Vannadis пишет:
Дети пустоты: руны как духовные союзники
Когда Один висел на Древе, он подошел к смерти так близко, как только было возможно, не пересекая последнего рубежа. И в этом пограничном состоянии ему удалось открыть в бездне Гиннунгагап врата, через которые в наш мир проникли руны… кстати, а что это такое? Все ответы разделяются в основном на две категории: одни говорят, что руны — это «мантические символы», другие — что это «магические талисманы». Но, похоже, почти никому не приходит в голову, что руны сами по себе могут оказаться настоящими духами, а не просто предметами, пусть даже и магическими. Возможно, виной всему типичная для магов гордыня… но, быть может, руны сами создали для себя своего рода маскировку и прячутся под ней от слишком пристального взгляда. Даже те, кто работают с ними очень долго, никогда не пытаются посмотреть на них как на духов, если только их вдруг не осенит. Но если кто-то внезапно поймет, что это возможно, руны тотчас откроются ему и с этой стороны, не без ехидства заметив: «Ну наконец-то! А мы все думали, когда же до тебя дойдет».
Руны — самые настоящие духи-союзники, и все, кто работает в русле Северной традиции, обращаются к этим духам очень часто, хотя даже и не догадываются об их существовании. Приходилось ли вам когда-нибудь смотреть на рунический расклад в полном недоумении, не имея ни малейшего понятия, как его истолковать? Именно в такой момент и следует обратиться к духам рун напрямую и спросить у них, что все это значит. Уверен, вы уже поняли, насколько это может быть полезно и в магии гальда. Итак, я расскажу вам о своем опыте общения с этими духами, о том, как они пришли ко мне и как я с ними работаю.
Работа с духами рун — отличный пример партнерских отношений с духами. Эти сущности очень сильны, но не настолько, чтобы подчинить себе человека, отдавать ему приказы или полностью им завладеть. Но, с другой стороны, человек тоже не может повелевать ими или полностью подчинить их. Если они согласятся с вами сотрудничать — что ж, прекрасно; но если нет, заставить их вы не сможете. Впрочем, как правило, эти духи вполне охотно выполняют то, к чему они склонны по своей природе, и если об этом не забывать, с ними можно успешно иметь дело. Как только вы начнете работать с ними именно как с духами, а не просто некими предметами или идеями, они станут предъявлять к вам более высокие требования. Им всегда найдется что сказать по поводу тех заклинаний и чар, в которых вы будете их использовать, и если они почувствуют, что вы делаете что-то не так, то сразу же забастуют. Но зато они станут давать вам поистине бесценные советы в том, что касается рунической магии и гаданий: никто не знает о рунах столько, сколько сами руны! Непосредственная работа с ними поднимет вашу магию на такой уровень, какого нельзя достичь обычными играми со священными символами, но при этом вам придется использовать их осторожнее, чем раньше.
Если вы никогда не работали с рунами как мантическими и магическими орудиями, изложенные здесь сведения не помогут восполнить этот пробел. Книг на эту тему и без того предостаточно, равно как и людей, которые могут вас научить всему необходимому, так что не будем тратить на это время. К тому же, честно говоря, если вы пытаетесь работать с духами Северной традиции, то к этому моменту вы давно уже должны были изучить руны как следует или, по крайней мере, хотя бы начать их осваивать. То, о чем пойдет речь далее, — это сложная руническая методика, которая не годится для новичков. Предупреждаю сразу, я работаю с рунами англосаксонского футорка, а потому смиритесь и терпите: я буду использовать то скандинавские, то саксонские названия вперемешку — как мне взбредет в голову.
Поверх всех эттов: категории рун
В письменных источниках по рунам попадается немало древнескандинавских терминов, и многие из них не вполне ясны. Когда возникают сомнения, лучше всего спрашивать у самих духов рун, и пускай они дают вам определения. Среди подобных затруднительных слов обращают на себя внимание следующие: audhstafr, flærdgstafr, gamanrunar, hugrunar, malrunar, limrunar, svartrunar, trollrunar, leodrunar, heidhrun и myrkstafr, а также galdrastafr. Насколько я могу судить по собственному опыту работы с рунами как символами и как духами, всё это — названия категорий, на которые подразделяются по своим свойствам и сами руны, и их возможные сочетания. Например, для привлечения богатства используются и Феху, и Йиву, но связанная руна, состоящая из этих двух, действует еще более мощно и относится к той же категории, что и ее компоненты. Очевидно, до нас дошли не все категории, поэтому все, что нам остается, — дать определения тем из них, названия которых сохранились в источниках, и надеяться, что в ходе работы нам удастся найти что-нибудь еще.
Audhstafr (аудстав) означает «посох богатства». К категории аудстав относятся руны Феху, Йиву и Йера. Используйте их в сочетании, если хотите привлечь изобилие и богатство.
Flærdgstafr (флёрдстав) означает «посох обмана». К группе флёрдстав относятся руны Хагалаз, Нид и Торн. Торн — это еще и руна тролля, руна турсов (Турисаз), и если написать ее трижды перед любой другой руной, сила последней превратится в свою противоположность, поскольку три руны Торн призывают силы нижней части Древа — силы перемен и превращений всего, на что они воздействуют (смерть — это перемена, а любая перемена предполагает смерть того, что было раньше).
Gamanrunar (гаман-руны) — «руны радости». К группе гаман относятся Вуньо, Сийил и Халк. Это «руны-антидепрессанты», и в сочетании они могут «снять камень с души» почти у кого угодно.
Hugrunar (хуг-руны) — «руны мысли»; они улучшают работу ума. Malrunar (маль-руны) — руны, способствующие красноречию и убедительности в речах. По-видимому, и хуг-, и маль-руны — это один и тот же набор рун, используемых, однако, в различных сочетаниях: Ансуз, Ос, Юр, Чен, Дагаз и Стан. Объединяйте их в связанные руны, чтобы улучшить мышление, речь, коммуникацию и так далее.
Limrunar (лим-руны) — «руны врачевания»: Уруз, Беркана, Лагуз и Ак. Их же называют liknstafr (ликнстав) — «посох здоровья». Объединяйте их в связанные руны для целительской работы.
Svartrunar (сварт-руны) — «темные руны», то есть руны, которые используются для теневой работы, «тяжелой» магии, задействующей энергии тьмы, и для вредоносной магии. Сварт-руны — Пеорт, Эар, Иор и Квеорт; обратите внимание, что в эту группу входят обе руны смерти — руна могилы и руна погребального костра, медленного распада и быстрого сгорания, — а также сковывающая и связывающая руна Змеи и руна Судьбы. Все их можно использовать в сочетании для серьезной теневой работы — связывания, выявления или, при необходимости, разрушения.
Далее можно взглянуть на оставшиеся руны и предположить, в какие еще категории они могут сгруппированы. Например, Манназ, Отила и Инг объединяются в группу рун, связанных с людьми, племенем и плотью, — с родословными, жертвоприношениями и реинкарнацией. Тюр, Альгиз и Эйваз — защитные руны. Райдо, Эваз и Иса — руны движения и прекращения движения.
Термин galdrastafr(гальдрастав) буквально означает «магический посох». Это символ, состоящий из нескольких связанных рун. Некоторые гальдраставы из старинного исландского гримуара «Гальдрабок» («Книга гальда») вообще не похожи на руны: это просто вертикальные линии, на которые подвешены различные знаки и символы. Такая вертикальная черта, собственно, и представляет собой «посох» (став), фигурирующий во многих подобных терминах; подразумевается, что когда-то эти рунические символы вырезали в магических целях на палках или прутьях.
Еще два термина, очевидно, связанные друг с другом (по крайней мере, в моей практике), — heidhrun (хейд-руны), или heidhstafr (хейдстав), и myrkstafr (мюркстав). В буквальном переводе это — «светлый посох» и «темный посох»; но это, скорее всего, не категории рун, а позитивный и негативный аспекты любой данной руны. Так, хейдстав Феху может означать богатство или достойные ценности, а мюркстав Феху — меркантильность и алчность. Мюркстав Торн понятен без объяснений, но хейдстав Торн может означать силу, побуждающую лентяя к активным действиям.
Еще несколько терминов, к которым стоит присмотреться, — leodruna (леод-руна), что значит «песенная руна» и, возможно, подразумевает пение гальда с названиями рун; hlautar (хлаутар), буквально «жребии», одно из названий рун вообще, связанное со «случайным» характером их выпадения при гадании (и наводящее на мысль, уж не использовались ли руны как священные жребии для выбора жертвы); и teinar (тейны), то есть «прутья», — по-видимому, древнее разговорное название магических ставов. Кроме того, встречается загадочное слово Jotna-villur, которое буквально означает теневые чары йотунов; согласно неподтвержденному личному гнозису некоторых духовидцев, это может быть название этта Хель или какой-то его части.
Духи рун
Феху/Феох: Хозяйка стад или Распутница
Дух руны Феху по природе своей женский, несколько меркантильный и материалистичный и очень привязанный к дому и домашней жизни. Феху разводит и продает домашний скот, и это простое обстоятельство определяет весь ее характер. Она не просто пастушка, а хозяйка больших стад; таким образом, она богата и влиятельна. Духовидцам она может являться в окружении коров или коз, овец или северных оленей; важно то, что она хорошо знает им цену и никогда не продешевит. Выглядит она как зрелая женщина пышного сложения, одетая, как правило, в зеленое. Феху любит комфорт и даже роскошь. Она очень чувственна, и ложе ее открыто для многих, но, как и всякая Священная Блудница, она требует платы за свои ласки (хотя, вероятно, они того стоят). Феху дарует изобилие, но это не столько случайное богатство, которое можно свалиться вам на голову совершенно внезапно, сколько плоды честной торговли в обстановке всеобщего благополучия и возможность получить за свои труды больше, чем ожидалось.
Уруз/Ур: Вождь
Дух руны Уруз — мужественный воин, являющийся в образе высокого (на голову выше всех остальных), широкоплечего, очень мускулистого мужчины. Смуглый и бородатый, он облачен в шкуры животных, словно какой-нибудь варварский царек. В его лице, да и в характере есть что-то бычье. Его тотем — большой тур, ныне вымерший европейский буйвол; и, подобно туру, он с ревом растопчет любое препятствие, вставшее на пути к его целям. Уруз — это неудержимая сила, сметающая врагов, как ураган; это крепкая спина, никогда не гнущаяся от слабости. Однако он не берсерк: он способен владеть собой и держать себя в руках. Он понимает, что потеря самообладания и неспособность обуздать свой гнев — это тоже своего рода слабости. Его напористость иногда обескураживает, особенно если призвавший его человек не слишком силен. Те, кто обращается к нему впервые, нередко ожидают увидеть какого-нибудь тупого дикаря, а на деле получают непреклонного и грозного человека-скалу, который всегда добивается своего и запросто может подмять под себя любого, кто даст перед ним слабину. Ему присуща могучая харизма вождя; многим он внушает глубокую преданность. Из всех местностей Девяти миров Уруз больше всего любит горы Йотунхейма.
Турисаз/Торн: Берсерк
Иметь дело с духом руны Торн не так-то приятно. Когда он смеется, это значит, скорее всего, что ему удалось кого-то унизить или растоптать чью-то гордость. Когда он хмурится, ждите беды: это значит, что сейчас он обрушит на кого-нибудь град уколов, для жизни не опасных, но болезненных и способных довести любого до белого каления. Когда же он сам вводит себя в боевое неистовство (по сути, таким же способом: цепляясь мыслями за всевозможные ужасные и отвратительные вещи), то начинается сущая кровавая баня, подобную которой из всех рунических духов может устроить разве что Хагалаз. Торн считает своим долгом ставить на место гордецов и лицемеров, людей жестоких, косных, ленивых и… да, и слишком наивных — тоже. Он высок, мускулист и бородат; его глаза сверкают красным, а с пальцев капает кровь. Но если вы сможете вытерпеть его присутствие, знайте: он как никто способен замотивировать вас делать то, чего вам очень не хочется. Если вы его попросите о помощи такого рода, он будет донимать вас постоянно и не отстанет, пока вы не сделаете того, что должны: натиск его не увязнет ни в каком болоте прокрастинации. Кроме того, Торн — этого своего рода переключатель: у него есть дар выворачивать все наизнанку и обращать любую вещь в ее противоположность. В том числе он может исправить какую-нибудь плохую ситуацию — но только переложив бремя страданий на кого-то другого. Его супруга — Нют, и один из способов удержать его под контролем — призвать вместе с ним и ее. Торн любит ледяные пустоши Нифльхейма, где он может вволю бродить в одиночестве, предаваясь своей горечи и гневу.
Ансуз/Эск: Крылатый
Ансуз предпочитает обличья всевозможных птиц. Но однажды эта руна приняла человекоподобный облик, чтобы поговорить со мной, и я увидел андрогинное крылатое существо, похожее не столько на светлого ангела, сколько на оборотня-полуптицу, полного нервной энергии, то и дело вспархивавшего в воздух или перелетавшего с насеста на насест. Ансуз обладает всей силой птицы в полете и много поет: практически все, что он говорит, принимает форму песни-гальда. Ансуз — это Дух Свободы, взмывающий в небо на распростертых крыльях; даже очертания его руны напоминают взлетающую птицу. Когда он не смотрит на вас или на какой-то определенный предмет, взор его всегда устремлен в небо. Как руна-Вестник Ансуз может переносить известия и послания; по крайней мере, его можно попросить направить ваше заклинание в нужное место. Но того, кто не установил с этим капризным духом более или менее осмысленную связь, Ансуз не станет хлопать по плечу, привлекая к себе внимание. Образно говоря, он просто бросит послание на колени адресату и умчится прочь, а уж заметит это получатель или нет, его не касается. Из всех Девяти миров Ансуз больше всего любит Асгард, расположенный на самой вершине Древа, и дружит с орлом Хресвельгом, обитающим на верхних ветвях.
Райдо/Раде: Странник
Райдо выглядит как молодой, бодрый, темноволосый мужчина, чей взгляд всегда прикован к горизонту, а сердце неустанно стремится к новым приключениям. Обычно на нем теплая одежда и поношенные башмаки; он может опираться на посох и нести за плечами суму; так или иначе, он всегда в пути. В отличие от Всадника, который всегда направляется к определенной цели и старается прибыть туда к сроку, Райдо просто идет куда глаза глядят. При этом он, конечно, хочет попасть в какое-нибудь важное место, и, как правило, ему это удается; но и само путешествие для него ничуть не менее важно. Самое главное для него — это накапливать опыт, а для этого нельзя намечать себе цели заранее. Райдо — прекрасный спутник и дорожный товарищ, но если ваша жизнь вступила в долгую скучную полосу, ему с вами не по пути: подолгу удерживать внимание на чем-то одном он не способен. Вообще, он любит все миры Древа, потому что в каждом из них есть свои чудеса и радости; но самый его любимый мир — как ни странно, Хельхейм и ведущая в него дорога Хель. Для большинства людей там кончаются все дороги; Райдо же называет ее дорогой начала — местом, откуда он выступает в путь и где перед ним еще открыты все дороги вселенной.
Кауназ/Чен: Кузнец
Чен предстал мне в образе кузнеца, работающего в своей кузнице. Он высок, силен и мускулист, с прямым и пронзительным взглядом, пятнами сажи на лице и зачесанной назад гривой длинных волос. У меня сложилось впечатление, что иногда он может принимать облик дверга, тем более что его излюбленное место — пещеры и кузни Нидавеллира. Но мне он предстал в совершенно человеческом обличье. Ритмично ударяя своим молотом по наковальне, он рассуждал об истине как огне, который плавит металл и выжигает все шлаки, и как молоте, которым Жизнь выковывает нас и делает нас сильнее. Он очень прямолинеен и чужд всякого светского лоска; он всегда говорит то, что думает, и с некоторым презрением относится к тем, кто привык плести кружева изящных словес. Иногда его речи причиняют настоящую боль, обжигая, как пламя, или ударяя молотом в самые чувствительные места, — и он не щадит никого. Чен вторгается в вашу жизнь с шумом и грохотом и делает то, что считает нужным; но после того, как он уйдет, воздух, по крайней мере, станет чище, даже если кого-нибудь особенно хрупкого придется потом долго откачивать. Когда общаешься с ним, нередко чувствуешь запах дыма и железа.
Гебо/Йиву: Дарительница
Йиву показывается мне в образе северной домохозяйки — пухленькой, улыбчивой, в облаке светлых кудрей. Обычно она приносит какое-нибудь вкусное угощение или красивую безделушку, а иногда можно увидеть, как она сидит и сама делает кому-нибудь подарок. Вообще она любит дарить подарки, но ее следует благодарить, громко восхищаясь полученным даром, а не то продолжения не последует. Торговля ее не интересует; она не одобряет меркантильности Феху, хотя обе эти руны — духи изобилия. В мире Йиву люди дарят подарки потому, что им это просто нравится и они хотят сделать друг другу приятное; один подарок влечет за собой другой, и в так в конечном счете каждый получает все, что хочет. Если ей предлагают что-нибудь только из сознания долга, это ей не так приятно: Йиву очень субъективна и эмоциональна, и ей нужно, чтобы на ее щедрость отвечали таким же искренним чувством. Впрочем, она вполне довольствуется восторженными благодарностями и комплиментами, сделанными от чистого сердца. Ее можно призывать на помощь, когда вам нужно усилить свою хаминью (удачу) или восстановить фрит (мир) в общине, хотя не слишком эмоциональным людям иметь с ней дело сложно. Йиву любит чертоги мастеровых в Свартальвхейме и поля Ванахейма и живет попеременно то там, то там.
Вуньо/Вюн: Вестница Света
Вюн явилась мне в ауре золотого сияния, как тонкая, изящная фигурка с длинными светлыми волосами. Я увидел ее как женщину, но женщину андрогинную; и у меня сложилось впечатление, что она с таким же успехом может являться в образе андрогинного мужчины, такого же стройного и утонченного. В ее огромных глазах и грациозных движениях было что-то эльфийское; и действительно, из всех миров она больше всего любит Льоссальвхейм: именно там ее обычно и можно найти. Вюн — танцовщица; иногда она держит в руке факел, заливающий все вокруг ярким светом, а иногда сама предстает подобием факела, обвитого светом, как святая Люция в христианских легендах. Когда она движется, за ней тянется светящийся шлейф, угасающий лишь постепенно. Вюн всегда улыбается — в худшие времена ее улыбка может быть немного печальной, но когда все хорошо, она буквально сияет радостью. Она несет свет во тьму и разгоняет печали. Она может вывести вас из депрессии, рассеять темные тучи и внести в вашу жизнь творческое вдохновение, игру и смех. Но если вы погружены в глубокую скорбь и не видите вокруг себя ни малейшего повода для радости, призывать Вюн бесполезно. Она быстро поймет, что принести вам свет ей не под силу, и просто исчезнет: долго удерживать внимание на чем-то одном она не способна.
Хагалаз/Хэйл: Вестница Бури
Хагалаз обычно считается самой суровой из рун, и с ней действительно шутки плохи. Она является в образе бледной — почти трупно-бледной — женщины с длинными черными волосами, либо развевающимися на ураганном ветру, либо облепившими ее голову под проливным дождем; единственный раз, когда я видел их плавно струящимися, Хагалаз стояла посреди снежного бурана. Она насылает на людей бури — вносит в жизнь то хаос, то радикальные перемены, а то и просто несчастья. Она склонна к сильным страстям — нередко она рыдает, визжит или истерически смеется; однако не надо забывать, что удары, которые она наносит людям, всегда неслучайны. По ее мнению, буря либо сделает вас сильнее, унеся все ненужное и расчистив место для дальнейшего роста, — либо уничтожит вас, а это означает, что вы были слишком слабы и сами представляли собой нечто ненужное и предназначенное на выброс. Самая опасная из сварт-рун, Хагалаз тесно связана с Хельхеймом (который кажется ей мирным и спокойным) и Нифльхеймом (который она находят бодрящим), а также с Йотунхеймом, где часто бушуют грозы.