Автор: Анне-Софи Грэслунд (Институт археологии и античной истории, Уппсальский университет)

Перевод с швед. © Глеб Казаков ([info]loddfafnirr), декабрь 2007

Плоская двусторонняя голова дракона из Уппокры является одной из первых находок среди множества подобных драконьих голов, найденных в поселениях и торговых центрах вокруг Балтийского моря. Выполнены были данные вещи в стиле Рингерике. Функции, выполняемые драконьими головами, также как и смысл самого этого символа являются предметами дискуссии.

Среди замечательных находок эпохи викингов из Уппокры есть и несколько небольших драконьих голов и драконов: U2684, U1305, U1182 и U9859. Здесь я вкратце рассмотрю голову номер U2684 — плоскую, двустороннюю голову, выполненную из бронзы и изящно декорированную неглубоким рельефом в стиле Рингерике. Особое пристрастие скандинавов к навершиям, выполненным в форме голов животных, прослеживается ещё со времени римского железного века. Ими украшались различные предметы: пряжки и броши на одежде, браслеты, головные уборы и рукояти мечей. Во время эпохи Великого переселения народов появляется своеобразный северный декоративный стиль, где в роли орнамента выступало переплетение голов и тел неких животных, не имеющих точных биологических прототипов.

То, что данная голова зверя из Уппокры и ее аналоги чаще всего характеризуются как «головы драконов», объясняется их устрашающим видом с открытой пастью и большими оскаленными зубами и иногда, как в случае с находкой U2684, четко обозначенным языком. Но что же на самом деле представляет собой дракон? Фантастический зверь, «изначально древневосточный сказочный ползающий зверь, который, однако, настолько по-разному воспринимался и описывался в различных регионах, что дать ему общее определение вряд ли возможно». В Северной Европе он явно воспринимался как большой змей: рассказы о Беовульфе, Сигурде Убийце Фафнира и Рагнаре Кожаные Штаны говорят об этих героях как о «драконоборцах», однако все эти чудовища, очевидно, являлись гигантскими змеями, что хорошо видно по рисункам на рунических камнях, изображающих сцены из истории о Сигурде, как, например, на знаменитом камне из Сёдерманланда (Sö101). Четырехлапый, крылатый и иногда ещё и огнедышащий тип дракона, популярный в христианском изобразительном искусстве и литературе, восходил, скорее, к образу ящерицы или, возможно, крокодила, и изначально, скорее всего, появился в тропических областях, где эти звери действительно представляли серьёзную угрозу людям и домашним животным и потому воспринимались как символы зла и смерти.

http://s015.radikal.ru/i332/1109/cf/116a94662f28.gif

В изобразительном искусстве скандинавского позднего железного века образ змея встречается в двух различных контекстах. Змей воспринимается как нечто «злое», если он находится в борьбе с неким четвероногим животным — наиболее известным примером здесь может служить рунический камень из Еллинга — причем это животное стояло на стороне Христа или, в более общем плане, на стороне «добра». Но змей мог быть и просто декоративным элементом, используемым для плетения орнамента. Этот тип восходит ещё к скандинавскому звериному орнаменту эпохи переселения народов. В XI веке оба змеиных изобразительных типа без труда слились в единую декоративную традицию, где присутствовали одновременно и большой змей с двумя лапами, и более маленький и узкий без конечностей, который за столетие был постепенно вытеснен крылатым драконом. Эти-то два змея и являются очень частым мотивом на рунических камнях, особенно в районе озера Меларен и южном Норрланде. Туловище большого змея, иногда ещё с добавленными к нему двумя лапами, образует собственно саму петлю рунического текста, в то время как меньший змей составляет дополнительную часть композиции, порою весьма важную для создания характерного узора, отличающего один декоративный стиль от другого. Это означает, что часто задаваемый вопрос о том, могут ли рунические камни действительно восприниматься как памятники христианства, если главным изобразительным мотивом на них является змей, не уместен, поскольку сам рунический зверь восходит к тому самому четвероногому животному, которое символизировало Христа/добрые силы. Леннарт Карлссон подчеркивал, что звери на камнях, несущие на себе рунический текст, зачастую должны восприниматься как стилизованные четвероногие создания. Таким образом, согласно моей гипотезе, для того, чтобы понять, как рунический зверь стал частью христианской иконографии, не нужно прибегать к допущению, что «змей» (т.е. рунический зверь) хоть и ассоциировался со злом, но на камнях как бы нейтрализовывался крестом.

http://s39.radikal.ru/i086/1109/36/36843f01a99f.gif

Именно при посредстве христианства образ крылатого дракона впервые появился в скандинавском искусстве. Четвероногие звери с крыльями известны с начала IX века — они присутствуют среди резных изображений из Усеберга и на камне из Спарлёсы. В XI столетии изображения крылатых змеев или драконов появляются на некоторых из уппландских рунических камней. Иногда крылатым оказывается непосредственно сам рунический зверь, как на камнях U107 и U305, но чаще это змеи, изображенные рядом. Все упомянутые здесь рунические камни с крылатыми драконами/змеями относятся к стилевой группе Pr3–Pr4 и соответственно ко второй половине XI века.

Существуют и более близкие аналогии дракону из Уппокры U2684. В результате раскопок 1970–1971 годов в Бирке в районе гавани была найдена выполненная из бронзы драконья голова, сломанная в области шеи и сейчас имеющая длину в 3,6 см. А при последующих раскопках в той же Бирке на территории т.н. «гарнизона» в западной части большого здания были обнаружены среди прочего осколки стеклянного кубка, две рукояти мечей и бронзовая голова дракона около 4 см длиной. Находки заставили предположить, что там располагалось почетное сидение. Кроме того, в некоторых других торговых городах того же времени были найдены схожие драконьи головы: одна, выполненная из свинца, в Рюриковом Городище под Новгородом, другая в Ралсвике на Рюгене, обнаруженная внутри дома 135/25, совсем рядом с гаванью. Среди находок из Хедебю тоже есть подобная голова дракона, служащая навершием 16-сантиметровой бронзовой иглы. 5-сантиметровая бронзовая голова дракона встречается и среди находок в одном из погребальных холмов на кладбище Слинкбакен, деревня Сёдербю в приходе Данмарк, в Уппланде. В холме находятся три захоронения по типу трупосожжения, два из них – могилы мужчин с мечами, одна относится к Н-типу, другая — к Х-типу. Даже на Готланде была найдена одна драконья голова, около 5 см в длину, к сожалению, не установлено конкретное место находки. Схожие головы, но с дефектом (сильно согнуты в шее) были найдены ещё на двух иглах.

http://s53.radikal.ru/i141/1109/cb/695784e94696.gif

Общим для этих драконьих голов является то, что они все были закреплены на каком-либо предмете, но в то же время сидели достаточно свободно так, что обе их стороны были видны. Дракон из Городища имеет очень маленькую полость для насадки, а у головы из Ралсвика, наоборот, шея удлинена наподобие рукояти. У большинства голов имеется петля — небольшой выступ с отверстием, находящийся снизу на задней части шеи (загривке) (Бирка, Городище, Слинкбакен, Готланд, возможно также и Ралсвик). У дракона из Слинкбакена в это отверстие продето кольцо. У двух драконов с изогнутыми шеями из Готланда схожие петли находятся, однако, спереди, на горле. У дракона из района гавани в Бирке не сохранилось всей шеи целиком, почему и не представляется возможным узнать, имел ли он подобную петлю с отверстием, однако вместо этого в загривке у него просверлено отверстие, и по остаткам ржавчины там можно судить, что раньше в него было продето кольцо. Дракон с бронзовой иглы из Хедебю не имеет выступа-петли на шее, но схожая петля расположена у него перед открытым ртом с торчащими зубами. У головы из Городища и двух из Бирки зубы в распахнутой пасти расположены так, что создают подобие петель. Схожие сплетенные зубами четкие петли отсутствуют на других драконьих головах, но и у них разинутая пасть в большинстве случаев перегорожена так, что со всей очевидностью в нее можно было продеть, к примеру, нить или узкий ремешок. Также можно предположить, что там крепилась своего рода лента-украшение. Здесь также можно привести пример пластично выполненного зверя, увенчивающего корабельный вымпел из Челлунге, который, как и многие другие в его роде, имеет отверстие у нижнего края. В этом отверстии обычно видели место крепления специальной декоративной ленты, если исходить из рисунка из Брюггена, в Бергене, изображающего викингский флот (рис. 4). Кроме того, у зверя из Челлунге есть такое же отверстие и на загривке, и во рту, образованное мощными сомкнувшимися клыками. Может быть, при помощи предполагаемой ленты в пасти было принято изображать огонь? К сожалению, дракон из Уппокры сохранился лишь фрагментарно: нижняя часть шеи отломана, и большая часть нижней челюсти отсутствует, почему и представляется невозможным ответить на вопрос, имел ли он схожие крепления на шее и в пасти.