Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » МИСТЕРИИ СЕВЕРА » Исландские праздники


Исландские праздники

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Согласно старой исландской традиции, Первый День Лета может считаться началом года. Приходящийся на четверг между 19 и 25 апреля (9–15 апреля до 1700 года), этот день известен из самых ранних исландских документов.

Как упоминалось во введении, год делился на лето и зиму, и люди считали свой возраст не в годах, а в зимах. Римский двенадцатимесячный календарь стал применяться мирянами в Исландии не ранее конца XVIII века.

Первый День Лета является также первым днём месяца Харпа (harpa). Происхождение этого названия неясно; возможно, оно имеет отношение к неприятной весенней погоде, но традиционно его истолковывают как имя молодой девушки. В то время как месяц Торри (Þorri) был мужчиной, а Гоа (Góa) — женщиной, Харпа иногда называлась их дочерью. И так как название месяца Харпа повсюду связывали с именем девушки, неудивительно, что Первый День Лета стали связывать с девушками. В первый день месяца Харпа, также известный как День Девушек (yngismeyjardagur), парни должны были поздравлять девушек и быть особенно вежливыми и внимательными к ним. Девушки отвечали тем же в День Парней (yngismannadagur), первый день месяца Einmánuður. День Святого Валентина (14 февраля) был неизвестен исландским влюблённым, но День Девушек и День Парней выполняли почти те же функции.

Хотя в исландских сагах изредка упоминаются празднества в начале лета, нет прямых доказательств общественных собраний в этот день до XVIII века. В большинстве случаев Первый День Лета отмечался особенно щедрым угощением для всех домочадцев. На северо-западе страны делали специальные летние лепёшки — большие лепёшки из ржаного хлеба, на которых собиралась различная еда.

Самые ранние упоминания обычая делать подарки на Первый День Лета относятся к XVI веку. До XIX века Летние Подарки дарили чаще, чем рождественские. Обычно это были подарки от родителей детям, от мужа — жене, и наоборот, или от хозяина — слуге. Несмотря на то, что с распространением праздников с подарками (дни рождения, Рождество и т. д.) этот обычай стал менее известен, исландцы до сих пор неизменно обмениваются пожеланиями «счастливого лета» (Gleðilegt sumar!).

0

2

Хотя лето в Исландии в любом случае начинается позже третьей недели апреля, в старых сельскохозяйственных общинах обычно совершали обряд символического начала работ летнего периода, к примеру, разбрасывая на полях немного удобрений. Это была единственная работа, которая делалась в этот всеобщий праздник. Домашним животным также давали почувствовать лето, на несколько часов выгоняя их из загонов и сараев поразмять копыта, если позволяла погода.

Хотя Первый День Лета, конечно, не религиозный праздник, люди в Исландии праздновали этот день вплоть до 1744 года, когда это было запрещёно королевским указом.

Веками Первый День Лета был в основном детским праздником. Дети с соседних хуторов часто собирались поиграть вместе, и их, как правило, не заставляли работать в этот день. В начале XX века в Первый День Лета начали устраиваться организованные праздники для детей, и в 1921 году в Рейкьявике был проведён первый официальный День Детей. Сейчас этот праздник сопровождается различными гуляниями и развлечениями на открытом воздухе почти во всех населённых центрах. Первый День Лета является также «днём флага» (fánadagur), официальным праздничным днём.

Перелётные птицы считаются в Исландии вестниками лета, например, золотистая ржанка и кроншнеп. Хотя золотистая ржанка может прилететь до выпадения последнего снега, лето единодушно считалось наступившим, когда показывались кроншнеп или бекас.

Обычно считалось хорошим предзнаменованием, если лето и зима «мёрзнут вместе», т. е. если был мороз в ночь перед Первым Днём Лета. Чтобы узнать, опускалась ли температура ниже точки замерзания, в укромном месте оставляли тарелку с водой.

С Первым Днём Лета связан весёлый обычай предсказывать судьбу по летней луне (т. е. полнолуние после Пасхи). Посмотрев на первое полнолуние лета, нужно помолчать и ждать, пока к тебе обратятся. То, что будет услышано, предскажет хорошее или плохое. Широко известна история про молодую девушку, которая недавно была помолвлена. Она увидела летнюю луну, а когда села на ветхий стул, кто-то сказал ей: «Осторожно, он ненадёжен». Тем же летом возлюбленный её бросил.

Источник: книга Аурни Бьёрнссона “High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna” [HIGHDAYS]

© Перевод с английского: Тим Стридманн

0

3

Начало Зимы
(Vetrarkoma)

Согласно древнеисландскому календарю, зима начиналась в субботу после 26-й недели лета, 21–27 октября (11–17 октября до 1700 года). Так как лето начинается в четверг, и, соответственно, заканчивается в среду, то до официального начала зимы остаётся два дня. Они известны как Зимние Ночи (vetrarnætur). Выражение «Зимние Ночи» также использовалось, менее конкретно, для обозначения периода в начале зимы.

По старой северной традиции, начало зимы было временем празднований, так как на зиму забивался скот и было в изобилии свежей пищи и напитков. Празднования, пиршества и игры, проводимые во время Зимних Ночей, упоминаются во многих исландских сагах.

Наверное, принятие христианства уменьшило роль этих языческих празднеств, и в сагах XII–XIV веков собрания в Зимние Ночи не упоминаются. Однако это было любимое время для проведения свадеб — изобилие свежей еды позволяло легко прокормить множество гостей.

Церковь постоянно пыталась избавиться от старых языческих праздников и заменить их христианскими. В случае Зимних Ночей, скорее всего, языческие празднества в начале зимы заменил День Всех Святых (1 ноября).

В различных фольклорных публикациях с конца XIX века упоминается так называемый День Овечьих Голов (sviðamessa). Этот праздник проводился в конце времени забоя скота; мясо вместе с потрохами, кровяной колбасой и т. д., приготовляли первыми, а овечьи головы оставляли напоследок, потому что они хранились лучше. Когда кладовая была уже полна солёными, копчёными и маринованными продуктами на зиму, овечьи головы обжигали, затем варили и подавали на стол в праздник овечьих голов. Головы, которые не съедали свежими, мариновали или коптили, чтобы съесть позже, зимой.

День Овечьих Голов проводился в Первый День Зимы или позже, на День Всех Святых (1 ноября); обычай, похоже, отличался в разных регионах.

В некоторых районах страны начало зимы отмечалось таким небольшим удовольствием, как кофе и пирожные; иногда в Последний День Лета устраивали танцы. В епархии хоуларского епископа на севере народ праздновал Первый День Зимы, пока это не было запрещено королевским указом в 1744 году.

Самым важным обычаем, привязанным к началу зимы, было предсказание погоды на зиму. Известно много способов предсказания погоды, некоторые из них связаны с поведением животных.

Если полевые мыши начинали рано рыть свои норы для зимовки или искать прибежища на хуторе, это указывало, что зима будет суровой. Также, по общему мнению, мыши рыли норы со входом, направленным от грядущих преобладающих ветров.

Другие приметы суровой зимы включали: ранее отбытие мигрирующих птиц, снежные овсянки, собирающиеся вокруг хуторов, и куропатка в белом зимнем оперении в начале осени. Если мигрирующая золотая ржанка оставалась на осень, можно было ожидать тёплую зиму.

Хорошо известно искусство чтения погоды по Млечному Пути, хотя оно и покрыто тайной и суевериями. Один из источников Национального Музея сообщает:

Были старики, утверждающие, что умеют читать по Млечному Пути. Выйдут они, бывало, в звёздную ночь, предпочтительно после Зимних Ночей, посмотрят на небо, мудро и важно, но скажут очень мало, так что люди почти ничего не узнавали.

Как сообщают, лучше всего читать по Млечному Пути в октябре, между Михайловым Днём и Днём Всех Святых. Читать следовало с востока на запад: светлые пятна означали сильные снегопады или суровую погоду, тёмные — хорошую, тёплую погоду.

Чтение предзнаменований по селезёнке овцы, похоже, было относительно широко распространённым обычаем. Конкретные способы различались. Иногда в селезёнке делали некоторое количество разрезов, и потом оставляли её на сутки. Если разрезы раскрывались, это было признаком хорошей погоды. В других областях, некоторые члены семьи с завязанными глазами разрезали селезёнку на четыре или шесть кусочков, которые означали различные периоды зимы. Чем больше кусок, тем сложнее должен быть соответствующий период зимы.

Использование селезёнки для чтения предзнаменований интересно в свете того, что это — один из немногих органов овцы, у которого нет практического применения; тем не менее, применение было найдено. Подобные способы чтения предзнаменований по селезёнке также существовали на Шетландских и Оркнейских островах.

Предзнаменования также читались по внутренностям первой убитой осенью овцы: наполненные участки кишок указывали на хорошую погоду, пустые означали суровые условия.

Источник: книга Аурни Бьёрнссона “High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna” [HIGHDAYS]

© Перевод с английского: Тим Стридманн

0

4

Аурни Бьёрнссон
День Всех Святых
(Allraheilagramessa)

День Всех Праведников, или День Всех Святых, 1 ноября, посвящён всем тем Святым, для почитания которых специальных дней не предусмотрено. В англоязычных странах современный праздник Хеллоуин (Hallow’en), как видно из названия, отмечается в канун Дня Всех Святых. Этот обычай в Исландии не распространён.

Изображение

День Всех Святых, как один из основных церковных католических праздников, известен в Исландии с давних времён как allraheilagramessa. Празднование проходило в церквях долгое время после Реформации, вплоть до 1770-х годов. Средневековые сборники законов предписывали в День Всех Святых раздавать милостыню беднякам. Эта традиция, возможно, связана со следующим днём, днём поминовения.

День Овечьих Голов (sviðamessa) был древним обычаем, связанным с началом зимы, когда отмечали окончание забоя крупного рогатого скота к зимнему периоду. День Овечьих Голов, изначально праздник языческий, скорее всего, был запрещён Церковью, сдвинут во времени и совмещён с церковным праздником — Днём Всех Святых. О том, когда именно отмечался этот праздник, до сих пор нет единого мнения.

Источник: книга Аурни Бьёрнссона “High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna” [HIGHDAYS]

© Перевод с английского: Фрейдис

0

5

Аурни Бьёрнссон
Мартынов день
(Marteinsmessa)

11 ноября католическая церковь чтит память Святого Мартина, архиепископа Турского. В этот день в 397 году состоялись его похороны. В Исландии, как и в большинстве других стран, Святой Мартин является одним из наиболее почитаемых святых эпохи Средневековья.

Изображение

Покрывало на алтарь, вышитое золотом и гладью (ок. 1400 г.). Вышивка из Греньядарстадюр (Северная Исландия) изображает 12 сцен из жизни Святого Мартина. Сейчас оно находится в Лувре в Париже.

О традициях празднования дня Святого Мартина Турского в Исландии известно немного. Но есть упоминания, что в этот день проходили народные гуляния и раздавалась милостыня.

День Святого Мартина занимал важное место в сельскохозяйственном календаре до начала ХХ века. К этому времени отделяли овец от баранов, чтобы предотвратить рождение ягнят до того, как пройдут зимние холода. Мартынов день на западе Исландии известен также как hrútamessa (Прадник Баранов).

Источник: книга Аурни Бьёрнссона “High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna” [HIGHDAYS]

© Перевод с английского: Фрейдис

0

6

Аурни Бьёрнссон
Торри
Þorri

Торри (исл. Þorri), четвертый зимний месяц в старом исландском календаре, начинается в пятницу между 19 и 25 числами января (9–15 января до 1700 года). Начало Торри знаменует середину зимы. Как название месяца Торри известен с XII века. Его происхождение остаётся неясным. Высказывались мнения, что он может быть вариантом имени языческого божества Тора (исл. Þór), или же что он мог быть произведён из þurr (сухой) или из þverra (убывать).

Þorrablót (жертвоприношение Торри) встречается в сагах и, вполне вероятно, что это был какой-то зимний праздник, возникший в языческие времена. Торри иногда появляется в средневековой литературе как олицетворение зимы.
В XVII–XIX веках Торри часто олицетворял в поэзии зиму. Торри представлялся как коренастый старичок с льдисто-серой бородой; обликом он может быть могуч, словно древний герой, или же выглядеть как оборванец. В некоторых стихах Торри впервые представляется благородным викингом, но позже поэт понимает, что он не что иное, как ледяной столб.

Торри можно описать или как жестокого и сурового, или как просто требовательного и злого гостя, которого следует тепло привечать, иначе он принесёт плохую погоду. Различные виды обрядов и суеверий о кануне Торри появляются в источниках с XVIII века.
В 1728 году преподобный Йоун Халльдоурсон (Jón Halldórsson) из Хитардаля (Hitardalur) описал обычай на Торри: женщина выходила из дому во двор в вечер перед началом Торри и приглашала Торри, как и любого другого почетного гостя. Мужчина в доме должен был приветствовать Góa также, как молодки — Einmánuður (одинокий месяц) и юноши — Harpa (первый летний месяц).

По словам собирателя фольклора середины XIX века Йоуна Аурнасона (Jón Árnason), в доме был человек, который должен был приветствовать Торри. В первое утро Торри, он должен быть одет лишь в рубаху, одев только одну штанину, а другую волоча за собой. Затем выйти на улицу и, хромая на одной ноге, обойти вокруг дома, призывая Торри зайти в его двор или дом. По крайней мере в некоторых частях страны первый день Торри был известен как bóndadagur (День Мужа), и жёны должны были быть особенно внимательны к своим мужьям в этот день.

Торраблот (или жертвоприношение Торри) известен лишь по смутным упоминаниям в старых книгах, использованный как повод для создания праздника поэтами во второй половине XIX века. Тайное общество Kvöldfélagið (Вечернее Товарищество) провело свой первый Торраблот в 1867 году, а в 1873 году исландцы в Копенгагене проводят Торраблот að fornum sið (в старинном стиле).

В эти года, когда движение за независимость от Дании набрало силу в Исландии, поэтизация древних дней свободы привели к романтической тенденции возрождения языческих обрядов, таких, как Торраблот.
Исландцы не имели полной свободы вероисповедания до 1874 г., когда они получили свою конституцию. Всё, что веяло язычеством и было нехристианским, приводило к неодобрению в пуританские XVII и XVIII столетия, фактически считаясь уголовным преступлением. Но как только эти ограничения были отменены в 1874 году, первый публичный Торраблот прошёл в Акурейри (Akureyri).

Обычай постепенно распространился на другие общины, и в 1880 году в археологическом обществе Рейкьявика состоялся Торраблот, имитировавший пир времён викингов, с занавешенными стенами, высокими скамьями и огнём в длинном очаге посереди залы. Гости пили в честь великого бога Одина, после в честь Тора и других языческих богов, таких как Фрейр, Ньёрд, Браги и Фрейя
Почти за столетие, Торраблот растёкся по городам и сёлам Исландии, принятый как новая привычка и войдя в обиход. Между тем, Торраблот укоренился в округах страны. Первый сельский Торраблот был проведён в 1896 или 1897 г. в Эйильсстадире (Egilsstaðir) на востоке. В 1910 г. музыкальное представление было проведено в Vopnafjörður в Восточных фьордах, где Торри был представлен как тролль; были и другие подобные пьесы, поставленные в других восточных округах.

0

7

Обычай Торраблота также пришёл в исландско-канадскую общину в Виннипеге, которая начала проводить такие действа в первые годы XX века. Хотя Торраблот как таковой исчез из городского обывательского календаря за несколько десятилетий, что-то чрезвычайно похожее начало развиваться в первое десятилетия XX века, когда те, кто прибыл в Рейкьявик из других частей страны, проводили собрания земляков. Люди из Snæfellsnes, Breiðafjörður, Eyjafjörður, Þingeyjarsýsla и Skaftafellssýsla проводили ежегодное собрание, как правило, в месяц Торри, когда они вкушали обильные яства, называемые просто «исландская снедь». Иными словами, обычные зимние кушанья: копченые, маринованные, соленые и сушеные продукты.
Примерно в середине XX века, когда Исландия окончательно преобразовалась из сельских в городские общины, воспоминания по старине, потерянному образу жизни привели к росту интереса ко всему традиционному, в том числе и к продуктам питания. Около 1950 года слово Þorrablót снова начало использоваться на зимних собраниях землячеств.

Торговая индустрия вдохновилась месяцем Торри, в 1958 г. управляющий рейкьявикским рестораном Naust представил пир Торри открытым для всех. Традиционные исландские кушанья, такие, как svið (маринованная баранья голова), hangikjöt (копченая баранина), hrútspungar (маринованные бараньи яйца), hákarl (акулье филе), flatbrauð (пироги из ржаного хлеба, приготовленные на противне) и подслащенный черный ржаной хлеб с большим количеством масла помещенный в деревянное блюдо, с образца из Национального музея Исландии. Писчий нож дополнял некоторые лакомства.

Эти привычные блюда теперь впервые были названы þorramatur (яства Торри). Этот торговый прорыв Naust всколыхнул новый обычай Торраблота. Сегодня, во многих обществах проводится ежегодный Торраблот, а также дружеские и семейные собрания, пирушки сослуживцев на рабочем месте; ежегодно отмечаются пиром Торри в ресторане или на дому.

Для многих женщин первый день Торри стал bóndadagur (День Мужа), когда они дарят цветы мужьям. Этот обычай был впервые был предложен цветочными продавцами в 1980 году, и благодаря силе рекламы, пользуется возрастающей популярностью.

© Перевод с английского: Тимур Гимранов

0


Вы здесь » Тестовый форум » МИСТЕРИИ СЕВЕРА » Исландские праздники