Один из наиболее древних обрядов. Инициация знаменует психологический переход рубежа, отделяющего новую сферу, новые знания, новые возможности. В основе ритуала — страдание, смерть и второе рождение. Объект инициации переживает тяжелые испытания, символическую смерть, за которой следует символическое рождение. При этом он рождается, будучи уже новой личностью, обладающей новым знанием, новой мудростью. В ВИККЕ возрождающегося язычества инициация позволяла войти в тайное оккультное общество, открывала доступ к познанию тайных ритуалов, МАГИИ, к развитию и использованию сил своей психики, и знаменовала тем самым духовное преобразование, которое заключалось во вступлении субъекта на путь постижения своего духовного Я и Силы Волшебства, а также принятие новой религии. При существовании традиционных обрядов инициации, многие колдуны и язычники верят в возможность перехода на новую стадию духовного развития другими путями, все из которых применимы. Человек может быть подвергнут инициации в группе или индивидуально. Она может быть формальной или неформальной, может быть представлена новым или же старым, уже известным ритуалом. Инициация может произойти в форме спонтанного духовного преображения — в форме медитации или сновидения. Она также может осуществляться во время ритуального празднества. Исторически сложилось представление об инициации ведьм как о темном и непристойном дьявольском ритуале. Во время охоты на ведьм в эпоху средневековья и Возрождения в правдивость историй об этих отвратительных обрядах посвящения обычно верили. Многие из них почерпнуты из исповедей, услышанных под пытками инквизиторов от женщин, обвиненных в ведьмовстве. Содержание рассказов варьировалось, но во всех присутствовало много общего. Некоторые ведьмы проходили инициацию при рождении, некоторые — в период полового созревания, требуя от своих матерей, чтобы те взяли их с собой на ШАБАШИ, представили дьяволу и отдали на служение ему. Взрослые кандидатки выслеживались и вербовались местными служителями ведьминских шабашей. После заверений о том, что они добровольно вступают в сообщество, они были формально представлены шабашу и подвергались инициации. Большинство ритуалов представляло собой подражание христианским ритуалам, что находится в духе общих представлений того времени. Церемонии, на которых присутствовал сам дьявол, проходили глубокой ночью в отдаленном месте. Иногда инициируемые приносили и отдавали дьяволу экземпляры Евангелия. По словам Пьера де Ланре, французского охотника на ведьм XVII века, они отрекались от Христа, веры и крещения, произнося: "Я отрекаюсь от Бога и проклинаю его, проклинаю Деву Марию, всех святых, крещение, отца с матерью, родных и близких, небеса, землю и все, что есть мир". Затем посвящаемый приносил клятву верности. Шотландские ведьмы признавались, что они прикладывали при этом одну руку к темени, а другую к подошве ступни, показывая тем самым, что то, что между руками, отдано на служение дьяволу. Говорилось, что скандинавские ведьмы клали металлические детали и камни из часов в маленькие мешочки и топили их в воде, произнося: "Как вы не вернетесь в часы, так и моя душа никогда не вернется на небеса". Дьявол крестил посвящаемых ведьм, давая им новые сакральные имена, которые должны были произноситься только на шабашах, и оставлял на них отметину, кусая их или царапая своим когтем (см. ЗНАКИ ДЬЯВОЛА). От новой ведьмы требовалось поцеловать анус дьявола (см. СРАМНОЙ ПОЦЕЛУЙ), что являлось пародией на поцелуй ноги Папы. Иногда их также якобы заставляли топтать крест и плевать на него. Затем дьявол наносил им порез или укалывал палец, заставляя скрепить кровью договор (см. ДОГОВОР с ДЬЯВОЛОМ). Наконец, он срывал с них одежду и назначал им на службу одного или нескольких спутников ведьм. Кто-то из свиты дьявола заносил их имена в "черную книгу", включая в список членов и посетителей всех ведьминских сборищ. Иногда в жертву дьяволу приносилась черная курица или другое черное животное. После церемонии все ведьмы принимали участие в диких плясках, совокуплялись с дьяволом или его демонами и присутствовали на пиру, на котором подавали гнусные угощения, такие как жаренная плоть некрещеных младенцев. Фантастические, ужасающие элементы подобных рассказов могли быть получены под пытками или, в некоторых случаях, являться выдумкой или плодами больного воображения. Некоторые представления могут быть результатом галлюцинаторных переживаний, возникших под влиянием наркотиков (см. МАЗИ). По мнению английского антрополога Маргарет А.Мюррей, ведьминские шабаши были пережитками организационно оформленных языческих культов. Их предводителем был не дьявол, а человек, избранный для того, чтобы представлять РОГАТОГО БОГА, отождествляемого охотниками на ведьм с дьяволом. Согласно Мюррей, такие языческие секты "набирали" последователей и проводили церемонии формальных инициации, которые могли быть представлены кровавыми клятвами верности богу, метками в виде ТАТУИРОВОК, посвящением богу детей и танцами. Мог также иметь место прием наркотиков, поскольку наркотики в разных уголках земного шара играли и играют важную роль в большом числе религиозных обрядов и церемоний. Мюррей также говорит о том, что сексуальные элементы в обрядах инициации иллюстрируют роль плодородия и плодовитости в язычестве. Возможно, некоторые из описанных инициации, будто бы проводимых на шабашах, являются искаженным отражением древних языческих обрядов. Однако концепция Мюррей по поводу длительности и развития организованных языческих культов отвергнута большинством историков.
Ритуалы инициации в современном Ремесле и неоязычестве мало напоминают существующие описания древних охотников на ведьм и демонологов. Эти ритуалы варьируются в зависимости от специфических местных традиций, но в целом они подчиняются универсальной схеме "страдание — смерть — второе рождение". Несмотря на различия, есть вещи, которые не входят ни в один ритуал посвящения в современной Черной Магии: 1) нет отречения от христианства, так же как и от любой другой религии; 2) нет никаких соглашений с дьяволом, ни в форме поцелуев, ни в форме клятв, ни в форме скрепляемых кровью договоров. Сатана не признается; 3) нет кровавых жертвоприношений. По традиции, без формального посвящения, которое проводится после срока обучения длительностью в один год и один день, ведьма не является действительным членом оккультного общества. Женщина должна посвящаться верховным жрецом, мужчина — верховной жрицей. В случаях потомственного ведьмовства иногда матери могли посвящать дочерей, а отцы — сыновей. В гарднерианском и александрийском направлениях — наиболее крупных направлениях в современном колдовстве, — инициация является формальной церемонией, проводимой внутри МАГИЧЕСКОГО КРУГА. Для обеих систем характерно наличие трех степеней посвященности, и восхождению на каждую новую ступень предшествует инициация. Между этими направлениями существуют определенные различия, однако в главных аспектах они близки.
Продвижение по этим ступеням, как и в масонстве, является по сути проникновением в тайны западного оккультизма. По мере этого продвижения субъекту открываются все новые и новые тайные учения. На инициации первой ступени кандидату завязывают глаза и вне магического круга подвергают испытанию на мужество, которое необходимо для продолжения обряда. В ответ тот выражает готовность страдать во имя очищения и учиться "с абсолютной любовью и абсолютной верой". Внутри круга кандидат подвергается ритуальному избиению (его слегка стегают веревками). Этой веревкой его измеряют, завязывая на ней узел, который служит меркой. После этого кандидат дает клятву. Перед лицом Богини, Бога, Рыцарей, стражей, Всемогущей Смерти, Сестер и Братьев по магии посвящаемый клянется защищать учение, тайны магии, Братьев и Сестер по магии, а также, в некоторых традициях, оказывать помощь названным сестрам и братьям. Кандидат подвергается ритуальному помазанию и ритуальным поцелуям, провозглашается колдуном и знакомится с набором магических инструментов (см. ОРУДИЯ ВЕДЬМ). Посвящаемый принимает магическое имя. В александрийской традиции мерка возвращается ему, а в гарднерианской — принято, чтобы она хранилась у осуществлявшего инициацию. По словам Джеральда Б. Гарднера, в честь которого получила название гарднерианская традиция, мерка служила своего рода страховкой соблюдения клятвы. В "былые времена" (Гарднер не уточняет, насколько давно были эти "былые времена"), если колдун нарушал клятву хранения тайны, его мерку закапывали в землю, произнося заклинания, для того чтобы предатель сгнил так же, как и она. В инициации второй ступени ведьме завязывают глаза, лишая ее возможности видеть. Она снова дает клятву о готовности перенести нужные для посвящения испытания. Затем следует ритуальное избиение. Ведьма принимает новое магическое имя, и инициатор наделяет ее магической силой. Инициация третьей ступени — окончательное постижение тайн — включает ВЕЛИКИЙ РИТУАЛ, сексуальный ритуал, осуществляемый либо реально, либо символически при использовании магических инструментов. В конце все инициации отмечаются застольем с едой и выпивкой (см. ЛЕПЕШКИ И ВИНО). Не все колдуны подвергаются именно этим процедурам. Многие действуют как ОДИНОЧКИ и не считают необходимым присоединяться к шабашам для того, чтобы стать колдунами. Они сами создают ритуалы и сами себя посвящают. Среди обрядов встречается ритуальное купание (как одна из форм крещения), помазание на служение БОГИНЕ и использование сил колдовства на благо окружающих. Другие колдуны, и среди них многие неоязычники, переживают откровения в форме видений. Визионерство, которое восходит к вестиндийской традиции, требует поста и одиночного всенощного бдения вне дома, во время которого посвящаемый входит в прямой контакт с богами, открывает в себе способности к исцелению и связывается с покровительствующими или охраняющими тотемическими духами, принимающими обычно облик животных или птиц. В то же время другое колдуны и язычники прибегают к шаманским инициациям с экстатическим путешествием в высшие пласты сознания (см. ШАМАНИЗМ). Шаманские инициации в разных районах различны. В некоторых субъект переживает символическую смерть от страшного расчленения, после чего его целостность восстанавливается и в него вселяются магические способности ясновидения, нужные для исцеления больных и предсказания будущего. В других инициациях шаман совершает путешествие на небо, где познает тайны мироздания и приобретает свою магическую мощь. В шаманских культурах инициации часто включают в себя кровавые жертвоприношения животных и прием токсических веществ. В шаманских инициациях неоязычества не прибегают к кровавым жертвоприношениям (жизнь животного священна). Прием наркотиков — дело добровольное и зависит от индивидуального выбора. Официально наркотики не входят в обряд неоязыческой инициации.