Тавлеи (тафл, фидхелл, хнефатафл) были издавна известны в Европе, но самыми ярыми поклонниками и распространителями этой игры оказались скандинавы, причем играли в тавлеи не только конунги и их супруги, но и простые воины.
Существует много упоминаний о хнефатафле в старой норвежской литературе от Поэтической оды (эдды) до Оркнкйских, Гренландских, Фрихских саг. И другие. Чаще всего это были упоминания о шахматных фигурах, откуда мы знаем, что у них были короли и пешки. Иногда тафлом называли сам стол для игры. Иногда говорили стол- зуб, т.к. он украшался моржовой костью.
Наиболее раннее упоминание об игре появилось в Волюспе 60. Ригхстула говорит о благородном ребенке Эрле, учащемся плавать и играть в тавлеи. Из Херварарской саги нам известно два вопроса из игры в загадки между Одинном и королем Хедриком: "Кто эти девушки , которые дрались без оружия за своего лорда, черные- в защите и белые в нападении? (ответ: шахматные фигуры), и другая:" Кто это чудовище, которое убивает толпы? У него 8 рогов, но нет головы?(ответ: фигура(хне фи) короля). Мы также знаем, что женщины тоже играли в хнефатафл . Об этом говорится в "Саге о Гуннлауге змеином языке", где Гуннлауг играет в тавлеи с Хельгой Торстейнсдаттер, внучкой Эгиля Скалгримсона. "Сага о Фритьофе" описывает игру между Фридтофом и Бьерном. Далее приводится их разговор.
"Как только им потребовалось подкрепление, они послали Хилдинга, их отчима, во Фридтжоф с просьбой присоединить отряды королей. Кода Хилдинг пришел , Фридтов играл в тавлеи. Он сказал "Наши правители послали меня просить тебя присоединиться к ним в войне против короля Хринга, который хочет напасть на их королевство безжалостно и несправедливо." Фридтов ничего не ответил , но сказал Бьерну, с которым он играл: "Это слабое место , брат: но твоя нужда ничего не изменит. Лучше я пойду против красной фигуры., чтобы посмотреть, как она защищена." Хилдинг опять заговорил : "Король Хелги послал меня сказать, что ты должен пойти этим путем, или твоя слабость доставит трудности и страдания, когда они вернутся." Бьерн сказал: "У тебя есть 2 пути спасения, брат". Фридтоф сказал: "Сначала следует пойти против этой фигуры(хнефи) и это будет простой выбор".Хилдинг не получил ответа на свое поручение. Он быстро вернулся к своим королям и рассказал им о Фридтофе. Они спросили, какой смысл он вкладывал в эти слова. Хилдинг сказал: " Когда он говорил о слабом месте , он имел ввиду ваш путь; Слова о белой фигуре относились к вашей сестре Ингебьерг. Вам нужно лучше присматривать за ней. И когда я обещал ему неприятности от вас , Бьерн согласился с этим вариантом, но Фридтов сказал, что фигура сама сначала должна бть атакована, имея ввиду короля Хринга."
Вкратце, происхождение хнефатафл можно объяснить следующим образом: в Риме была известна греческая петея. В начале эры в Кушанской империи были изобретены шахматы (шатранг). Дипломаты Кушана тоже посещали Рим и могли перенести шахматную идею. Благодаря ей петея трансформировалась в латронкули, появляется фигура “орел” (aquila), аналогичная шахматному королю, которую надо окружить с четырех сторон. Китай тоже посылал своих дипломатов в Рим, и они могли бы показать римским аристократам Го. При объединении идеи латронкулей и Го появилася гибрид хнефатафл (tavola reali?!). Военная символика этой новой игры относится к Троянской войне, и известна версия Геродота, что петея была создана фракийцем Паламедом во времена осады Трои. Поэтому в этой игре общий план осады при расстановке камней намекает и о Троянской войне, и напоминает идею окружения в Го. Дальше игра попадает в культуры нордических народов.
Хнефатфл играется на доске 19х19 линии, 361 пунктов - настоящий гобан. Камни стоят на линии пересечения и движутся как ладьи. В центре доски находится царь (хнефи) или “царский камень”. Камни снимаются при окружении с обоих сторон. Царь матируется, когда он заблокирован с четырех сторон, отнимаются его свободы, как в Го. Царь спасается, дойдя до одной из четырех точек в углах доски.
Хнефатафл по своей красоте является самой красивой несимметричной игрой. На доске находятся вначале 73 камня – один царь (примариус вир) в центре, его берегут 24 защитника (вири), и все они окружены 48 нападающими (хунны, knobs).
Недвусмысленное название атакующих фигур – “хунны” ассоциируется с Востоком. Все другие разновидности этой игры появляются позже, имеют меньшие доски 13х13, 11х11, 9х9, 7х7 и играются в квадратиках.
Самый древний фрагмент доски 19х19 был обнаружен в Дании (Вимосе), датируемый Римской эпохой - 400 г. (Sten Helmfrid). В скандинавском эпосе говорится, что викинги познакомились с шашками (хнефатафл) в начале нашей эры, что соответствует взгляду, что шашки, т.е. Го (?), попали в Европу благодаря византийским торговцам, которые, в свою очередь, принесли игру с Востока (В. Голосуев). Самое старое описание хнефатафл находится в Corpus Cristie Manuscript с 1042 г., найденном в Ирландии, где игра представлена латинским названием “Алеа Еванжели” (Alea Evagelii). Игра была известна и на столетие раньше в Англии. Доска 19х19 с 1880 г. была найдена в одной затопленной карабаль-гробнице в Гокстаде, где был похоронен король IX века Олаф Геирстат-Алф.
Вот базовые правила любых форм тавлей
1. Король и его люди, обычно, черные( согласно сагам, но белые в Таблюте) и всегда превосходят числом атакующих.
2. Король не может участвовать в захватах.
3. Обычно, сторона короля ходит первая.
4. Все движения - по прямой (как ладья).
5. Фигуры не могут перепрыгивать другие фигуры и занимать те же самые клетки.
6. Фигура съедена , когда противник занимает две соседние клетки в ряду или колонке(диагональные клетки не учитываются), исключая короля , кот. должен быть окружен с 4 сторон.
7. Королевская сторона выигрывает, когда король доходит до края доски . Атакующие выигрывают, когда съедают короля.
Варианты тавлей.
1. Таблют
Лапландская игра, играющаяся на доске 9х9, использующая правила, приведенные выше. Белый король плюс 8 белых фигур ( шведы) и 16 темных фигур( московиты).
Положение на доске:
. . . M M M . . .
. . . . M . . . .
. . . . S . . . .
M . . . S . . . M
M M S S K S S M M
M . . . S . . . M
. . . . S . . . .
. . . . M . . . .
. . . M M M . . .
К - Кроль(белый)
S - шведы
М - московиты
2. Tawl - bwrdd
Вариант из Уэлса. Играется на доске 11х11, у которой 2-я, 4-я, 6-я колонки затемнены. Tawl - bwrdd литературно называется "через доску", т.к. в нее играли , используя один кубик( обычно, прямоугольной формы, с точками на 4 сторонах , а не на 6, как сейчас). Перед ходом каждый игрок должен бросить кубик: если выпало нечетное число, то игрок имеет право сделать ход. Но, если выпало четное, игрок должен пропустить свою очередь. Король и 12 королевских людей, 24 атакующих( цвета сторон не указаны). Роберт ап Ифан в 1587 так описал эту игру.
В игре должны быть король в центре и 12 фигур рядом с ним; и 24 ожидают того, чтобы его съесть. 2 игрока двигают фигуры, и если принадлежащий королю окажется между атакующими, то он погиб. То же самое, если атакующий окажется между людьми короля.
. . . . A A A . . . .
. . . . A . A . . . .
. . . . . A . . . . .
--- --- --- --- --- D --- --- --- --- ---
A A . . D D D . . A A
A --- A D D K D D A --- A
A A . . D D D . . A A
--- --- --- --- --- D --- --- --- --- ---
. . . . . A . . . . .
. . . . A . A . . . .
. . . . A A A . . . .
-------- - затемненные ряды
. - обычные ряды
К - король
D - защищающийся
А - нападающий
3. Хнефа - тавлеи:
известный просто как талеи до привнесения шахмат, которое сделало необходимым различение 2-х типов настольных игр. Доска 13х13. Периодические источники(например, Херварарская сага) предполагают, что король и его люди были темные , а атакующие были светлые. Отсюда: использовались король плюс 12 темных фигур и 24 белых атакующих.
. . . . W W W W W . . . .
. . . . . . W . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . B . . . . . .
W . . . . . B . . . . . W
W . . . . . B . . . . . W
W W B B B K B B B W W
W . . . . . B . . . . . W
W . . . . . B . . . . . W
. . . . . . B . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . W . . . . . .
. . . . W W W W W . . . .
К- темный король
B - защищающийся
W- атакующий
4. Алеа Евангелии:
форма тавлей в Саксонской Англии и зафиксирована в 122-м манускрипте. Самая большая из игр типа тавлеи, 19х19. Некоторые полагают, что организация фигур отображает морскую битву, с королевским кораблем, защищаемом 24 белыми кораблями и флотилией 48 темных атакующих. Только королевский корабль мог занимать конакис (центральный квадрат) или проходить через него.
. . B . . B . . . . . . . B . . B . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
B . . . . B . . . . . . . B . . . . B
. . . . . . . B . B . B . . . . . . .
. . . . . . B . W . W . B . . . . . .
B . B . . B . . . . . . . B . . B . B
. . . . B . . . . W . . . . B . . . .
. . . B . . . . W . W . . . . B . . .
. . . . W . . W . W . W . . W . . . .
. . . B . . W . W K W . W . . B . . .
. . . . W . . W . W . W . . W . . . .
. . . B . . . . W . W . . . . B . . .
. . . . B . . . . W . . . . B . . . .
B . B . . B . . . . . . . B . . B . B
. . . . . . B . W . W . B . . . . . .
. . . . . . . B . B . B . . . . . . .
B . . . . B . . . . . . . B . . . . B
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . B . . B . . . . . . . B . . B . .
К - король
W - защита
B - атака
использовались материалы http://velizariy.kiev.ua/avallon/igra/k ... c-land.com