К началу образования Эпохи Дьявола, то есть к XI веку в развитии средневековой религиозности и европейского христианства происходит важный и значительный перелом. В первые века своего существования христианство воспринималось людьми лишь поверхностно, в виде обрядов, обычаев, соблюдения регламентируемых обрядов и посещения церкви. А в глубине их душ все еще сильно было языческое миропонимание. Библию никто не читал, так как читать люди не умели, вот и воспринимали ее как очередную языческую легенду. Глубокое же знание библии, взгляд на Бога, его творения и его сущность было известно и осознанно лишь в узком кругу знающих и образованных людей тех веков. Во время смены тысячелетия перед Европой встал важный вопрос – какой же путь развития жизни и религии выберет европейский народ и какая система ценностей сформируется в процессе.
Различные религиозные реформы, формирование новой церкви, борьба за власть римского папы и императоров, крестовые походы и начало Инквизиции, открытие университетов и разнообразные массовые религиозные движение – все это характеризует начало Эпохи Дьявола.
Именно в народных религиозных движениях и следует искать исток начала дьяволопоклонничества, так как именно в народе больше всего сохранились старые языческие традиции, наложившиеся на новую веру.
Древние темные боги, ставшие нынче демонами, которым поклонялся древний народ, продолжали жить в умах людей. И пусть христианская церковь рассматривала всех старых богов как демонов и прислужников Сатаны, они не отвергались и не умирали, а обретали жизнь в новом статусе.
Традиции древнего колдовства и магии сохранялись в крестьянстве и передавались по наследству. Языческие обычаи, связанные с обрядами получения богатого урожая, лечения больных, защиты людей и скота, погодной магией и прочим продолжали совершаться, пусть и тайно под покровом ночи. Часто в подобных практиках не было ничего магического, но христианство извращало умы людей и там, где раньше был безобидный обряд и традиционное лечение, начали видеть происки дьявола. Ведьм и ведунов начали бояться, они селились на отшибе, некоторых вообще изгоняли из деревень. Но магический дар, однажды проснувшись, склонен искать воплощение в жизни.
Люди начали верить, что колдуны действуют не сами силами природы, а с помощью Дьявола и демонов, его прислужников. А общение с нечистой силой и призывы демонов, разумеется, никак не вяжутся с истинно христианским поведением. Европа была феодальным государством, вот и о дьявольском мире демонов сложилось представление как о феодализме и четкой демонической иерархии. Следовательно, чтобы овладеть дьявольскими силами черной магии, необходимо было пойти под власть сюзерена и стать вассалом Дьявола, заключив с ним кровавый договор. А ушедший под власть Дьявола автоматически терялся для власти Бога и Церкви. И именно с этих пор ведьмовство стало осуждаться и считаться культом Дьявола, так как церковь не могла терять свою паству и не желала ни с кем делиться верховной властью.
В XI веке Сатана уже был одной из главных персон, занимающих умы людей. Сила и могущество Дьявола, который был настолько смел, что поднял бунт против всемогущего Бога и не побоялся его, вызывало страх в людях. Учитывая, что восстание Дьявола причинило достаточно неприятностей Богу, подобный враг вызывал не только ужас, но и невольное уважение. Ведь, если следовать доктрине церкви, весь мир оказался под властью «врага рода человеческого», а чтобы снять проклятие, которое лежит на людях со времен Адама и Евы, поддавшихся козням Дьявола и вкусивших запретный плод, Богу пришлось послать на землю своего сына, а Христос вынужден был взойти за крест.
Кроме этого огромный вклад в образ Дьявола и его прислужников оказали католические священники, которые основывали свои проповеди на различных демонологических книгах, смысл и суть которых имели корни в древних языческих верованиях. В их рассказах и проповедях тема Дьявола и его козней была основным мотивом. Неудивительно, что этот персонаж так привлекал умы людей, коли священники так часто обращали внимание на его образ, постоянно и ежечасно формируя основание для зарождения дуалистических представлений о мире, где Дьявол становился практически равным противником Богу.