Вдохновленный лекцией Кораблева решил серьезно заняться изучением Исландской колдовской традиции. С точки зрения именно колдовства нас интересует, в первую очередь, период с XII по XIX, поскольку это период колдовских рукописей (galdrabækur) и различных саг. Важно отметить, что древняя Традиция в Исландии практически не прерывалась, до сих пор христианин, который верит в эльфов и троллей, является нормальной картиной, а вторая официальная церковь в Исландии — Асатру.
Судя по оставшимся источникам, там даже не стоял вопрос в том, верить ли в "старых богов" или нет, они повсеместно упоминаются в христианских молитвах в качестве злых сил, а некоторое и вовсе придерживаются двоеверия или язычества. Мода сжигать колдунов на костре пришла в Исландию с материка, но имела не такой массовый харрактер, последний смертный приговор отменил датский король в 1690 г.
В общем по исландской магии хотелось бы сказать следующее. Абсолютно вся магия держится на обмане, мороке, шифре. Был один рассказ о том, как один колдун наслал колдовскую бурю, но она пропала как только узнали кто ее наслал и назвали его имя. Почти во всех колдовских рецептах говорится о том, что подкладывать руны (и все с ними связанное) нужно тайно, носить руны на себе также тайно. Можно написать отдельную книгу о способах шифровки самих рун (которые сами по себе являются шифром) и составлении гальдрставов (которые также являются зашифрованным посланием).
Интересно также, что в Исландии для ведовства (fiölkyngi) были распространены колдовские книги и рукописи (проще говоря гримуары). Возможно это одна из причин того, что гальдр считается мужской магией, а сейд (который, видимо, передавался только устно) женской. Слабый пол в те времена не умел ни читать, ни писать.
Можно условно разделить Исландскую колдовскую традицию на три части:
1) Ведовство (fiölkyngi).
Сам термин fiölkyngi переводится как "многознание", им чаще всего обозначают исландское колдовство вообщем. В свою очередь в него входят такие понятия как руны (rúnar), пропевание заклинаний (galdr), управление духами и колдовские приемы (töfrabrögð). Касательно гальдра и рун, названия эти в разных рукописях означают разное и бывает так, что слово руна или слово гальдр обозначает ведовство вообщем. Колдовские приемы, руны и заклинания\заговоры чаще всего используются одновременно. Рукописи обычно содержат колдовские ставы (galdrastafir) и рисунки (galdrmyndir), вместе с которыми написанны рецепты по их применению и иногда заговоры к ним. Йоунас Йоунас-сон, который сам, видимо, был не очень сведущь в магии, в середине 20-ого века писал, что для ведовства используются три типа вещей: "обычные вещи", ставы (то есть руны) и духи.
Гальдрставы и гальдрмунды.
Основой всех рунических изображений являются руны речи (málrúnar), то есть обычный исландский футорк из 16 рун или 27 новоисландских рун, которые также имеют разные варианты начертания. Иногда они также шифруются таким образом: берется рисунок или руна и справа от нее штрихами пишется номер руны в атте, слева номер атта. Об этом подробнее можно почитать в любой книге Кораблева, возможно скоро выложу более подробную информацию на эту тему, ибо тема эта не маленькая. Такие руны называются по рисунку, например мешок-руны (belg-rúnar), или руны-рыбы (fisk-rúnar), или по стране, где они используются. Также в гальдрставы включаются различные фигуры, такие как круг, крест, решетка, квадрат и исландский знак Молота Тора (свастика). В более поздних гальдрставах также используются алхимические знаки и латинские литеры. Честно сказать, в поздних гальдрставах используются магические символы из очень многих традиций, не имеющих никакого отношения к Исландии. Важно, что каждый став, рисунок или рунических алфавит имеет свое название и описание, однако никогда не расшифровывается.
Заклинания и заговоры.
Существует множество записанных заговоров и заклинаний, пример тому книги Кораблева и сайт Северной славы. В принцпе, заговоры можно составлять и самому, но для этого неплохо было бы выучить язык по следующей причине: многие заклинания записывали рунами на бумаге или вырезали на рунических палочках и носили на себе (или подкладывали противнику). Существуют некоторые правила создания заговоров, но они общепринятые, тем более исландские заговоры очень напоминают славянские. Заговоры обычно не имеют рифмы, в отличии от заклинаний, которые больше напоминают скальдическое колдовство. Можно искать тексты древних заговоров и заклинаний в рукописях, можно придумывать, а можно далеко не идти и повнимательнее перечитать Эдду и саги.
Общение с духами.
Существует множество различных упоминаний о духах, призраках и различных необычных существах. Отдельно стоит выделить таких существ как эльфов (альвов) и троллей. Некоторые исландцы по сей день верят в существования отдельного народа — эльфов, которых еще называют сокрытым народом. Считается, что они живут в холмах, камнях и полях. Хождение к сокрытому народу — это отдельное искусство, и не так много осталось рецептов, как это сделать. Однако считается, что те, кто был у сокрытого народа и учился у них магии, являются самыми сильными магами.
Еще одно распространенное направление в общении с духами — это некромантия, то есть общение с мертвыми и использование их для своих целей. Скорее всего в древности общение со "своими" мертвыми (то есть родственниками) считалось нормальным, а использование "чужих" — плохой, чёрной магией. Мертвых использовали в основном для прорицаний, и для этого, возможно, резали специальные руны. Еще один способ использовать мертвых, на этот раз во вредительской магии, это "призраки-посылы", о чем свидетельствуют огромное количество гальдрставов и приемов против них. Также следует отметить немертвых драугов, скорее всего это простые неупокоенные, не дающие покоя живым. Судя по описаниям, также иногда похожи на полтергейста. Есть упоминания о том, что колдуны и скальды своим колдовством успокаивали таких драугов.
Также есть упоминания о том, как один колдун заговорил духов земли (тут имеются в виду не земли как стихии, а земли как территории), чтобы они не давали покоя его врагу покуда тот не уедет из Норвегии. Вообще к духам какой-либо земли было особое уважение, так, например, у викингов было принято снимать "ужасные хари" с носов кораблей, когда они подходили к родной земле.
Касательно троллей, с ними, судя по всему, старались не сталкиваться, так как никакой пользы от них получить было нельзя, и к томуже днем они превращались в камень. Возможно, в древние времена к ним отношения было такое же, как и к альвам (то есть как к отдельному народу).
Колдовские приемы.
Существуют разные приемы, например, для того, чтобы узнать язык птиц, но чаще всего представляют из себя деревенские приметы и обычаи (хотя есть и более жесткие, с кровью, девственницами и внутренними органами животных, что харрактерно для эпохи средневековья).
2) Сейд (seiðr).
Самое загадочное искусство не только в Исландской Традиции, но и в Северной в целом. Подробнее читайте в соответствующем разделе.
3) Скальды (kraftaskáld).
Скальдов боялись и уважали во все времена, не исключая современную действительность. Искусство так называемого силового скальда (то есть скальда-колдуна) заключается в том, что он может придумывать короткие висы-заклинания с обилием кенингов и особой внутренней рифмой (о скальдических стилях можно почитать в Младшей Эдде, но без знания языка вам это врядли пригодится). Наличие кенингов, которые не дают сразу понять о чем говорит скальд, усиляют такой тип колдовства в несколько раз. В принципе, это еще один способ обмана и шифра, которыми напичкана колдовская традиция Исландии. Интересно, что основным занятием скальда была не магия, а именно поэзия. Иногда их называют народными защитниками из-за того, что они защищали обычных людей от злых колдунов своими висами.
Интересно сравнить Исландскую Традицию с Алтайской Традицией. Алтайские кайчи — сказители, мастера горлового пения и игры на музыкальных инструментах, которые пели поразительный по красоте эпос, древние сказания о богах и героях, погружая своих слушателей в полудрему и показывая им древние сказания как по телевизору во сне, разительно напоминают исландских скальдов. А исландские гальдрамэны — черных шаманов.
(с) Сигурд Годорд Скидбладнир 2010