Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » ДЕМОНОЛОГИЯ » Еврейская демонология


Еврейская демонология

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

АВРИЕЛЬ. Имя его, как могут догадаться знакомые с ивритом читатели, происходит от слова "авера" (грех). Он считается управляющим всеми грехами мира. В "Зоаре" называют его САМАЭЛЕМ НЕОБРЕЗАННЫМ - подразумевая, очевидно, то, что он связан с частью, удаляемой при обрезании. (Интересный момент - сам САМАЭЛЬ, он же САТАН, при этом предполагается обрезанным).

АВРИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет грозовых туч, котрые приносят в мир стихийные бедствия.

АДМИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет крови, смешанной с водой (отсюда его имя - от ивритского "адом", красный).

АГИРОСИОН. Этот демон живет в адском зале, именуемом "Офель" - тьма. Отвечает он за смерть первенцев - первых детей в семье (мальчиков). Правда, не в младенческом возрасте, а от 13-ти до 20-ти лет. Как и все еврейские демоны, он несет некую "положительную" (если можно так сказать) функцию: убивает он только тех первенцев, которые в будущем должны сильно согрешить. Он видит у них "признаки" будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов.

АД. Согласно еврейской традиции ад разделяется на семь уровней - в соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на каждом уровне. Перечислим их по порядку, сверху вниз: ГЕЕНОМ
ВРАТА МОЛЧАНИЯ
ВРАТА СМЕРТИ
ВРАТА ПЕРВОБЫТНОЙ ГРЯЗИ
МОГИЛЬНАЯ ЯМА
АБАДОН
ШЕОЛ
В каждом из последующих уровней огонь в 61 раз сильнее предыдущего (то есть огонь ВРАТ МОЛЧАНИЯ жжет в 61 раз сильнее, чем огонь ГЕЕНОМА). А про огонь ГЕЕНОМА говорится, что он в 61 сильнее, чем земной огонь. Естественно, только в смысле ощущений. Поднесите руку к пламени свечи, а затем представьте, что ощущение только от огня ГЕЕНОМА, верхнего уровня ада, должно быть в 61 раз сильнее. Что уж говорить о нижнем уровне - ШЕОЛЕ!
Каждый уровень ада имеет глубину в 300 лет пешего хода (это надо понимать в переносном смысле - имеется в виду, что каждый уровень связан с тремя "НЕБЕСАМИ НЕЧИСТОТЫ", о которых мы будем говорить ниже).
Мучения в аду могут продолжаться не более 12-ти месяцев. Поэтому в еврейской традиции читают кадиш по усопшему не более 11-ти месяцев. Смысл этого таков - только самые большие грешники пребывают в аду полные 12 месяцев. Не может же быть, чтобы тот, по кому мы читаем кадиш, был самым большим грешником!
Каждый из уровней ада имеет своего "руководителя" (работа этого демона обычно заключается в том, что он передает грешные души в руки "МАЛХЕЙ-ХАБАЛА" - ангелов-мучителей - с сопроводиловкой, каким мучениям и сколько времени подвергать каждую душу). Берайта (дополнение к Мишне) "Гееном" подробно описывает устройство ада, где текут огненные реки, а в ШЕОЛЕ также имеются отделения с градом, со снегом щели, наполненные скорпионами. МАЛХЕЙ-ХАБАЛА попеременно то выставляют души под град, то суют в огненную реку, то запихивают в щели со скорпионами - в зависимости от того, какие им даны указания ДУМОЙ (ДУМА - демон-начальник адской канцелярии).
"Книга Ханоха" упоминает также и об отделении в аду, где наказывают отпавших от Б-га ангелов (подробнее см. статью АЗАЗЕЛЬ).

АЗАЗЕЛЬ. Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.

Комментарии к Торе говорят, что после сотворения человека ангелы преисполнились ревностью, поскольку вся Б-жественная любовь была направлена на это создание, и всячески старались очернить человечество перед Всевышним. Тогда Господь предложил ангелам облечься плотью (поскольку ангел - это чистый дух, и плоти не имеет), и отправиться на землю. Двести ангелов под предводительством АЗАЗЕЛЯ спустились на гору Хермон (отсюда ее название, происходящее от слова "херем", отделение - так падшие ангелы отделились от Б-га). Но вместе с плотью они получили и то дурное начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с земными женщинами, и от этих браков рождались великаны. Кроме того, падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых лучше бы им не знать. АЗАЗЕЛЬ научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. ШАМХАЗАЙ - помощник Азазеля - научил людей колдовству и использованию магических свойств растений. БРАКИЕЛЬ научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии, КОХВИЕЛЬ и ТАМИЕЛЬ научили людей астрологии, САХАРИЕЛЬ - дал пониание о периодах (фазах) Луны. Само по себе это было не так уж и плохо, но люди все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие - пользовались колдовством и растительными ядами. Дети же, рождавшиеся от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь силой и колдовством. Им требовалось много пищи, чтобы насытиться, и они отбирали ее у людей, а когда им не хватало пищи, даже питались человеческим мясом, отлавливая путников.

Все это привело к тому, что Всевышний послал четырех своих ангелов - Уриеля, Михаеля, Гавриеля и Рафаеля - для изьятия падших ангелов с земли и соответсвующего наказания их. Каждый из ангелов получил соответствующий срок наказания в аду - кроме АЗАЗЕЛЯ, который остался в этом мире, и был заточен в Иудейской пустыне под одной из скал. К этому известному месту, находящемуся приблизительно в трех километрах от Иерусалима, и отсылали козла во время Йом-Кипура ("сеир ле-азазель" - "козел отпущения"). Только козела не жертвовали Азазелю (таково распространенное ошибочное мнение), а сбрасывали с обрыва в том месте, где был заточен в скалах Азазель.

АЛФОФАНИЭШ. В еврейской традиции царем всех демонов считается АШМОДЕЙ. Как и полагается царю, у него есть царица - ЛИЛИТ (этих демониц существует пара - две сестры, вторая замужем за САМАЕЛЕМ). От этого брака у них есть сын - АЛФОФАНИЭШ, также называемый МЕЧОМ АШМОДЕЯ. Он управляет тысячами демонов, и лицо у него - как огненный факел. Основная задача АЛФОФАНИЭША - быть обвинителем против народа Израильского на Высшем Суде, а также чинить евреям всяческие козни, чтобы было потом, в чем их обвинить. Кстати, АЛФОФАНИЭШ называется еще ГУР - щенок, однако не только из-за того, что он сын АШМОДЕЯ, но и потому, что он "митгарер" - ссорится с Израилем. Говорится, что в тот миг, когда родился АЛФОФАНИЭШ, обвинитель Израиля, были соданы три ангела - МАЛХИЕЛЬ, АТУРИЕЛЬ и НЕШРИЕЛЬ - защитники (небесные адвокаты) Израиля. И в миг его рождения на свет появился "князь святости" - ангел, именуемый МЕЧ ЦАРЯ МАШИАХА, и у ангела этого есть два имени - Машхиель и Кохвиель.

АНГРИХОН. Этот демон стоит на третьем входе в ЗАЛ ТЬМЫ, и называется "князем лихорадки". Он управляет всеми болезнями, сжигающими тело, насылает высокую температуру и т.п.

АНТИСФИРОТ. В Каббале известно, что Всевышний управляет миром с помощью десяти каналов-"сфирот", по которым исходит энергия от него в этот мир. Однако для того чтобы мир не вернулся в исходное состояние - к Всевышнему (это подобно тому, как пузырек газа всплывает в воде или пламя стремится оторваться от свечи), требуются оболочки, окружающие и затемняющие Б-жественный свет. Такие оболочки называются "антисфирот", потому что они "оттягивают" свет от настоящих "сфирот". "Антисфирот" существует одиннадцать: ТЕУМИЭЛЬ
ТОРНИЭЛЬ
КЕНИ
ХАСЕР
РИК
ТАЛЭ
СМОЛ
ТОРИК
ЭРЕВ ВЕ-РИК
ТАНИН
ЛИЛИТ
Вы, конечно, обратили внимание, что если "сфирот" имеют качества Всевышнего (например, Хесед - милость Б-га, Гвура - суровость Б-га), то "антисфирот" носят "личные", независимые имена. Это отражает идею "эстер паним" ("сокрытие лица" Б-га). Каждая "антисфира" как бы независима и имеет самостоятельное существование. Однако это опровергается наличием в названиях многих "антисфирот" производных слов от "рек" - пустой. "Антисфирот" сами по себе пусты, свет по ним не идет, и они могут только вытягивать его из "сфирот".

АРИРА. Нечистый дух, обитающий в четвертом зале ада. У него в подчинении несколько десятков тысяч ангелов-мучителей, называемых "арирей йом" ("проклинающие день"). Они делают так, что люди в гневе проклинают сами себя. "Проклинающие день" берут эти клятвы, представляют их перед высшим судом и пробуждают ПРЕДВЕЧНОГО ЗМЕЯ (ЛЕВИАФАНА - Змея Извивающегося). А тот в свою очередь пробуждает проклятия, написанные в Торе. Так же "арирей йом" в предшествующей приходу Машиаха битве между ЛЕВИАФАНОМ и ДИКИМ БЫКОМ пробудят ЛЕВИАФАНА.

АРИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ, полный зла (корень слова "арирон" - метатэза ивритского "ра" - зло.

АСКАРА. Демон, находящийся у четвертого входа в зал Мрака. Управляет убийством и смертью. Это понятие связано с тем, что из 918 видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой "аскара" - дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка. АСКАРА управляет также смертью младенцев. Считается, что он имеет вид женщины-кормилицы, играет с младенцами, дает им молоко и незаметно душит. АСКАРЕ противостоит ангел Азриель, находящийся в третьем зале святости.

АСТИРИЯ. Один из князей уровня ада, называемого БЕЭР ШОХАТ - "Могильная яма". Он управляет людьми, допускающими бесполезное пролитие семени. Посланные им ангелы-мучители появляются в этом мире, захватывают проливаемое напрасно семя, и из него получают питание силы нечистоты.

АФРИРА. Злой дух из зала ЭЙВА - вражда. Он управляет бесплодной землей (отсюда его имя - Эфер - прах земляной. АФРИРА тесно связан со Змеем Извивающимся - ведь именно прах земной, согласно Торе, был положен в пищу змею, соблазнившему Адама и Хаву. АФРИРА делает так, чтобы земля не плодоносила. Однако в еврейской традиции даже самые вредные персонажи могут нести в себе полезные свойства - и АФРИРА связан с той землей с пола Иерусалимского Храма, которую замешивают в воду, даваемую выпить "соте" - женщине, подозреваемой в супружеской неверности.

АФРИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ, имеющий цвет пепла ("афар"). С АФРИРОЙ они не родственники и даже не однофамильцы, так как АФРИРА начинается на букву "алеф", а АФРИРОН на букву "айн", и только из-за несоответствия русского и ивритского алфавитов они оказались рядом.

АШМАЙ. Демон, называемый "старым и глупым царем". Имеет зеленый цвет, хотя и называется по-другому "Лаваном-арамейцем". ЛАВАН - тесть праотца Якова, который хотел оставить его навеки в Месопотамии (тогда бы не смог развиться еврейский народ). С тех пор ЛАВАН в иудаизме связывается с силами "клипы" - нечистоты. АШМАЙ заставляет людей делать глупости, за которые они потом жестоко платят. Уже говорилось о том, что силы нечистоты противостоят силам святости. АШМАЙ противостоит "сфире" Хесед, Милость Б-га, которая символизруется Авраамом-авину, "дедушкой" еврейского народа. Противовес ему - старый, но глупый АШМАЙ. "Сфира" Хесед также белого цвета (лаван) - противовес этому АШМАЙ, он же ЛАВАН АРАМЕЕЦ (тут мы сталкиваемся со смысловой игрой слов: цвет "лаван" (белый) - имя Лаван).

АШМОДЕЙ. Один из любимейших персонажей еврейского фольклора. С его именем связано множество легенд, все привести здесь не представляется возможным. Но есть несколько версий происхождения имени АШМОДЕЙ - либо от персидского выражения "аишма дэва", переводимого как "гневливый демон", либо от ивритского слова "шмад" - уничтожение. Возможно, верны оба варианта, так как в иудаизме имена обычно несут большую смысловую нагрузку.

АШМОДЕЙ традиционно считается царем чертей. Он многое знает, многое умеет, и недаром именно его захватил в плен царь Соломон для помощи в постройке Первого Храма. Ашмодей подсказал царю, где достать камень, именуемый "шамир" (железом обрабатывать материал для постройки Храма было запрещено). В сегодняшнем иврите "шамиром" назвыается корунд. По другой версии, шамир - это червь, способный прогрызать камни. АШМОДЕЙ также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую "Книгой Ашмодея" (ссылки на нее встречаются в "Зоар"). Оригинал этой книги утерян, но я видел ссылки на нее в современной магической литературе - значит, где-то эта книга еще существует, хотя, возможно, и в не вполне адекватном переводе. После постройки Храма АШМОДЕЙ хитростью сумел освободиться и забросить царя Соломона на край света, а сам занял его трон. Вернувшись, Соломон смог доказать свои права на престол и отправить АШМОДЕЯ обратно в преисподнюю. Эта легенда в переносном смысле используется еврейской сектой "Нетурей Карта", считающей, что АШМОДЕЙ до сих пор сидит на троне царя Соломона (недвусмысленный намек на нынешних руководителей еврейского государства). В легендах АШМОДЕЙ вопреки своему страшному имени часто помогает евреям, вольно или невольно выступая на их стороне. Помогает совершенно бескорыстно, так как иудаизм в отличие от христианства не признает вечного пребывания в АДУ (мы уже говорили о максимальном сроке - 12 месяцев), а о "продаже души" АШМОДЕЮ и речи быть не может. АШМОДЕЙ женат на ЛИЛИТ АЛИМТА, злом духе, имеющем вид красивой женщины. У них есть сын АЛФОФАНИЭШ, о котором мы уже говорили, а также у АШМОДЕЯ есть тесть и теща - родители ЛИЛИТ АЛИМТА, МИТБАЭЛЬ и КАФЦИФОНИ. Легенды говорят, что САМАЭЛЬ заглядывается на красивую жену АШМОДЕЯ, вызывая его ревность. В общем, все как у людей.

БАДАРГУН. В писаниях Аризаля упоминается демон по имени БАДАРГУН. Если человек ударит его один раз, то демон умирает; если два раза, то демон выживет, а умрет ударивший его человек. Этот демон согласно легенде совершенно плоский, он имеет 50 голов и 56 сердец. Он "высасывает" святость из всех букв еврейского алфавита, кроме букв "мем" (открытой и закрытой) и буквы "тав". Обратите внимание: обе эти буквы составляют слово "мет", мертвец. БАДАРГУН может представляться маленькой собачкой или котом, или полевой мышью. Он считается демоном, насылающим различные болезни. Намеки, заключенные в описании этого демона, настолько сложны и многообразны, что требуют слишком пространного объяснения. Особо интересующихся можем отослать к сборнику "Ликутей Шошаним" великого каббалиста рабби Шимшона из Острополи.

БЕГЕМОТ. Одно из демонических животных, упоминаемых в "Книге Иова". Слово "БЕГЕМОТ" множественного числа (одно животное - "бехема", много - "бехемот"), то есть как бы по размеру один зверь равен многим. Вот как описывает БЕГЕМОТА "Книга Иова": "Вот бегемот, которого я создал, как и тебя, траву, как вол, ест. Вот сила его в чреслах его, и мощь его в мускулах живота его. Вытягивает хвост свой подобно кедру; жилы бедер его сплелись. Остов его - трубы медные; кости его - как прут железный. Он - начало творений Божьих; только сотворивший его может приблизить к нему меч свой. Ибо горы приносят ему корм, и все звери полевые играют там. Под лотосами он лежит, под тростником и в болоте укрывается. Лотосы покрывают его своею тенью, окружают его ивы ручья. Вздуется ли река - не страшно ему; останется спокоен, хотя бы Иордан устремился в пасть его. Кто ухватит его возле глаз, багром пробьет ему нос?" В хасидизме считается, что БЕГЕМОТ символизирует животное начало в человеке.

БЕХАМИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ. Имеет черно-серый цвет - цвет кожи бегемота. Бегемот как грозное животное упомянут еще в "Книге Иова", однако почему этому болотному толстяку приписывают демонические качества - неизвестно.

ГАМАЛИЭЛЬ. Обитатель девятого зала нечистоты. "Пьет", то есть высасывает энергию из мира "сфирот", как верблюд ("гамаль") пьет воду, за что и получил свое имя. Способен предсказывать будущее. Если получает энергию из мира "клипот", то носит имя НАХШИЭЛЬ и управляет змеями, пугающими людей.

ГЗАР ДИНА. Обитатель зала ВРАЖДЫ. Управляет теми, кто не сделал обрезание без уважительных на то причин, а также теми, кто не позаботился о том, чтобы сделать обрезание своим детям. Попавшие на тот свет души сразу утаскивает в ШЕОЛ - нижний уровень ада - и там уже судит.

ГИМГЕМИЯ. Находится в зале нечистоты, именуемом ПУСТАЯ ЯМА (связано с описанием ямы, куда был брошен Иосиф, - "яма пуста, нет там воды, а есть там змеи и скорпионы"). Демон этот имеет цвет красный, как роза. Он управляет грязными, непристойными словами, ругательствами. Особая его забота - мешать молитве, делать так, чтобы человек во время молитвы заикался ("легамгем" на иврите) - отсюда и его имя.

ДАГДАГИРОН. Один из двенадцати помощников САТАНЫ. Имеет цвет некошерной рыбы - мутно-серебристый, как кожа рыбы, не имеющей чешуи и считающейся некошерной по еврейскому закону. Соблазняет людей на употребление в пищу некошерных морских тварей (не только некошерной рыбы, но также креветок, кальмаров и т.д.)

ДУМА. Правитель всех "клипот" - сил нечистоты, и он же - князь ангелов-мучителей в аду. Имя его происходит от слова "дмама" - молчание, этот демон как бы символизирует молчание могилы. Впервые упоминается он в псламах, где сказано: "Не мертвые восхвалят Господа, и не сошедшие к Думе" (здесь подразумевается "сошедшие в преисподнюю"). Говорится, что когда душа предстает перед Думой в аду, он внимательно изучает все ее грехи, а затем решает, какому наказанию она должна подвергнуться. После чего с сопроводиловкой передает ангелам-мучителям.

ДЕМОНИЦЫ. Женских персонажей в еврейской демонологии имеется всего четверо. Это ЛИЛИТ (о ней мы будем говорить отдельно), НААМА - она же ЛИЛИТ АЛИМТА (предположительный перевод - "жестокая ЛИЛИТ"), считающаяся младшей сестрой ЛИЛИТ, - жена АШМОДЕЯ АГРАТ бат МАХЛАТ - рассылательница болезней, дочь МАХЛАТ, разьезжающая на золотой колеснице и мечущая золотые стрелы (символ лихорадки), и наконец сама МАХЛАТ, образ которой еврейские источники не детализируют.

ЗААФИЕЛЬ. Ангел Б-жьего гнева ("зааф" на иврите "гнев"). Считался покровителем Агага, царя из племени Амалека, взятого в плен, а затем убитого Шаулем. Агаг считался предком Амана, памятного по Пуримским событиям. История с Аманом считается символом предупреждения Б-га о возможном наказании.

КАРТИЕЛЬ. В его власти наказывать тех грешников, на которых наложен "карет" - приговор небесного суда, заключающийся в том, что подвергнутый "карету" не живет более шестидесяти лет. Считается, что еврей подвергается "карету" за различные тайные, но серьезные прегрешения - например, поедание хамеца (квасного) в Песах. КАРТИЕЛЬ считается порождением ТЕУМИЕЛЯ - главы демонов, поскольку ТЕУМИЕЛЬ носит также имя КЕТРИЕЛЬ (от слова "кетер" - корона), воображая себя "короной", царем всех "КЛИПОТ", сил нечистоты, и противопоставляясь высшей "сфире" Кетер - Корона Б-га.

КАФЦЕФОНИ. Тесть АШМОДЕЯ, отец НААМЫ (она же ЛИЛИТ ОЛИМТА). Назван так потому, что все время прыгает с места на место ("кофец" на иврите), с одного конца мира на другой. Иногда вместе с супругой - МАИТБАЭЛЬ - они помогают людям избавиться от преследования чертей. Иногда в человеческом обличье являются людям и открывают им будущее при этом могут и приврать.

Еврейские каббалисты-практики, вызывая КАФЦЕФОНИ с МАИТБАЭЛЬ для того, чтобы узнать будущее, старались связать их клятвой, чтобы не пасть жертвой обмана со стороны коварных демонов. Предсказания, которые можно получить от этих демонов, - это та хорошая часть, которая есть в "КЛИПОТ" - скорлупах этого мира.

КАФЦИЕЛЬ. Князь гнева, заставляющий людей гневаться (от слова "кецеф" - гнев). Этого демона еще отождествляют с "антисфирой" ЭРЕВ ВЕ-РИК (называемой еще "жестокий ворон" - поскольку считалось, что ворон не имеет милосердия даже к своим птенцам). Так и человек в гневе теряет милосердие даже к своим близким.

КЛИПОТ. Название происходит от ивритского слова "клипа" - кожура. В Каббале - это силы, не дающие духовной сущности нашего мира слиться с Первопричиной. Весь материальный мир, собственно говоря, состоит из "КЛИПОТ", заключающих в себе духовное содержание. Поэтому каббалисты разделяют "КЛИПОТ" на "Клипа Нога" - Сияющая Клипа, то есть предметы, которые потенциально могут быть использованы для служения Господу (например, обычная корова находится в категории "клипа нога" - так как из ее шкуры можно сделать пергамент, на котором написать свиток Торы или мезузу), и три вида нечистых "КЛИПОТ" - вещей, абсолютно не пригодных для утилизации в качестве религиозных предметов. Эти три КЛИПЫ называются "руах сеара" - бурный ветер, "анан гадоль" - большое облако (имеется в виду - грозовое) и "эш митлакахат" - огонь пожирающий. Примером абсолютно нечистых "клипот" считаются вещи, которые уже использовались для идолопоклонства. Так, например, дерево, посвященное вавилонской богине плодородия Аштарте (такое дерево называлось "ашера") запрещалось использовать каким бы то ни было образом - ни в качестве источника древесины, ни плоды с него, и даже забираться на такое дерево, чтобы снять с него птичье гнездо, считалось грехом.

КЭТЕВ МЕРИРИ. Демон полуденного зноя. Еврейская легенда рассказывает, что как-то дети, шедшие в хедер, встретили этого демона. От исходившего от него жара все, кроме двух, тут же скончались. В талмудическую эпоху не рекомендовалось выходить из дому в полдень в одиночку. Появление этого демона скорее всего связано с тем, что израильская полуденная жара труднопереносима даже для местных жителей.

КЭФЕН. Демон, проявляющийся во время войны. Он делает так, чтобы пища не насыщала (то есть лишает еду питательных свойств). Я слышал от старого рава, что во время второй мировой войны люди не могли наесться тем же количеством пищи, которого им вполне хватило бы в мирное время.

ЛЕВИАФАН. Еще одно демоническое существо с чрезвычайно богатой символикой. Впервые ЛЕВИАФАН упоминается в "Книге Иова":

В ТАНАХе упоминаются два вида ЛЕВИАФАНА - ЛЕВИАФАН, ЗМЕЙ ПРЯМОБЕГУЩИЙ и ЛЕВИАФАН, ЗМЕЙ ИЗВИВАЮЩИЙСЯ. Согласно Талмуду, эти два ЛЕФИАФНА разнополы, причем Всевышний сделал так, что они никогда не смогут встретиться, иначе их гигантское потомство заполонило бы весь мир.

ЛИЛИТ. Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Б-г сотворил "мужчину и женщину", а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Считается, что первой женой Адама была ЛИЛИТ. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Б-га, как и Адам. Сказав "шем а-мефораш", тайное имя Всевышнего, ЛИЛИТ поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам взмолился к Б-гу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. У Красного моря они застигли ЛИЛИТ, которая наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у ЛИЛИТ отняли телесное тело, оставив лишь дух, а Адаму Б-г сделал новую жену. ЛИЛИТ стала женой Сатана, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых "лилин". ЛИЛИТ - опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами вышеупомянутых ангелов - когда Лилит видит эти имена, то вынуждена удалиться. Также повязывание красной нитки на руку (обычно это делают младенцу) связано с этим преданием - считается, что ЛИЛИТ боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребенка от ЛИЛИТ, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из "Зоар" и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется "вахтнахт"). Особенно опасна ЛИЛИТ ночью (это видно из ее имени - от слова "лайла", ночь). Поэтому считается очень опасно спать одному в пустой квартире - можно подвергнуться нападению ЛИЛИТ. Еще одно занятие этой демоницы - являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

МАРА. Демон, обитающий в высшем (т.е. низшем) зале нечистоты. Этот демон понуждает людей смотреться в зеркало, приукрашиваться и прихорашиваться, хорошо одеваться. От этого, как говорит традиция, в людях возгорается гордость и грубость духа. Название демона "говорящее" - слово "маръэ" на иврите означает "зеркало", а МАРА - как бы "зеркальщик". Зеркалам в раннем иудаизме придавалось большое значение. И сейчас еще, когда кто-то умирает в доме, завешивают все зеркала, потому что зеркало - это символ красоты, украшения, а скорбящие должны забыть о прихорашивании на время траура. Мистическая традиция говорит, что зеркала закрывают потому, что "душа умершего смотрится в зеркало".

МЕИТБАЭЛЬ. Жена КАФЦЕФОНИ, мать НААМЫ, теща АШМОДЕЯ. Обо всех ее свойствах - смотрите в статье, посвященной КАФЦЕФОНИ (тут как никогда верно, что муж и жена - одна САТАНА).

НААМА - жена АШМОДЕЯ, она же ЛИЛИТ ОЛИМТА, "жестокая ЛИЛИТ". В иудейской традиции выполняет роль "суккуба", соблазняющего мужчин. Ночные демоны называются еще "дети НААМЫ". Из-за ночных демонов, кстати говоря, запрещается ходить по дорогам одному ночью. Обычно НААМУ представляют как красивую женщину - до пояса. Ниже пояса она выглядит как пылающий факел.

НАГДИЭЛЬ. Демон, стоящий в зале Тьмы у ворот Суда. Под его началом несколько десятков тысяч ангелов-мучителей. Вызывает вражду и противоречия в этом мире (его имя происходит от ивритского "негед" - "против")

НАСИРА. Демон, находящийся в ГЕЕНОМЕ, в той его части, которая называется "Нижняя Земля". Оттуда он проникает в этот мир и творит чудеса, противоречащие законам природы. Эти чудеса происходят не от силы святости, а от сил нечистоты, поэтому и говорится, что некоторые чудеса порисходят "со стороны "КЛИПОТ", нечистоты". Задача НАСИРЫ - смущать честных верующих чудесами, противоречащими Торе. Таковыми, например, считаются чудеса египетских жрецов и зороастрийских персидских магов - они происходят под действием НАСИРЫ и его подчиненных демонов. Имя НАСИРА - от ивритского "нес" (чудо).

НАХАШИРОН. Один из двенадцати помощников САТАНА (САМАЭЛЯ). Имеет цвет ядовитых змей. Какой конкретно цвет имеется в виду, не указывает ни один источник.

НАШМИРОН. Один из двенадцати помощников САТАНА. Обычно указывается последним по счету. Принимает форму "злых женщин" (от ивритского слова "нашим" - женщины). Говорится, что этот демон может вредить больше всех остальных помощников САТАНА, вместе взятых. Слова эти приписываются рабби Шимону бар Йохаю, что весьма достоверно, поскольку Талмуд дает многочисленные свидетельства того, что рабби Шимон прекрасно разбирался в женском характере.

НЕХАШТИРОН. Один из двенадцати помощников САТАНА, имеющий цвет меди. Имя его происходит от ивритского "нехошет" - медь. Почему именно медь, и какую она таит в себе опасность, мне выяснить не удалось.

НИАЦРИЭЛЬ. Демон, обитающий в уровне ада, именуемом Беэр Шохат (Могильная Яма). Рассказывается, что когда Ангел Смерти (он же САМАЭЛЬ, он же САТАН) приходит за человеком, то в руке он держит зазубренный нож, на конце которого находятся три капли яда. Человек при виде черного ангела в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда - и человек умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля - это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое. НИАЦРИЭЛЬ - это, собственно, дух, управляющий этими тремя каплями яда на ноже Ангела Смерти.

ОГИЭЛЬ. Демон, находящийся во втором зале нечистоты и в разных своих ипостасях противостоящий то "сфире" Хохма (Б-жественная мудрость), то "сфире" Тиферет (Б-жественная красота). Он также носит название Иш Блиал (Человек Бесполезный). Его задача - затенить проявление Б-жественной сущности в нашем материальном мире.

ОЗРИЕЛЬ. Одно из проявлений вездесущего САМАЭЛЯ (САТАНА), когда он находится в четвертой "АНТИСФИРЕ". Связано с образом "свиньи хрюкающей" и, очевидно, заставляет людей есть свинину - один из самых отвратительных видов пищи в иудаизме. Существует мнение, что мясо свиньи по вкусу ближе всего к человеческому мясу, и у того, кто привык есть свинину, гораздо ниже порог условностей по отношению к "поеданию" человечины, что издревле использовалось колдунами для обрядов, связанных с проявлением сил "клипот". Возможно, в некоторых обрядах настоящее человеческое мясо заменялось свиным.

ПАТУТ. Заместитель главы ГЕЕНОМА - ДУМЫ. Его задача - отклонить человека с верного пути, соблазнить его (особенно женщинами). Имя происходит от ивритского глагола "лефатот" (соблазнить).

ПАХ. У каббалистов считается "князем собак" - демоном, повелевающим собаками. Собака всегда считалась у евреев нечистым, презираемым животным - настолько, что даже деньги, вырученные за продажу пса, нельзя было жертвовать в Храм. Ослабить его силу можно с помощью одного псалма, в котором есть следующая строка: "...а-пах нишбар, ве-анахну нимлатну" (кувшин разбит, а мы убежали). Слово "кувшин" (пах) здесь можно воспринимать как имя демона - повелителя собак.

ПУТА. Демон, управляющий забывчивостью (речь идет о том, что этот демон заставляет людей забывать изученное ими из Торы). Во времена Талмуда даже бытовало выражение - "нафаль ле-бор Пута" (упал в яму Путы, то есть забыл изученную им Тору. Подобно тому как греки говорили о спящем человеке "пребывает в объятиях Морфея"). Второе имя ПУТЫ - МАС. Оба эти имени по гематрии (сумме числового значения ивритских букв) равны ста. Поэтому традиция говорит, что если человек хочет твердо заучить какой-нибудь фрагмент из Торы, он должен его повторить по крайней мере сто один раз. До ста раз - он еще может попасть под действие ПУТЫ (имя которого равно ста). Но стоит повторить сто первый раз - и ПУТА уже над ним не властен. Противником ПУТЫ, кстати говоря, выступает ангел - защитник еврейского народа Михаэль. Что поразительно, имя Михаэль по гематрии как раз равно ста одному. Возможно, именно поэтому ангел Михаэль также считается ангелом запоминания.

РАХАВ. Упоминается в Талмуде как "сар шель ям" - князь моря. При сотворении мира отказался помочь Всевышнему разделять верхние и нижние воды. За это был умерщвлен, однако его туша издавала такой сильный смрад, что пришлось Рахава оживить. С тех пор Рахав считается то спящим, то бодрствующим (очевидно, персонификация моря, то спокойного, то бурного). В "Агаде" говорится, что когда евреи должны были переходить через Красное море, Рахав пытался этому воспрепятствовать.

РОГЗИЭЛЬ. Демон, управляющий злостью ("рогез" на иврите). Демонов, управляющих злостью, ссорами и т.д., так много в иудаизме потому, что в иврите для разных степеней ссор и злости имеется отдельное название.

САГРИТ. Еще одна демоница, имеющая вид прокаженной (согласно Торе, прокаженный должен был закутываться в платье "до уст"). Так и эта демоница - невозможно видеть ее лицо (либо она вовсе не имеет лица), подобно закутанному в тряпки прокаженному. Насылает проказу и кожные язвы.

САКТУФА. Этот демон побуждает мужчин наряжаться и прихорашиваться, чтобы на них смотрели женщины. "Работает" в паре с демоном МАРОЙ (заставляющим людей смотреть в зеркало с целью прихорашивания).

САМАЭЛЬ. Пожалуй, наиболее известный из демонов. Слово САМАЭЛЬ переводится как "сам шель эль", яд Б-га. Считается, что он подбил Адама и Хаву на грехопадение (змей - всего лишь телесное проявление САМАЭЛЯ). За это, как говорит "Книга Адама и Хавы", у него Б-г оторвал шесть из бывших ранее двенадцати крыльев (в переводе на более понятный каббалистам язык - его перевели из мира Брия в более низкий духовный мир Иецира). САМАЭЛЬ выполняет три основные возложенные на него функции: он является "йецер а-ра", злым началом, провоцирующим человека на совершение грехов; "категором", то есть ангелом-обвинителем, представляющим грехи человека перед высшим судом; и наконец, ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. САМАЭЛЬ в образе "малах а-мавет", ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль с идеально ровным ножом в руках (забирание им души праведников сравнивается с "кошерной шхитой", тогда как то, что делает САМАЭЛЬ с грешниками, - "шхита некошерная").

САТАН - всего лишь одно из многих прозвищ САМАЭЛЯ, и происходит от слова "асата" (помеха). САТАНОМ чаще всего называется САМАЭЛЬ в образе дурного начала в человеке и ангела-обвинителя.

САМРИЭЛЬ. Мы с вами уже говорили о трех залах "КЛИПЫ", нечистоты. САМРИЭЛЬ считается ключником этих залов, у него находятся все три ключа.

САНЕГИРЕЙЯ. Побуждает мужчин к непроизводительному пролитию семени.

САРТИЯ. Князь нечистых снов. Под его началом находятся несколько десятков тысяч ангелов-мучителей. Когда человеку посылается сон "со стороны святости", ангелы-мучители вмешиваются в него, превращая сон в кошмар или навевая человеку нехорошие видения. Из-за него не бывает у человека вещего сна, чтобы там не было хотя бы капельки лжи. Поэтому в целом иудаизм относится не очень положительно к толкованию снов. Сон вообще считается "одной шестидесятой частью смерти". Из-за этого проснувшийся человек считается нечистым, ему сразу же необходимо омыть руки, а хасиды вообще стараются каждое утро ходить в микву (поскольку нечистота сна чем-то сродни нечистоте мертвого человека).

САТРИЭЛЬ. Демон, находящийся в третьем зале нечистоты. Его занятие - скрывать милость Б-га от людей. Имя демона происходит от ивритского "сотер" (скрывать). Он сравнивается с окутывающим людей мокрым облаком, затеняющим Б-жественную милость.

СЕАРИЭЛЬ. Демон, сравниваемый с Эсавом, "человеком волосатым" - братом Якова. Считается первопричиной всех вредоносных качеств, приписываемых Эсаву. Именно для того, чтобы утихомирить его, Эсаву было послано от Якова десять ослиц, десять ослов и т.д. СЕАРИЭЛЬ любит прикидываться божеством-идолом, подстрекая людей к тому, чтобы ему поклонялись.

ТАГАРИНУН. Князь ссор, вызывающий ссоры ("тагер" на иврите) между царями, приводящие к войнам.

0

2

ДЕМОНОЛО́ГИЯ, учение о злых духах. В монотеистических религиях, в том числе в иудаизме, демоны, или злые духи, могут выполнять роль слуг или посланцев единого Бога (в чем демонология смыкается с учением об ангелах), осуществляющих миссию введения человека во грех либо наказания согрешившего.

Библии, в отличие от современного ей языческого политеизма, демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни и т. п. ниспосылаются Богом, который может при этом пользоваться находящимися под его властью ангелами или духами. Так, например, возмущавший Саула злой дух был «злой дух от Господа» (I Сам. 16:14).....

они смущают дух человека, вводят его в заблуждение и т. п. (I Сам. 16:15; I Ц. 22:22–23). Существенно, однако, что демоны всегда посылаются Богом. Среди упоминаемых в библейской литературе демонов — иноземные божества, называемые шедим — слово, обычно переводимое как `демоны` или `дьяволы`, и родственное аккадскому sedu — `демон` (Втор. 32:17; Пс. 106:37); се‘ирим, или `волосатые демоны`, обитавшие в развалинах (Лев. 17:7; II Хр. 11:15); первоначально ханаанские божества Решеф (Втор. 32:24; Пс. 78:48) и Мавет (`смерть`; Ис. 28:15, 18; Иер. 9:20); Девер (`мор`; Хав. 3:5; Пс. 91:6) — демонический спутник Бога в войне; Лилит и Азазел.

Литература периода Второго храма, включая рукописи Мертвого моря , трактующая вопросы демонологии, обнаруживает существование новой, сравнительно с предшествующим периодом, дуалистической тенденции: по меньшей мере, в определенных течениях иудаизма (например, у ессеев) демоны начинают рассматриваться в качестве существ, правящих силами зла и лжи. Предводителем сил зла выступает владыка демонов, называемых Блия‘ал, Мастема или Сатан (см. Сатана). В этот период демоны мыслятся не столько как причиняющие телесные и психические страдания, сколько в качестве злых искусителей. Демонологические представления этого периода оказали влияние на формирование демонологии Нового завета.....

Демонология каббалы характеризуется как использованием всех демонологических мотивов, присутствующих в Талмуде и мидрашах, так и введением новых элементов, основные из которых: попытка систематизации демонологии для приведения ее в соответствие с каббалистической доктриной; введение в демонологию новых мотивов, почерпнутых из нееврейских источников, в основном из средневековой арабской и христианской демонологии и из германского и славянского фольклора. Идеи ранних испанских каббалистов, в частности Нахманида, оказали влияние на всю последующую еврейскую литературу, трактующую проблемы демонологии. Согласно испанским каббалистам, демоны созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (воды, земли, огня и воздуха), а только из двух — огня и воздуха, и по этой причине они недоступны человеческому восприятию; тем не менее демоны подчинены законам природы: они умирают и разлагаются, как и все смертное. По Нахманиду, демоны принадлежат к роду Самаэля, который является душою планеты Марс, тогда как Исав (символ христиан) — его подданный среди народов. Каббалисты Кастилии связывают существование демонов с последней из десяти ступеней «левой стороны», то есть изнанки Божественной эманации.

Книга Зохар, однако, следуя талмудической легенде, возводит происхождение демонов к союзу между людьми и демоническими силами. Некоторые демоны, например Лилит, были созданы Богом в первые шесть дней творения в качестве бестелесных душ; они стремились обрести телесный облик, сожительствуя с людьми, — сначала с Адамом, а затем с его потомками. Рожденные от такого сожительства демоны также стремятся к сожительству с людьми. Сексуальный аспект отношений между людьми и демонами занимает видное место в Зохаре, равно как и в ряде более поздних каббалистических сочинений; описания демонов в этих сочинениях обнаруживают разительное сходство с суккубами и инкубами христианской демонологии. Согласно книге Зохар, души порочных людей после смерти становятся злыми духами (маззиким). Вместе с тем существуют и добрые демоны, готовые помогать людям; эти демоны находятся под властью Асмодея, признают Тору и считаются «еврейскими демонами». Другие демонологические системы, связанные с испанской каббалой, ставят во главе демонов трех царей: Халаму, Самаэля и Кафкафуни. Эти демонологические системы, как правило, содержат списки ангелов и демонов, ответственных за ночные часы семи дней недели, либо демонологическую интерпретацию некоторых болезней, например эпилепсии. Эти системы не всегда обнаруживают связь с каббалистической демонологией, и некоторые из них, вероятно, предшествуют ей.

0


Вы здесь » Тестовый форум » ДЕМОНОЛОГИЯ » Еврейская демонология