Часть вторая
KS – Ваша роль в качестве allsherjargoði разительно отличается от ролей других религиозных деятелей в западном мире. Вы не устанавливаете и не притворяете в жизнь доктрины, Вы не формулируете определённую теологию. Как Вы может охарактеризовать свою роль?
HÖH – Это – хорошая вещь о многобожии против единобожия. Монотеизм – одна истина для всех, но политеизм – много истин для человека. В некотором смысле, это просто смена приоритетов. В принципе, вы может верить в любых богов и богинь в любое время. Возможно, в понедельник вы нуждаетесь в Фрейе, а во вторник вам может быть абсолютно необходим Тор. Научить вас этому никто не может. Вы должны прийти к этому самостоятельно.
Я думаю, моя роль в том, чтобы научить людей с уважением относиться к этому замечательному наследию, доставшемуся нам, (которое) западет в память своей простой, но является действенным способом регулирования поведенческой этики. Я думаю, Hávamál имеет множество учений, которые важны сегодня так же, как и тысячи лет назад. Оно аналогично с Analects китайского Кофуция, которое до сих пор является лучшим из того, что вы можете использовать в жизни.
У нас нет показной правды. Это не религия откровения. У нас нет единственной истины, высеченной в камне как в иудаизме или христианстве, а позднее, и в исламе. В самом деле, почти всё зависит от нас самих.
KS – Недавно я читал описания четырёх мужчин, основавших Ásatrúarfélagið: поэт, хиппи, теософ и Nýallist. Как вы думаете, и по сей день эти элементы находят свое отражение в организации?
HÖH – Я думаю, что всё это развивается. Большое развитие было при Sveinbjörn (Beinteinsson, allsherjargoði 1972-1993). Конечно, Jörmundur Ingi (Hansen, allsherjargoði 1994-2002) тоже был очень важным человеком. Jörmundur прекрасно общался с прессой. В те времена интерес прессы был непропорционален количеству участников. Я присоединился к группе через 11 месяцев после того, как её признали официально. Я стал 36-ым участником. Мне пришлось ждать своего первого балахона два года – мы действительно ничего не делали. Я и Halldór Bragason – сейчас мы члены совета директоров – на протяжении многих лет мы были членами «молодежного движения». Ха!
Sveinbjörn говорил, что идея основания (Ásatrúarfélagið) – он начал думать о ней в начале 1960-х. Он думал «Это – мой путь. Это – то, во что я верю». Тогда, приблизительно в 1970, у нас были так называемые Дети Бога, приехавшие в Исландию. Это была христианская секта, основанная человеком, называвшим себя Моисей Давид; у него был странный характер – очень болезненный характер, как позднее выяснилось. Он посылал молодых людей раздавать листовки и говорить «Вернитесь к Иисусу», ну и всё в таком духе. Sveinbjörn смотрел на происходящее и говорил «Зачем нам нужны эти приезжие иностранцы, говорящие о возвращении к Иисусу? Почему бы нам не сказать им «Вернитесь к Тору и Одину»? В некотором смысле, это было его вдохновением.
Nýall был приверженцем теории, высказанной в странном цикле книг, написанных исландским геологом, называвшим себя Helgi Pjeturss; он был безумен. Ха! Реально, совершенно безумен. Когда вы приедете ко мне, я обязательно покажу Вам копии его стихов Эдды, потому что его заметки на полях очень странные. Helgi был поистине блестящим человеком; пожалуй, он написал лучшую исландскую прозу из всех. Halldór Kiljan Laxness – наш лауреат Нобелевской Премии – говорит, что его письмена являются просто фантастическими. Он фактически использует их в качестве символа в одной из своих книг.
Идея Helgi заключалась в том, что в тот момент, когда мы спим, мы на самом деле проживаем другую жизнь на другой планете так, как в своих мечтах о другой жизни. Было создано целое общество людей, которые встречались на протяжении десятилетий. Многие из них приезжают из области Borgarfjörður в которой вырос Sveinbjörn. Теперь это общество, приходящее в упадок – позорное, потому что они поразительно эксцентричны. Обычно каждый четверг они проводили сеансы связи с Крабовидной Туманностью и говорили с доктором Helgi, который обучал их исландскому. Одна из основ учения в том, что исландский язык – самый совершенный язык мира, поэтому они его преподают во всей галактике Млечный Путь.
Это и правда прекрасно. Однажды, когда я был там, медиум сказала «Тор здесь, и Хельги и Egill Skallagrímsson здесь». Это фантастика! Что меня всегда удивляло – это женщина-медиум, которая работала с ними по четвергам, а по субботам принимала участие в работе Национально Спиритического Общества, могла общаться и с другими (духами).
KS - Sveinbjörn Beinteinsson сказал, что одним из импульсов по созданию Ásatrúarfélagið послужило «желание о том, что б исландцы могли иметь собственную веру – и взращивать её не хуже, чем религии, принесенные из вне».
HÖH – Да.
KS - Вероятно, это связано со временем Детей Бога.
HÖH – Да.
KS – Чувствуете ли Вы, что Ásatrú – в том виде, в каком она практикуется в Исландии – есть определённо исландское национальное движение, основанное на Эддах и сагах, или вы считаете, что оно имеет принципиальные связи с поклонением Водану и Донару в Германии, Водену и Тунору в Англии, и другими формами язычества, существовавшими в Северной Европе во времена дохристианства и пан-германской религий?
HÖH – Вот как всё это закончилось в Исландии. Мы знаем, что много героических поэм было рассказано по всей Северной Европе, а у нас есть рунические камни, показывающие Сигурда и Дракона. Многие из этих поэм были универсальными. Wessobrunn – старые немецкие молитвы, известные нам – содержат Völuspá: «ero ni uuas no ufhimil» («нигде не было земли, ни неба над»). Разные варианты найдены в Heliand, рунические камни в Швеции и рунические staff’ы в Дании – это всё указывает на рассредоточение фразеологии и идеи.
Мы знаем, что многие идеи - и многие поэмы – были известны в Северной Европе. Есть много названий в Швеции, которые показывают нам бога Ullr’а. На самом деле мы ничего не знаем о нем, кроме того, что существует кённинг для щита, называемый Ullar skip («Корабль Ullr'а»), на исландском языке – а так же Ullar askur и Ullar sundvigg. Ему, кажется, поклонялись в некоторых областях Швеции. Мы знаем, что здесь было много божественного, с записанными об этом краткими или совсем крошечными история, но некоторые названия мест в Дании или Швеции показывают, что там их почитали больше, чем здесь.
В каком-то смысле это религия, которая существовала во всей Северной Европе. Печально, что осталось так мало, чтобы двигаться дальше, ведь большинство источников исчезло. У нас есть небольшой отрывок молитвы Merseburg на немецком, в котором есть ссылки на Одина, у нас есть рунические надписи, рассказывающие о Logaþore, и тому подобное. Эти отсылки незначительны, но они могут стать более продуктивными, если мы обратимся к некоторым родственным религиям; в старой персидской религии есть миф о Yima, аналогичный мифу о Имире – и Yama/Yami в индуизме.
Кроме того, в индуизме есть Индра – индоевропейский родственник Тора – победитель Дракона. Очень интересно посмотреть на эти пересечения. Из индуизма появляется буддизм, который становится своего рода первым протестным движением в пределах индуизма. Конечно, он превращается в нечто другое. Рассматривать некоторые словесные выражения и размышлять над ними – хороший способ понять, что мы имеем.
Тибетский буддизм есть слияние национальной исконно присущей религии Bönpo – которая является национальной шаманской традицией – и наступающего буддизма. В нём мы имеем множество природных божеств, которые сильно схожи с нашими vættir. Так же, в Тибетском Буддизме есть dakinis, сидящий верхом на лошади и собирающий умерших людей, и это очень похоже на наших валькирий, и всё в таком роде. Есть множество пересечений, которые вы можете изучить для лучшего понимания того, что мы имеем сейчас.
KS – Как Вы думаете, развитие того, что сейчас называется Ásatrú, находилось под влиянием норвежских связей с шаманизмом саамов?
HÖH – Я думаю, есть большая связь с саамскими традициями. Lapp – уничижительное название; они хотели бы называть себя саамами. Lapp – это тот, кто носит испещрённые одежды. Это шведский термин. В исландском языке для Leppurимеется аналогичный смысл – устрашающие одежды.
Есть замечательная книга, написанная Hermann Pálsson, в которой рассказывается множество историй о нашей связи с Финляндией и Finnmark, находящейся на севере Норвегии. Там показано, что были браки с людьми оттуда. Получается, что самые старые истории о магии и волшебных практиках связаны с финнами.
Одна из наших старейших и красивейших од – ода, которую мы до сих пор используем в обществе Ásatrú – называется Tryggðamál. Вы найдетё её в Саге о Греттире (в искажённой форме), найдете в Staðarhólsbók, найдете в Jónsbók. Эта ода рассказывает (как) вы будете держать своё слово до тех пор, пока земля вертится, снег падает, корабль плывёт, а финн едет на лыжах.
Вначале идет Клятва («Я буду стойким…»), а затем – перевод очень грубый:
Пока огонь горит
Земля плодоносит,
Ребёнок (который может говорить) призывает свою мать,
А мать рождает своё потомство,
Человек возжигает огонь,
Корабль плавно скользит,
Щиты вспыхивают,
Солнце светит,
Финн едет на лыжах,
Хвойный лес растёт,
Сокол летит
Весенним днём
И легкий ветерок несет его
Под оба крыла,
Вселенная вращается,
Мир неизменен,
Ветер дует,
Вода вливается в океан,
Мужчина сеет своё семя (зерно).
То есть, речь идет о вечных вещах – о том, что будет продолжаться вечно – это показывает вам, что люди на самом деле благосклонно относились (к финнам).
KS - Dagur Þorleifsson описал Ásatrú как движение возврата к природе с уходом от отрицательных аспектов индустриальной цивилизации. Это напомнило мне Nature Boys («Мальчиков Природы»), германских и германо-американских прото-хиппи, вдохновивших Германа Гессе. Вы не знаете, не было ли обмена подобными идеями между Исландией и Германией в начале ХХ века?
HÖH – Это очень забавно, потому что у вас на рубеже ХХ века, и даже чуть ранее, было движение хиппи. У вас была колония художников в Монте Верита («гора правды»), как они её называли, где все были нудисты, свободомыслящие, гомеопаты и все люди, погруженные в восточную религию, и тому подобное.
Я пытался проследить некую связь. Там могут быть небольшие пересечения, потому что сестра Helgi Pjeturss была замужем за германским аристократом, который был тесно связан с семьёй Ницше и многими радикалами. Helgi переписывался со многими странными людьми –находящимися как в Германии, так и в Англии. Когда он не смог найти издателя для опубликования части свои работ, они опубликовались в The Occult Review («Мистическое Обозрение») в 1920 и 1930 годах в Англии. Я думаю, с уверенностью можно предположить, что Helgi в своё время контактировал с этими странными людьми, но я не думаю что это оказало какое-то влияние на ранних стадиях развития Ásatrú.
KS – исландский лютеранский епископ Sigurbjörn Einarsson был в молодости язычником и Nýallist, но стал ярым противником предоставления Ásatrúarfélagið правительственного признания как религиозной организации в 1970 году? Как сегодня складываются отношения между Ásatrúarfélagið и другими религиозными организациями в Исландии?
HÖH – Фактически, очень даже хорошо. У нас был довольно таки странный период примерно в 2000 году, когда праздновалось тысячелетие принятия христианства в Исландии и наш бедный епископ - Karl Sigurbjörnsson, сын Sigurbjörn’а – выставил себя в глупом положении, пытаясь говорить прямо о своем к нам отношении. Это вышло действительно ужасно, и симпатии публики сместились. Тогда первый поток людей начал присоединяться к обществу Ásatrú.
KS – Именно тогда число участников начало расти?
HÖH – Да. Мы очень признательны за это. Ха! Какое-то время он был легким параноиком по отношению к нам, но сейчас между нами очень сердечные отношения. Мы очень хорошо контактируем.
Кроме того, мы являемся частью межрелигиозной группы, на встречах которой идет речь об этике и о том, как мы можем предотвратить ненависть между различными религиозными организациями. Я провёл много совместных религиозных церемоний со священниками из государственной лютеранской церкви, и так же провел несколько церемоний со Свободной лютеранской церковью, которая отделилась от государственной. Если я не ошибаюсь, это произошло в 1980 году. Они являются наибольшей конфессией за пределами государственной лютеранской церкви – я думаю, более 8000 человек. Мы стараемся наводить мосты, вместо того, чтобы строить стены.
KS – американская группа Ásatrú полна решимости создать собственную версию католической церкви.
HÖH – Да.
KS – У них есть Nine Noble Virtues («Девять Возвышенных Добродетелей») вместо десяти Заповедей, а так же у них есть стандарт вероисповедания и ритуальной практики. На Amazon можно заказать их буклет в мягкой обложке, из которого можно узнать, как стать язычником за 10 легких шагов.
HÖH – Да.
KS – Когда я гостил у членов Ásatrúarfélagið здесь в Рейкьявике, то наблюдал большое разнообразие верований и интерпретаций среди участников. Как Вы думаете, это разнообразие взглядов и отсутствие стандартных догм – наследие независимо мыслящих поселенцев Исландии времен древних Саг или это отражение различий в духовных отношениях между пост-религиозным европейским мышлением и евангелистской американской идеей истинной веры?
HÖH – Если Вы посмотрите тем же способом, каким люди взирали на своих богов – они могли насмехаться над своими богами, как в Lokasenna, получая от этого огромное удовольствие, например, когда Локи говорит об Одине как о трансвестите, о том, что Один стучит в барабаны, и как некоторые говорят, трахает многих мужчин. Это - полная непочтительность. В то же самое время люди чувствовали себя хорошо рядом со своими богами. Они были друзьями. Они не Другие – они ничем не отличаются от нас.
Это религия и тип веры, который есть у нас в Исландии. Мы никогда не были добрыми христианами. Все наши епископы женились, все наши священники были женаты даже в так называемые католические времена. Рим присылал гневные письма, в которых говорилось «Почему бы вам просто не перестроиться и не начать делать так, как вам говорят?». Они отвечали «Если вы послали это письмо 50 лет назад, то корабль, несомненно, потерялся в море. Мы никогда его не получали. Так что…». Ха! Таким способом мы практикуем религию ещё со времён урегулирования.