусть вокруг (икс) кавалеры.
7. Заговоры, повышающие привлекательность девушек] Во время Святок (под Рождество, Новый год, Крещение) до двенадцати часов ночи девушка берет горбушу (косу) и обходит с ней вокруг дома, размахивая и приговаривая: Рублю, перерубаю, все пороги, все дороги, все косые огороды во все четыре стороны: всем сватам, всем женихам придти и приехать, паче всех — жениху богосуженому придти и приехать скорее всех. Христос воскрес три раза. Затем косу весит так, чтобы под нее проходили люди, а ее не видели. По выполнению этого заговора девушка в то же межговенье выйдет замуж.
Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименко. М., 1878.
8.
[Слова присушать девицу]. Говорить в питье и пищу: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану, раб божей, благословесь, пойду перекрестесь, выйду в чистое поле, в широкое раздолье; на встречу мне середи чистого поля и широкого раздолья семдесят буйных ветров и семдесят вихоров и семдесят ветрович и семьдесят вихорович. Пошли они на святую Русь зеленого лесу ломать и на пол из корени вон воротить и пещеры каменные розжигать. И тут я, раб божей (имя рек), помолюсь им и поклонюсь: о,
о, вы есть 70 буйных ветров и 70 вихоров и 70 ветрович и 70 вихорович, не ходите вы на святую Русь зеленого лесу ломать, из корени вон воротить и пещеры каменные розжигать, подьте вы, разожгите у рабы божией (имя рек) белое тело, ретивое сердцо, памятную думу, черную печень, горячую кровь, жилы и суставы и всю ей, чтобы она раба божия (имя рек) не могла бы не жить, не быть, не пить, не исть, не слова говорить, не речи творить, без меня, раба божия (имя рек). Как меня она, раба божия (имя рек), увидит или глас мой услышит, то бы радовалось ей белое тело, ретивое сердце, памятная дума, черная печень, горячая кровь, кости и жилы и все у ней суставы веселились. И как ждет народ божия владычного праздника, светлого Христова Воскресения, и звону колокольного, так бы она, раба божия (имя рек), дожидалась: на которой день меня она не увидит или гласа моего не услышит; так бы она сохла, как кошеная трава в поли; как не может быть рыба без воды, так бы не могла бы быть она без меня, раба божия (имя рек). Тем моим словам и речам ключевые слова, аминь, аминь, аминь.
9.[Присушить девицу]. Молодой человек, желающий возбудить к себе любовь непреклонной девицы, идет к знахарю, с просьбой присушить к нему ту, которая была к нему равнодушна. Колдун вынимает пряник и, приняв таинственный вид, начинает, поводя глазами и расширяя по временам ноздри, наговаривать на этот пряник: «Во имя Отца и Сына Святого Духа, аминь. Стану я раб божий Н. благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами; взмолюся трем ветрам, трем братьям: ветер Моисей, ветер луна, ветер буйные вихори! Дуйте и винтите по всему белому свету и по всему миру крещеному, распалите, разожгите и сведите рабыню Н. со мною, с рабом божиим Н., душа с душей, тело с телом, плоть с плотью, хоть с хотью, не уроните той моей присухи ни на воду, ни на лес, ни на землю и не на скотину: в воду сроните — вода высохнет; на лес сроните — лес повянет; на землю сроните — земля сгорит; на скотину сроните — скотина посохнет. Снесите и донесите, вяжите и положите в рабицу божию (имя рек) в красную девицу, в белое тело, в ретивое сердце, в хоть и в плоть: чтобы красная девица не могла без меня раба Божия (имя рек) ни пить, ни быть, ни дневать, ни часа часовать, о мне, рабе божием (имя рек), тужила бы и тосковала и никогда бы не забывала. Есть в чистом поле сидит баба сводница, у бабы у сводницы стоит печь кирпичная, в той печи кирпичной стоит кунган литр, в том кунгане литре всякая вещь кипит перекипаит, горит перегорает, сохнет и посыхает. И так бы о мне, рабе божием Н., сердцем кипела, кровию горела, и не могла бы без меня, раба божия Н., ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни часа часовать, ни питием отпитися, ни дутьем отдутися и ни в парной бане отпариться. Тем моим словам ключ и замок, аки ключ на церкви. Во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь, аминь, аминь. «Стану я раб Божий Н. благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле на три росстана, помолюся я, раб божий, трем братам, трем ветрам: первый брат ветр восточный, второй ветр запад, третий ветер север! Внесите тоску и сухоту в рабицу божию Н., чтоб она о мне, рабе божием, сохла и тоскнула; не могла бы и дня дневать, ни часу часовать, отныне до века и вовеки, аминь, аминь, аминь. Получив от колдуна пряник, парень должен отдать его своей возлюбленной. Если это ему удастся, она побеждена. (Записано А. Харитоновым в Шенкур. уезде.)
10.[Слова на честь девушкам, т. е. чтобы от молодцов постоянно им был почет] «Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей дверями, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу под восточную сторону. Под восточной стороной встает заря утренняя, выкатается красное солнышко. Пусть буду я, раба Божия Н. краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее утренней зари и вечерней, краше всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко и на белый свет, так смотрели бы молодцы на рабу свою Н. и почиталибы и возносили бы ее на головах своих. Не могли бы добрые молодцы и красные девицы без меня не жить, не быть, не игры заводить. Буди эти слова тверды и прочны из ключа в ключ, из замка в замок. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза в воду, после каждого раза плюнуть три раза в воду. Наговоренной водой помыться, а остатки вынести на улицу и вылить так, чтобы вода разлетелась по сторонам и сказать: «четыре брата вихоря, разнесите мою честь и славу по всем четырем сторонам».
11.
в Иванов день (24 июня) снести два яйца в муравейник и держать до Петрова дня. В Петров день одно яйцо вынести, а другое оставить гостинцами «муравейному царю». Принесенное яйцо выпить со словами: «Как около этого яйца «скались» мураши, так бы около меня, рабы Божьей Н. «скались» и увивались молодцы». (Олонецкие губернские ведомости. 1900.
12.[Остудные слова, которые, по уверению ворожей, вызывают ненависть между супругами, между влюбленными, друзьями] «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь из дверей не дверями, из ворот не воротами, выйду в чистое поле, посмотрю под западную сторону. Под западной стороной течет дегтяная река, по той дегтяной реке плывет малое челно, в том малом челне сидит малый человек, у которого чертова рожа, угревая кожа, шубны глаза, волчий рот, медвежий взгляд, звериный, вздох змеинный, и как этот человек страшный, горький, приторомкий, так казался бы раб Божий Н. рабе Божьей страшным, горьким, приторомким. Страшным зверем в темном лесе, кленучим змеем в чистом поле. Не мог бы раб Божий Н. с рабой Божьей не думы думать, не беседы беседовать. Дрались бы и цыпались, в кровь придерались и на встречу не встречались во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Буди эти слова тверды и прочны из ключа в ключ, из замка в замок. Говорить слова три раза или в воду, или в соль, или в чай, или в кушанье и мн. др. После каждого раза плюнуть три раза, во что говорятся слова. Наговоренным угостить лиц, которых хотят поссорить между собой. Последние не должны знать, что их кормят или поят наговоренным, иначе слова не подействуют. (Олонецкие губернские ведомости. 1900.
13.[Остудные слова] «Встану я, раба Божья Н., не благословясь, пойду не перекрестясь из избы не дверями, из сеней не воротами в чистое поле, к синему морю, стану на самое подвальное (нижнее) бревно, погляжу, посмотрю под северную сторону. Под северной стороной ледяной остров, в ледяном острове ледяная фатера, в ледяной фатере ледяные стены, ледяной пол, ледяной потолок, ледяные двери, ледяные окна, стекла, ледяная печка, ледяной стол, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постель и царь ледяной. На этой ледяной печке сидит кошка польска, собачка заморска, сидят друг другу хребтами, а повернутся друг к другу лицами, щиплются и дерутся до кровавых ран. Так же бы рвался и цапался раб Божий Н. с рабой Божьей до кровавых ран. Не мог бы он на нее не зреть, не глядеть, так же бы и она на него не в какой час, не в какую минуту. Ай же ты, царь ледяной, не морозь не рек, не озер, не синих морей, а застуди, заморозь ретивое сердце у раба Божьего Н. и у рабы Божьей Н. чтобы не могли не есть, не пить, не на друг друга смотреть, не думами думать, не мыслями мыслить. Казался бы сей раб Божий Н. злее зверя лесового и лютее бы гада полевого, так же бы и она ему. Аминь, аминь, аминь и на веки веков закинь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза в воду или другое. Если слова не помогают, то советуют отстричь у совершенно черной собаки и кошки шерсти и у совершенно черного петуха перьев, все сжечь и пепел положить в какое-нибудь кушанье и скормить тому, кого хотят поссорить. Или шерсть и перья положить под крыльцо, по которому они, т.е. которых хотят поссорить, ходят. (Олонецкие губернские ведомости. 1900.
14Село Красное Стала я благословесь, пошла я перекристесь, пошла я из избы дверьми, вышла я в цистоё полё. По цистому полю летит огненная стрела. Помолюсь, покорюсь огненной стрелы: «Куды ты полетела?» — «Полетела я в село и села я в село и села я с присёлками.» — Полити ты, огненная стрела, и села и с присёлками, городы с пригоротками, полити ты, огненная стрела, в тако-то село, в таку-ту деревню и в такую-то избу, влити ты к такому-то рабу Божью, залети ты к ёму в ретивое серце и в горечую крофь, розожги, роспали! Как рыба без воды, как тело без земли, так бы раб Божэй не мог бы бы не жыть и не быть без рабы Божьёй незнатомой женчины. Как рыба без воды, как тело без земли, как младень без матки, без маткина молока, так бы раб Божэй не мог без рабы Божьёй, ни дни, ни ноци не смог бы ни жыть, ни быть, ни дни дневать, ни цясу цясовать, так раб Божэй без рабы Божьёй не мог бы ни нагледитьси, ни насмотритьси, ни дни, ни ноци. Будьте мои слова, крепки, вики, отныни до веку. Аминь.
15.
Стану я благословесь, пойду я перекрестесь из избы дверьми, ис синей синьми, из ворот воротами, выду я в цистоё полё, стану я к востоку хрёптом, на запад лицём. С востоцьной стороны в западнюю летит змей крылатой и огняной. Смолюси и покорюси крылатому змею и спрошу его: «Куда летиш, крылатой змій, огненной?» — «Лечу я с западнёй стороны в восточнюю зажыгать городоф и с пригоротками, деревён с деревнюшками.» — «Ай, крылатой змей, огненной, не летай с восточнёй стороны в западнюю, не жги городоф с пригоротками и с малинькима деревнюшками, лети в [такое-то] сёло, войди в раба [имя] в ясныи очи, в русыи брови, в ретивоё серцё, в горяцюю крофь, в могучюю плоть, штобы без рабы [имя] не мог бы не быть, не жить, тёмной ночи спать и часу часовать и минуты минутовать». (Дунуть и плюнуть.)