Духи-союзники и духи-хозяева
Асы и ваны, Рёкки и йотуны, Слуги богов, Альвы, Дверги, Космологические духи, Ландветтир, «Человечки», Домовые, Духи стихий, Духи растений, Духи животных, Фюльгья,
Все традиционные разновидности шаманизма встроены в какой-нибудь более масштабный религиозный контекст, и это очень важное соображение, которое упускают из виду многие неошаманы. Современный западный человек старается на всякий случай оградить себя от влияния «дифференцированного Бога», как называет этот феномен кто-то из моих друзей (иметь дело с «недифференцированным Богом» куда спокойнее: он слишком большой, а потому не особенно стремится почтить нас своим личным вниманием). Особенно нелегко приходится тем, кто вступил на путь духовных поисков, потому что для многих из них отказ от религии своих родителей был сопряжен с определенным разочарованием и травмой, и отчасти это разочарование может быть связано с самим Богом и с верой в его реальность. Поэтому современные неошаманы, не желающие распугать всех платежеспособных учеников, обычно стараются избегать таких терминов и речевых оборотов, которые подразумевают веру в подлинное существование духов, — что, разумеется, совершенно нелепо с точки зрения любого племенного шамана.
Обучение в рамках таких современных курсов проходит под лозунгами «Все это — проявления альтернативных реальностей» или «Если это реально для вас, значит, это и впрямь реально», — за которым стоит невысказанное «если вам приятно так считать». При этом все старательно избегают какого бы то ни было разграничения между реальными духовными сущностями и тем кукольным театром, который может разыгрывать свои представления в голове у человека, погруженного в транс. Между тем настоящие духовидцы, известные мне, постоянно добиваются все большей четкости сигнала и учатся отличать ясные голоса духов от них же, но искаженных помехами, которые излучает наш смертный мозг со всем своим грузом проблем, и, наконец, от голосов внутренних марионеток, нацепивших на себя маски богов. Из всех задач, стоящих перед нами, это — одна из самых важных и трудных… потому что нам доводилось слышать настоящие голоса богов, определенно отличные от нашего собственного внутреннего голоса.
И что, пожалуй, еще важнее, так это то, что мы наблюдали результаты послушания божественным голосам, определенно отличные от результатов, к которым ведет послушание нашим собственным иллюзиям. Лично я, например, уверился в реальности Хелы, когда изучил динамику своих успехов и неудач. Когда мне удавалось ясно расслышать то, что Она говорит, и исполнить то, что от меня требовалось, дела мои шли на лад. Когда не удавалось — все становилось хуже. Отказываться учить людей отличать одно от другого (или, хуже того, предполагать, будто у них есть постоянная и ясная связь с духами, эдакая «линия прямой доставки», по выражению одного духовидца) — значит, всерьез подвергать их опасности грандиозного краха. Это все равно, что сажать их за штурвал самолета, не предоставляя никакой навигационной информации и даже просто радиосвязи с землей. Одна из причин (помимо стремления избежать дискуссий о том, кого можно, а кого нельзя считать шаманом), по которым современные духовидцы все чаще используют как универсальное самоназвание именно этот термин, в том и состоит, что наша работа по определению подразумевает общение с духами. Не будь Их в нашей жизни, работать так, как мы, было бы невозможно.
В Северном язычестве — культурном контексте данной шаманской традиции — принята политеистическая картина мира. Это значит, что каждый бог или дух рассматривается как отдельная сущность, живая, изменчивая, благополучно выживающая даже безо всякого внимания и поклонения со стороны людей (хотя без достаточного внимания и поклонения ее связи с нашим миром могут прерваться) и определенно отличимая от других подобных богов и духов. Подчас даже одинаковые имена не гарантируют того, что их носит одна и та же сущность. Президент США чем-то да отличается от президента Анголы, хотя обращаются к ним одинаково.
Хотя, честно говоря, некоторые исключения все же бывают, когда какое-нибудь божество намеренно выступает в той или иной ситуации под другим именем. Кроме того, у некоторых божеств есть целые списки хейти — имен их различных аспектов; и то, в каком виде проявится такое божество, зависит от того, под каким из этих имен к нему обратятся. (По-видимому, это какой-то Космический Закон, который явно сильнее нас и Их самих.) Мы не знаем всех деталей этих таинств, да Они этого от нас и не ждут. Чего от нас ждут боги и духи, так это того, чтобы мы оказывали им уважение и почести и уделяли свое внимание и энергию, а они взамен будут уделять свое внимание и энергию нам.
Уважать и почитать богов — значит, помимо прочего, обращаться с ними как с реальными сущностями, а не какими-то идеализированными мыслеформами, архетипами или, чего доброго, фантазиями. Религиозно-культурный контекст, в котором укоренена данная шаманская традиция, не имеет отношения к северному реконструкторству, хотя у них и много общих богов и мифов. Само по себе современное северное реконструкторство — полноценная религия (как и любая вера, приносящая своим последователям духовную пользу), но некоторые установки, характерные для ее отношения к богам, создают проблемы, когда дело доходит до работы с духами. Это и современные американские предубеждения против молитвенной практики и служения божествам, и общезападные предрассудки, связанные с «антиинтеллектуальным» мистицизмом, и тяжелое наследие монотеистического воспитания в русле религии, выросшей на почве прозелитизма, и даже мнения средневековых христианских авторов, невольно впитанные заодно с остальной информацией из дошедших до нас исторических источников. Все это существенно мешает установить с богами и духами такие отношения, которые решительно необходимы для эффективной шаманской работы. Строго реконструкторская религия — это тоже своего рода культ предков, однако она почти не оставляет места для активных и изменчивых отношений с реальными духовными сущностями, которые далеко не всегда соглашаются придерживаться того, что когда-то писали о них люди.
К сожалению, религиозный контекст Северного язычества, в который вписана эта шаманская традиция, все еще весьма расплывчат и до сих пор не то что не определил своих границ, но даже не обрел твердой почвы под ногами. Кроме того, когда рассматриваешь богов и духов как реальных индивидов, приходится принимать в расчет, что они могут меняться и развиваться. Одни из тех богов, с которыми я работаю, как будто застряли в древности, и нынешний образ жизни им непривычен. Но другие, наоборот, чувствуют себя в современном мире совершенно уютно и ничего не имеют против автомобилей, компьютеров, чизбургеров и безопасного секса. Они растут и развиваются, воспринимая новый опыт через нас, и представлять их как неизменных персонажей какой-то вечной идеализированной видеоигры — большая ошибка. Духовидец, работающий в Северной традиции, должен помнить, что эти боги живут, бодрствуют и восстанавливают утраченные было связи с нашим миром — и заново учатся его понимать.
По-видимому, один из глобальных процессов, протекавших в последнее тысячелетие на некоем космическом уровне, заключался в том, что иные миры временно отдалились от нашего. Метафорически это признавали многие авторы, но для нас это — не метафора. Похоже, процесс разделения миров начался вовсе не из-за чего-то такого, что сделали или чего, наоборот, не сделали люди. Судя по всему, это просто часть природного цикла — танца миров на своих орбитах, если можно так выразиться. В этот период установить связь с богами и духами стало гораздо труднее (хотя по-прежнему оставалось возможным). По-видимому, для этого требовалось мощное побуждение или очень сильное стремление с нашей стороны. Без такого встречного движения духи и боги по большей части не могли к нам пробиться. Некоторые авторы винят во всем христианство, заявляя, что оно, дескать, изгнало старых богов; но вполне возможно, что разделение миров попросту создало некую пустоту, которую и заполнило собой христианство.
Насколько мы можем судить, Девять миров отдалялись от нашего в последовательности сверху вниз: прежде всего отдалился Асгард, затем — Альвхейм, затем — Ванахейм и так далее. Легенды об эльфах, покидающих мир людей, относятся к периоду позднего Средневековья, но легенды о двергах, собравших вещички и подавшихся из Германии на поиски лучшей доли, появились только в конце XVIII века, одновременно с повсеместным распространением кузниц. Есть основания полагать, что Нифльхейм и Хельхейм распрощались с нами до начала XX века. Кроме того, есть основания полагать, что к настоящему времени (таким же естественным образом, как и разделение) уже начался обратный процесс — процесс воссоединения миров, и что сближаются они в обратной последовательности, то есть снизу вверх. Хельхейм определенно стал гораздо активнее и ближе к нам, чем когда-либо раньше, и из других миров тоже начинают доноситься вполне ощутимые отголоски. А поскольку нижние миры находятся преимущественно под контролем йотунов, совершенно неудивительно, что активность йотунов и рёкков в нашем мире так внезапно и резко возросла (и, в том числе, стало рождаться больше носителей йотунской крови и людей с атавизмами).
Кроме того, пока остается без ответа загадка Мидгарда. Мы по привычке называем Мидгардом наш мир, однако появляется все больше и больше духовидцев, которые воспринимают Мидгард как нечто иное. Не стану утверждать, что на все сто процентов понимаю, как это устроено, однако очень похоже, что Мидгард — это что-то вроде двойника нашего мира и место, в котором последний скрепляется с Девятью мирами. Из всех Девяти миров он лучше всего гармонирует с нашим. По крайней мере, основную часть его населения составляют смертные люди. К нам просачиваются кое-какие заманчивые обрывки личного гнозиса, позволяющие предположить, что когда-то Мидгард и наш мир действительно были едины, но затем отделились друг от друга: астральное тело этого мира разделилось надвое, как амеба. Те, кто путешествовал по Мидгарду, занимающему центральное место в системе Девяти миров, а не просто проскакивал через него за долю секунды, сообщают, что уровень технологии у тамошних смертных гораздо ближе к средневековому, чем у нас, — что, в сущности, позволяет достаточно точно установить дату разделения.
Впрочем, как бы там ни обстояло дело на космологическом уровне, с уверенностью можно утверждать, что настолько ярко и сильно, как сейчас, боги и духи Девяти миров не проявлялись в нашем мире уже много столетий. Они требуют такого же уважения и почестей, какие им воздавали давным-давно, и для некоторых из них это «давным-давно» — действительно очень далекое прошлое. Неолитическое происхождение духов, с которыми я работаю, во многих отношениях резко контрастирует с современным миром, но некоторые основные, первичные потребности и энергии этих сущностей по-прежнему доходят до нас очень явственно и отчетливо. Боги и духи хотят, чтобы их знали и чтобы с ними общались; и от тех, кто хочет и может устанавливать с ними отношения, они желают, как уже было сказано, уважения и почестей.