Нергал
Вавилонское божество; первоначально жгучее солнце, с его разрушительной стороны, потом бог ужаса и истребления (мора, засухи и особенно войны). Ему посвящена планета Марс. Считался также богом преисподней, откуда и имя его: «владыка великого града». Упоминается в телль-эль-амарненской корреспонденции (письма из страны Аляшия) — интересно выражение «рука Нергала», как синоним «несчастья». Гильгамис прибегает к Нергалу, скорбя по поводу безвременной смерти своего друга Эабани; бог разрешает ему вызвать тень последнего.
Нергал — шумер.
В шуеро-аккадской мифологии бог — владыка подземного царства, супруг богини подземного царства Эрешкигаль; первоначально небесный бог. Почитался в городах Кута и Апиак. По шумерской традиции, сын Энлиля и Нинлиль, по аккадской, — Энлиля и богини-матери Белеет-или. В шумерской традиции стоит рядом с богом подземного мира целителем Ниназу. Имеет ряд имен или идентификаций: Месламтеа («вышедший из святилища Меслам», главного святилища Н. в Куте), Лугальгирра (в текстах часто брат-близнец Месламтеи), возможно также Гугальанна, Лугальапиак, «царь Куты». Супруги Н., кроме Эрешкигаль, — Лас, или Ласу (из la asu, «никакого выхода», то есть символ подземного царства) и Мамиту (чаще супруга Эрры). Как надземное божество Н. — олицетворение палящего солнца (но никогда не солнечный бог вообще). П., как и Эрра, приносит людям и скоту лихорадку и чуму. Как и его брат Нинурта, Н. — божество войны, сокрушающее враждебные страны. Аккадский миф о Н. и Эрешкигаль объясняет причину попадания Н. в подземное царство. Н. не проявляет должного почтения к послу Эрешкигаль Намтару, явившемуся на пир богов за ее долей. Разгневанная Эрешкигаль требует прислать к ней Н., чтобы предать его смерти. По совету Эйи (Энки) Н. берет с собой в подземный мир волшебные предметы-фетиши, одолевает Эрешкигаль, становится ее супругом и владыкой подземного царства. Сохранилась и расширенная версия мифа, обогащенная фольклорно- сказочными мотивами: неузнанного божества, превращения возлюбленного в урода, живой воды, запрета на пищу подземного царства и др. Мотив захвата власти силой заменяется любовным мотивом: Н. спускается в подземное царство, соединяется с Эрешкигаль, проводит с ней семь ночей, а затем бежит. По требованию богов, напуганных угрозой Эрешкигаль (она грозится выпустить мертвецов из подземного царства на землю), Н. возвращается в подземное царство, снова соединяется в любовной ласке с царицей; после семи дней Ану (?) приказывает Н. оставаться под землей с Эрешкигаль навеки. Характерно, что Н. приходит в подземный мир под именем бога Эрры; уходя, он снова становится Н., как бы являясь заменой самого себя (ср. миф о нисхождении Инанны И закон «за голову — голову»). Н. изображен на одной из старовавилонских печатей с серповидным мечом и дубинкой, с двумя львиными головами; он стоит на горе, наступив ногой на поверженного врага.