Стремительно приближается следуюющая сильная точка года. Давайте посмотрим, что нас ждет.
Лугнаса или Лугнасад, кельтский Ламмас, скандинавский Фрейфакси – праздник первого урожая, справляемый с 31 июля на 1 августа. Это праздник выпечки первого хлеба из первой порции годового урожая. Силы Жизни начинают идти на убыль, и земля отдаёт то, что в нее вкладывали в начале лета .Название праздника Лугнаса просиходит от имени кельтского бога магии и поэзии Луга (аналога Одина в части его ипостасей). Некоторые группы Асатру в эти дни почитают Локи и Сигин (31 июля) и Одина и Фригг (1 августа).
Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая. Символом Фрейфакси является испеченный хлеб в виде круга, символизирующий Колесо или Солнце, и конь, символ сбора урожая и приближения сил Смерти.
Но не стоит забывать, что в прошлом это время было не только началом сбора урожая, но также концом сезона битв. Воины, пережившие лето набегов и торговли, возвращались домой с урожаем золота и славы, которую они завоевали, готовились сложить оружие и приступить к работам по заготовке пищи на зиму.
Таким образом, у славянских, кельтских и скандинавских народов, вне зависимости от различий климатических, мы видим два магических состовляющих праздника: воинские игры и первый урожай.
В Исландии это было время ярмарок: мастера продавали свои изделия, а земледельцы первые плоды своих трудов. Эти ярмарки были особенно примечательны спортивным состязанием – боем лошадей . От этого вида спорта и произошло название Фрейфакси, что в переводе означает «грива Фрейра». Так звали одну из самых знаменитых лошадей в Исландии, жеребца , которого Hrafnkell , годи Фрейра , посвятил своему Богу. Бой лошадей, возможно, был сам по себе ритуальным актом и имел религиозное значение. Лошадь, как известно, является животным как плодородия , так и смерти, и таким образом очень подходит для обрядов в период сбора урожая. Лучшая лошадь становилась главным персонажем на протяжение всего праздника
В Норвегии по поведению коней в битве судили о предстоящем урожае. Считалось, что если «лошади кусаются хорошо, это предвещает богатый урожай».
Кроме ярмарок и всеобщего веселья в это время решались и серьезные вопросы. Так именно в этот период собирались Альтинги: общие собрания, на которые съезжались представители всех семей и годордов. На Альтингах решались проблемы государственного масштаба, устраивались суды и торги, заключались сделки и давались клятвы.
В “Практической магии в Северной традиции”, Найджел Пенник упоминает, что Праздник Хлеба был также временем особого почитания колодцев и других священных источников воды.
Обряд Фрейфакси
(по версии общины Рагнар)
Обряд проводится на открытом воздухе. Желательно чтобы рядом был водоем, источник или колодец. В центре места празднования должен быть сложен костер. Зажигать его следует от заранее приготовленного огня, добытого с помощью солнца либо трения. Также понадобится рог, пиво, священная чаша, кропило (им могут быть несколько колосьев связанных вместе). Кроме этого необходим испеченный вручную хлеб: один средних размеров (можно в форме коня) и несколько маленьких, желательно в форме кольца или колеса (в первом случае символ солнца, во втором – годового колеса, мирового порядка), ленточки для подвешивания маленьких хлебов, несколько колосьев (пшеница, рожь, ячмень. Если колосьев много, можно связать из них венки), и небольшой сноп. Все принадлежности сложены рядом с костром. Пиршественный стол накрыт неподалеку.
1. Годи освящает место Молотом Тора
2. Вступительное слово:
Асы и Асиньи! Ваны и Альвы! Боги и богини нашего народа! Духи земли, воды, воздуха и огня, поля и леса! Приветствуем вас! Подобно нашим предкам мы собрались воздать вам почести, в знак верности вам. Приветствуйте тех, кто собрался здесь! (по кругу передается рог, каждый из присутствующих по очереди называет свое имя и говорит «приветствую вас», отпивая из рога и передавая дальше. Пока рог идет по кругу, зажигается костер. В конце рог возвращается к годи, тот выливает половину оставшегося на землю, половину - в костер)
3. Годи говорит:
Боги и богини Асгарда! Придите к священному костру! Будьте с нами на нашем празднике!
Мы славим тебя, Один, мудрейшего из всех в 9 мирах, господина рун, всеотца и нашего учителя! Хейль, Один!
Мы славим тебя, Тор, бога громе, бесстрашного и непобедимого защитника людей и асов! Хейль, Тор!
Мы славим тебя, Локи, бога огня, сила которого одновременно и может и погубить, и дать жизнь и тепло. Хейль, Локи!
Мы славим тебя, Бальдр, прекрасного ликом и чистого душой! Хейль, Бальдр!
Мы славим тебя, Фрейр, щедрего бога урожая и плодородия, приносящего в наши дома достаток и процветание. Хейль, Фрейр!
Мы славим тебя, Ньерд, бога моря и соленых ветров, твоя сила и мудрость не знает границ. Хейль, Ньерд!
Мы славим тебя, Тюр, однорукого бога войны. О твоей справделивости и честности слагаются легенды. Хейль, Тюр!
Мы славим тебя, Хейемдаль, зоркого стража радужного моста, пока ты стоишь на страже, в наших мирах не произойдет непоправимого! Хейль, Хейемдаль!
Мы славим тебя, Браги, бога всех скальдов и поэзии, твое красноречие заставляет биться наши сердца быстрее и вдохновляет нас на подвиги. Хейль, Браги!
Мы славим тебя, Ули, меткого бога лучников, Хейль, Уль!
Мы славим тебя, Видар, молчаливого, но справедливого бога. Хейль, Видар!
Мы славим тебя, Вали, справделивого бога мщения, от твоего гнева не скрыться убийце твоего брата. Хейль, Вали!
Мы славим Вас Асиньи: мудрую Фригг (Хейль, Фригг!), щедрую Фрейю (Хейль, Фрейя!), молодую Идунн (Хейль, Идунн!), золотую Сиф (Хейль,Сиф!)! Мы славим всей асиней вместе с Вами!
Мы славим всех жителей Асгарда! Будьте с нами сегодня, будьте с нами всегда! Пусть сила ваша и мудрость не оставит нас!
4. Годи говорит:
Летнее солнце на убыль идет
Земля всем подарки свои раздает
Фрейр владенья обходит
Радуясь первому урожаю
Летнее солнце на убыль идет,
Плоды созрели, юноши возмужали –
Боги дали им силу и мудрость, на труд и на битву
Во славу родной земли
Летнее солнце на убыль идет
Сверкает Молот над золотыми полями
Тор хранит свою златовласую жену,
Мьельнир освящает колосящиеся поля
Дающие Хлеб (обращаясь к земле), Берегущие Хлеб (обращаясь к небу), Собирающие Хлеб (обращаясь к народу)!
Приветствуем вас
С колосьями, хлебом и пивом!
5. Годи наполняет рог пивом, чертит на нем Солнечный круг, говоря:
Фрейр и Фрейя, Нертус и Ньерд! Ваны, взгляните на наш урожай – вы и все те, кто помогает выращивать зерно.
6. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять, чертит на нем Молот Тора и говорит :
Тор, Хеймдаль и Тюр, Моди и Магни, Видар и Вали! Славные воины, освятите сбор урожая – доведите нашу работу до конца, отгоните все беды прочь!
7. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять , чертит на нем Валькнут и говорит :
Всеотец, благодарим тебя за победы, дарованные нам тобой в течение этого лета! Пусть дух твой не оставит нас.
Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем, в священную чашу.
8. Годи говорит :
Время разделить первый урожай. Все достижения и победы да будут разделены поровну между людьми, богами и духами.
С этими словами он вручает каждому хлеб. Затем говорит:
Боги и богини нашего народа! Духи полей, лесов, вод и синего неба! Примите наши дары от урожая, выращенного при вашем участии, помощи и защите!
Годи берет четыре хлеба и втыкает в каждый по стеблю зерна - один вешает на дерево, другой кладет на землю (камень), третий бросает в воду, четвертый - в костер . Каждый из присутствующих берет хлеб и вешает его на дерево.
9. Годи берет сноп, ставит его на открытое место и говорит:
Вот первый сноп, собранный в этом году. Оставляем его здесь для коня Одина, для вепря Фрейра, для козлов Тора. Так делали наши предки, так делаем и мы.
Присутствующие могут взять по колоску из первого снопа и сохранить как оберег, положив что-нибудь в сноп взамен.
10. Годи поднимает чашу и произносит :
Славим дары, славим дающих, славим всех Богов и Богинь! Пусть урожай будет богатым, народ – вольным, а сердце – радостным!
Годи опрыскивает сноп, воздух, воду, огонь, дары на деревьях, всех присутствующих людей.
Друзья! Помните, что во время Фрейфакси стоит начинать готовится к "сбору урожая", то есть подходит то самое время, когда человек начинает "пожинать" то, что "посеял". Впереди еще много работы, ведь недостаточно вырастить урожай, нужно его еще и собрать, однако "летняя активность" уже подходит к концу. Считается, что это самое лучшее время для прохождения инициаций, перехода в другое состояние (например продвижение по службе, новая должность и прочее).
Взято отсюда http://vereteno-frigg.livejournal.com/10357.html#cutid1