Для начала следует разобраться, кто подразумевается под Ригом. В прозаической части песни, добавленной в более позднее время, говорится о том, что Ригом назвался бог Хеймдалль. Если воспринимать смысл песни буквально, Риг «поучаствовал в создании» трех человеческих сословий, став, таким образом, отцом людей. Так называют Хеймдалля в прорицаниях Вёльвы. Однако есть и оппозиционное мнение: Ригом назвался Один, а прозаическая часть песни – ошибка неизвестного комментатора. И правда, в самой песне образ Рига сильно похож на образ Одина.
1
Ас шел достойный,
Премудрый и старый
Доблестный Риг
Неустанный ходок
(перевод Свириденко)
Хеймдалль, как и Один, безусловно достойный, премудрый и старый, однако он в первую очередь страж Билльреста, моста в Асгард. Один же, в свою очередь, часто описывался странствующим (в песне очень часто Риг называется странником). Далее следует обратить внимание на множество различных описаний того, как Риг учил и давал советы, что также прерогатива Одина (вспомним Речи Высокого), особенно когда дело касается колдовства и рун.
46
В мудрости рун с
Ним Ярл Риг
Состязался,
И побежден был
Отец и наставник:
Конр получил от
Учителя право
Ригом назваться и
Руны хранить
(перевод Свириденко)
Кто еще мог учить Кона (Конра) юного рунам, а потом позволить их хранить, кроме Одина? Это еще один фактор, указывающий на вторую ошибочность прозаического вступления.
Однако прежде чем обвинить автора вступления в некомпетентности, следует раскрыть основную тему этой статьи, а именно: каков основной смысл этой песни?
На первый взгляд все предельно ясно. Мистическая составляющая сведена к минимуму. Некий ас породил три человеческих сословия: рабов, свободных людей и знать. Истинное имя «отца людей» в данном случае значения не имеет, важнее то, что назвался он Ригом (от кельтского «король»). Приняв непосредственное участие в зарождении первых представителей каждого сословия (традиция первой брачной ночи, принадлежащей правителю местности, сохранялась в Шотландии достаточно долго), он их обучал и шел дальше, подробнее остановившись лишь на знати. Попутно песня хорошо описывает, какое сословие чем занимается, какую одежду носит, как выглядит и чем питается. В конце, более подробно обучив Кона юного (игра слов, сложив два слова вместе, получается Конунг), он отдает ему свое имя Рига и скрывается в неизвестном направлении. Есть теория, что весь смысл песни сводится к тому, чтобы прославить некоего правителя и возвести его род непосредственно к богам. Однако взглянем на ситуацию с другой точки зрения.
Первой, двойственное значение этой песни заметила Свириденко. В комментариях к песне она пишет:
«Возможно, однако, вопреки единогласному мнению комментаторов, иное толкование – эзотерическое (не исключающее первого, как и во всех мистических аллегориях древнего эпоса, где общедоступная экзотерическая оболочка мифа никогда не является случайной выдумкой, а лишь заключает истину низшего разряда, за которою одни посвященные видели важнейший смысл повествования), а именно, что здесь идет речь об основании не различных сословий, а различных степеней посвящения, на которые подразделялись причастники высшей, мистической древней религиозной общины».
Далее, в общих комментариях к песне, Свириденко пишет о схожести системы трех степеней посвящения с системами тайных обществ Западной Традиции (например, масоны). Трэли (рабы) – непосвященные, карлы – первая ступень, ярлы – вторая ступень, Риг – глава общества и третья ступень. Также Свириденко намекает на необходимость изучения герметической науки, говорит о возможном существовании некоего мистического Сообщества Одина, аргументируя это упоминаниями об «избранном воинстве» и ссылается на ее труд «Тайная Эдда», судьба которого неизвестна. Не знаю, к каким выводам пришла госпожа Свириденко в своей Эдде, рукопись безрезультатно разыскивают уже достаточно долгое время (возможно, она была уничтожена во время революции), но подсказку она дала великолепную, за что ей огромная благодарность.
Итак, примем предположение о двойственном значении песни как факт и обратим свое внимание к эзотерическому, тайному значению.
Если рассматривать песню с эзотерической точки зрения, можно однозначно говорить о том, что «сословия» представляют собой некие этапы духовного развития человека. Вряд ли эти этапы являются степенями посвящения в определенном закрытом обществе, скорее всего это предположение Свириденко вызвано особенностью того времени, тогда различные тайные общества были очень популярны. Я больше склоняюсь к мнению, что эти этапы – это ступени инициации, не привязанные к конкретным обществам. Система, на мой взгляд, выглядит так:
Трэли. Первая ступень инициации. Из образа раба можно понять особенности этого состояния в духовном плане. Трэль – это, в первую очередь, человек скованный, с ограниченной свободой. Только «хозяин» Трэля не другой человек, а его собственный разум. Человек, мыслящий шаблоном, имеющий единственную, привычную картину мира, сковывает сам себя. Это известно каждому человеку, который хоть как-то соприкасался с практиками духовного развития. Трэль некрасив духом и обременен лишь тяжелой работой, но всегда остается беден, так как его дух слеп и глух. На этой ступени находятся все люди, вышедшие из детского возраста, и большая часть людей на ней и остаются. Хотя, как нам указывает песня, это прерогатива прабабушки и прадеда, то есть людей очень старых. И, несмотря на все духовное уродство, Трэли, как и все остальные люди, обладают частичкой божественной сущности, так как все произошли от Рига-Одина.
Карлы. Вторая ступень инициации. Образ свободного человека ясно указывает нам на суть перехода от Трэля к Карлу – скинутые кандалы. Карл получает духовное освобождение, он как заново рождается. Он видит всё по-новому, слышит всё по-новому. Для того чтобы освободится, нужно приложить немало усилий, пройти немало испытаний. Обычно это происходит либо в результате сильного эмоционального потрясения, либо в результате действий наставника (если таковой имеется). Подобные переходы обычно происходят очень сложно и болезненно, поскольку чаще всего для того, чтобы скинуть узы, необходимо отказаться от очень многого или долгое время находиться в нужде. После таких испытаний человек либо понимает, что его пристрастия (чаще всего это материальные блага) – это ничто, таким образом освобождаясь от них и становясь Карлом (как ни парадоксально после того, как человек избавляется от своих пристрастий и шаблонов, он свободно делает то, что хочет, в том числе осознанно улучшает свое материальное положение). Карлы – это ведомые Силой люди, чей дух свободен, а значит, не подвержен воздействиям из физического мира. Подобное состояние достигается при счастливой и обеспеченной старости, на что нам и указывает песня.
Ярлы. Третья ступень инициации. Знатный человек не просто свободен, он еще и богат (в нашем случае духовно). В песне прекрасно описывают Ярла, который обучается рунам и магическим искусствам (знание языка зверей и птиц, заговоры огня, воды и т.д.). Он не просто получил освобождение, но и поднял свой духовный уровень. Ведомый Силой превращается в ведущего. Такого человека можно назвать Мастером.
Риг. Избираемая должность. В отличие от Свириденко, я считаю Рига не последней ступенью инициации, а избираемой должностью. Среди Ярлов это самый мудрый и самый умелый, поставленный на должность духовного наставника, руководителя. По сути, это человек, который приблизился по своему духовному уровню и умениям в магических искусствах к богу, то есть человек, открывший в себе божественную сущность (которая, повторюсь, есть в каждом человеке).
Теперь следует обратить внимание и понять значение происхождения каждой ступени от прадеда и прабабки, деда и бабки, матери и отца. Я считаю, что такая система показывает состояние осознания себя в мире человека, игнорирующего свою божественную сущность. То есть не занимающегося развитием своего духа. Так, если человек не занимался духовным развитием и дожил до преклонного возраста, его отношение к миру, к материальным благам будет примерно такое же, как и у человека в самом начале духовного роста. Так же и далее, основные факторы, определяющие отношение человека к жизни и уровень его счастья, в основном определяются возрастом и материальной обеспеченностью.
Насчет существования тайных обществ и подобной системы градации: возможно, у наших предков и существовали подобные общества, призванные охранять от профанации некие знания и практики, и если они существовали, то скорее всего подобная система в них действительно имела место быть. Однако о них нам совершенно ничего неизвестно и предположения Свирденко о неком Сообществе Одина и Избранном Воинстве – это, скорее всего, попытка уподобится западным тайным обществам, имевшим в то время огромную популярность.
О Футарке
F u th a r k g w : h n I j ei p R s : t b e m l ing o d
Говоря о ступенях развития человека невозможно не сказать о системе Футарка.
Первая ступень инициации – Трэли. Обозначает первый атт.
Самое первое, в чем нуждается каждый человек, – это Феху; скот – это возможность прожить, получать питание. Феху – это самые первоначальные потребности человека, ресурсы, необходимые для выживания.
Из Феху человек получает силу, Уруз. Уруз – это грубая энергия, чтобы стать больше и сильнее, ведь иначе не выжить. Человек растет, развивается и формируется.
Первый переломный момент – это Туризас, это встреча с грубой силой природы, с турсами. Через Туризас человек учится выживать, используя Уруз.
Когда наступает период Ансуз, человек получает вдохновение. Ансуз противоположно Туризас, но также необходимо. Научившись выживать, человек начинает творить, но он не может полностью реализоваться, так как он – Трэль, раб собственного разума.
Ансуз уходит также внезапно, как и приходит , и тогда человек начинает свое странствие – Райдо. Он начинает понимать, что он Трэль и чтобы получить освобождение, приходится двигаться к цели.
В результате странствия человек получает понимание – Кано. Любое движение заканчивается пониманием, ведь понимание – это освобождение. Кано – это вспышка света, показывающая истинное состояние Мира.
Без Гебо невозможно движение дальше. Гебо – это дар, результат Кано. Дар заключается в том, что человек понимает, куда он должен двигаться дальше. Он уже готов скинуть путы и получить инициацию. И чаще всего такое открывающее глаза Гебо – не очень приятный момент в жизни человека.
Однако приближаясь к инициации, он испытывает чувство спокойствия, Вуньо. Есть ли большая радость, чем отсутствие страха перед неопределенностью? Трэль встает на последнюю ступеньку и поднимает лицо к свету…
Вторая ступень инициации – Карлы. Обозначает второй атт.
Эта ступенька обламывается, и человек летит в пропасть. Хагалаз, невозможно освобождение без разрушения. Будучи рабом, человек знал, что ему делать, он не отвечал сам за себя; став свободным, он сталкивается с ответственностью.
Через Хагалаз он скидывает Наутиз, путы его разума. Только на этом этапе, потеряв все, что имел, человек становится свободным – Карлом.
Уничтожив все, Хагалаз оставляет за собой лишь Пустоту – Иса. Иса – это полная статика, Лед, пятая стихия. Иса – это состояние полной остановки, состояние глубокой медитации, полного безразличия. Иса – это внутренний стержень каждого человека, такой стержень может быть только у свободных людей.
Постепенно созирцаемая Пустота начинает заполняться, ведь познание Льда – это только середина пути, хотя очень похоже на его конец. Йару – это вечный цикл Жизни и Смерти, Колесо Трота. Йару – это устройство Мира и человека, ведь большое подобно малому. Сменяющиеся состояния и формы можно познать, лишь поняв Лед.
Познав круг Йару, который возможно увидеть во всем движении, человек познает Эйваз – вертикальную ось Мира, на которую подобно бусинам нанизаны другие миры. Если Йару – это движение вперед и назад, то Эйваз – движение вверх и вниз. Но Тис – это еще и древо смерти, познать Тис (а значит научиться им пользоваться) можно только познав Смерть. Эйваз – это посвящение через Смерть. Это вторая инициация.
Приняв смерть человеку приходит понимание, которое невозможно выразить словами. Перт. Перт – это Тайна не потому, что ее никто никому не расскажет, Перт – это Тайна, потому что о ней невозможно говорить и ее невозможно передать. Ее можно лишь понять, самому приняв Смерть.
Узнав Тайну, человек становится ведуном в широком смысле этого слова (тулом, эрилем, сейдконой и т.д.), то есть человеком ведающим – знающим Перт. Такой человек уже практически стал Ярлом, однако чего же не хватает знатному? Конечно покровительства Силы, в лице богов и духов. Альгиз – это человек, тянущийся к богам, и лосиные рога, как корона ведующего в мире духов. (В сибирской шаманской традиции шаманы высокого уровня получают шаманскую корону на костюм, которая выглядит как рога. Коронованный шаман признается «царем» в мире духов).
После получения покровительства человеку сопутствует успех и Солнце, Соулу, всегда сияет ему с неба. Вот теперь, свободный, ведающий человек, окруженный сиянием Солнца, становится Ярлом.
Третья ступень инициации – Ярлы. Обозначает третий атт. (руны рассматриваются в парах)
Первая пара – единство мужско и женского начала. Тэйваз – это мужское начало. Это сила, лидерство, мощь. Настоящий мужчина – всегда Воин, и это должен осознать Ярл. Беркана – это женское начало. Это плодородие, красота, оберег. Слияние Тейваза и Берканы – это весь Мир, поэтому нельзя осознать лишь что-то одно.
Вторая пара – это Эваз и Манназ. Эваз – это «прирученный» зверь, в данном конкретном случае – конь. Он – первый помощник человека, и не может без него существовать. При рассмотрении руны более подробно, она имеет несколько иное значение, однако в данном случае важно именно значение помощника человека. Манназ – это, собственно, человек, личность, хозяин. Однако без своего верного помощника человек гораздо слабее. Эта пара – Эваз и Манназ – то, что необходимо осознать, чтобы быть сильным. (Эваз в данном аспекте можно сравнить с шаманским духом-помощником).
Третья пара – это Лагуз и Ингуз, Вода и Земля. Плодородие земли не может существовать без живительной влаги, а вода формируется в реки, озера и моря только с помощью земли. Ингуз и Лагуз – это два могучих ванна – Ньерд и Фрейр. (Интересно отметить, открыто никогда не существовало в Северной Традиции пары Земля и Небо, ее заменяет очень характерная пара для северной местности – Вода и Земля).
Четвертая пара, скорее даже и не пара, а развилка – Одал и Дагаз. Развилка эта появляется в конечном итоге после почти каждого процесса: сохранить результат и остановиться (Одал), или рискнуть всем созданным и продолжить (Дагаз). Дагаз – это поворот, за которым лишь неизвестность, или Пустота?... Одал – это точка, а не прямая. Не зря ходили легенды, что некоторые умершие родственники охраняют родовые поместья и живут будто живые, а потом перерождаются в том же Роду. В Скандинавии для того, чтобы привлечь удачу умершего родственника, часто давали его имя рожденному ребенку.
Сигурд
Годорд Скидбладнир
Клуб "Runagaldr"
Москва 2010