Традиция Асатру не является застывшей мировоззренческой системой. В отличие от монотеистических Традиций, стремящихся выработать у последователей догматичное однообразие мысли, Асатру отличается многообразием мнений.
Такова наша Традиция сегодня, такой же (или подобной) она была и в годы своего расцвета. Недаром говорится, что у нас нет священных книг, таких книг, которые поколение за поколением переписывались бы строго точка в точку.
Литературная основа любой религии делится на мифы и комментарии к ним. Каждая из этих частей подвержена влиянию со стороны взаимодействующих с ней людей – но мифы из-за своих внутренних особенностей менее, чем комментарии. Асатруа важно помнить, что наши Эдды – не аналог Корана, а всего лишь перенесённое на бумагу версия, принадлежащая одному из носителей Традиции. Когда-то он услышал эти мифы от своего предшественника, а тот от своего, и так далее по цепочке. И каждый раз они личностно перерабатывались, менялись пересказчиком (даже если он и не собирался делать это сознательно). Такова природа человеческой психики.

Если даже исторические тексты Эдд являются версиями, одними из многих бытовавших тогда, то, что говорить о современных комментариях к ним? Поле деятельности мыслителей ничем не ограничено, и именно этот факт является причиной того разнообразия миропониманий, которое царит в Асатру сейчас.
Каждый асатруа должен определить своё собственное мировоззрение, свою собственную версию Традиции. Единственным способом сделать это – ознакомиться с чужими мнениями, пропустить их через себя, оценить душой и разумом. Чем больше мнений оценено, тем лучше - тем зрелее и равновеснее будет собственная позиция.

* * *
Следующая часть статьи посвящена краткому обзору двух ключевых вопросов, относительно которых в основном и создано существующее в Традиции многообразие.

Первый вопрос таков – историчность или эклектичность в мировоззрении?
На одном краю этой линии люди, считающие, что миропонимание должно быть выстроено в строгом соответствии с имеющимися историческими источниками, без привнесения отсутствующих в них или сомнительных элементов. Далее идут те, кто считают верным привнесение на историческую основу собственного житейского опыта и (или) идей иных философий, но так, чтобы это не противоречило самой истории и логике. На другом конце – эклектики, равномерно смешивающие элементы древнего Асатру с элементами других мировоззрений, или же использующие их только в качестве добавки к этим чуждым системам; крайние случаи эклектики не берут во внимание даже отсутствие внутренней логики и противоречие построений реальности.

Второй вопрос – свобода или детерминированность личности?
Эту линии открывают либералы – люди, считающие, что Асатру призывает строить общество свободы, без обязанностей, с равными правами и открытыми возможностями. За ними идут те, кто считает, что общество должно быть определённым образом детерминировано, то есть в нём должны присутствовать некие отличия в правах и обязанности, определяемые социальным статусом людей. Замыкают линию шовинисты, думающие, что Традиция утверждала врождённое, непреодолимое преимущество людей одной группы перед людьми другой.

На какой из полюсов этих двух линий становится, решать лично Вам, я же считаю опасной ошибкой придерживаться эклектичных и (или) шовинистических взглядов.

Клуб Runagaldr, 2011

HaukwithR Gandwiki (с)