Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » Теория для начинающего Мага » Основы Магии. Лекции


Основы Магии. Лекции

Сообщений 61 страница 64 из 64

61

Исправление парадоксов.

Все те, кто за счет магии перемещались между мирами или временами, становятся свидетелями или источником возникновения парадоксов. Ведь само их появление там, где не должно было быть, противоречит естественному течению событий подтверждая одно из значений термина «парадокс»: «мнение, расходящееся с общепринятым». Причины возникновения парадоксов, как в прочем и сами парадоксы, могут быть самыми различными, но сейчас нас будут интересовать лишь те из них, что затрагивают существование пространственно-временного континуума.
Если рассматривать, что мир в одно и мир в другое мгновение – это разные миры, то мы увидим, что путешествия между мирами отделенными друг от друга временем, по сути, являются такими же перемещениями между мирами отделенными друг от друга расстояниями. Мир складывается из определенного набора измерений, и нет никакой разницы, будем мы переворачивать кубик слева направо или сверху вниз – его стороны всегда будут квадратными. Поэтому большинство из того, что я буду говорить о перемещениях во времени применимо и для перемещений на расстояния, и наоборот.
Очень часто целью путешествий во времени является изменение прошлого. При этом вопреки общепринятому мнению, что парадокс возникает лишь при изменении прошлого, мы трижды можем наблюдать возникновение парадокса:

1. В момент, когда человек исчезает из своего времени и переносится в прошлое;
2. При изменении прошлого;
3. В момент, когда человек возвращается из измененного прошлого в тот момент, из которого он отправился в прошлое;

В каждом из этих моментов происходит изменение и перестройка пространственно-временного континуума (в дальнейшем – вселенная). Представьте себе вселенную в виде емкости до предела заполненной каким-то веществом. Конечно, в ней есть некоторый объем, где никакого вещества нет, но и этот объем заполнен – пустотой. При естественном течении событий все перемещения, происходящие в рамках одной и той же вселенной – всего лишь перемещения внутри этой емкости. В том же случае, когда человек отправляется в прошлое он выходит за рамки данной вселенной и попадает в другую, где его прошлое для него является настоящим. В результате в одной вселенной происходит исчезновение некоторого объема, а в другой наоборот возникает некоторый объем. Как я уже говорил вселенная – это полностью заполненная емкость и она не может быть немножко не заполнена или немножко переполнена. Такие вселенные просто не могут существовать, потому что само существование вселенной возможно лишь в том случае, если давление внутри и снаружи вселенной одно и тоже. При нарушении этого правила происходит крупномасштабный взрыв вселенной изнутри, если вселенная переполняется, или она разрывается давлением снаружи, если вселенная не заполнена. Следовательно, по идее мы должны лишиться двух вселенных. Однако, к счастью вселенные довольно-таки эластичные штуки, поэтому в таких случаях от разрушения они спасаются следующим образом:

1) При переполнении вселенной, происходящем при возникновении внутри нее дополнительного объема, вселенная немедленно возвращает свое состояние к тому моменту, когда она возникла. Ибо в момент зарождения вселенной не имеет значения, будет ли она чуть-чуть больше или нет. В дальнейшем вселенная быстро прокручивает произошедшие в ней все события назад к тому моменту, когда этот дополнительный объем в ней возник. При этом новый объем, добавившийся к вселенной, тоже задействуется во всех преобразованиях, происходящих с ней. Соответственно изменяются причинно-следственные связи и происходят события, рожденные новыми условиями. В результате новая вселенная уже не будет точно такой же, как была до изменения. Она может сильно отличаться от той, что была раньше, а может все различие будет лишь в паре слов, которых один человек скажет или наоборот не скажет другому. В любом случае это будет другая вселенная.
2) При исчезновении из вселенной некоторого объема выполняется аналогичный сценарий. Вселенная, также как и в предыдущем случае, откатывается назад к своему началу и прокручивает все события уже без участия исчезнувшего объема. И здесь как раз и проявляются различия в методиках исправления парадокса. Если в предыдущем случае дополнительный объем явился причиной рождения новых субреальностей, то в нашем случае отсутствие этого дополнительного объема послужило причиной уничтожения субреальностей, рожденных влиянием исчезнувшего объема на реальность. Изменяются причинно-следственные связи, а значит, изменяется и сама реальность. В конце концов, в момент исчезновения данного объема из вселенной мы имеем новую вселенную, в которой этого исчезнувшего объема никогда и не было.

А теперь посмотрим, что происходит с самим магом, который попадает в новый мир или в новое время. Здесь возможны два варианта:

1. Маг изменяется вместе с вселенной;
2. Меняется вселенная и место мага в ней, но не сам маг.

Эти варианты отличаются друг от друга тем, что в первом случае попадая в другую вселенную маг оказывается в единственном экземпляре, так сказать в своей единственной ипостаси. Во втором случае в данном пространственно-временном континууме начинает существовать два экземпляра одного и того же человека (один из одной вселенной, а второй из другой).
Первый вариант отражает ситуацию исправления парадокса описанную выше. Допустим, маг попадает из одной вселенной в другую. В результате в этих вселенных возникает парадокс, при исправлении которого маг попадает в ситуацию, описываемую выражением: «Придешь домой - там ты сидишь». «То есть: если правда то, что они секунду назад появились в данном конкретном наборе измерений, то правда также и то, что они пребывали там с самого начала». Другими словами, хотя маг впервые попадает в эту вселенную, но в виду того, что при исправлении парадокса вселенная пересоздается заново уже с его участием, то получается, что он находился в этой вселенной с самого начала.
Так как новый мир, как в прочем и тот мир, откуда он прибыл, является лишь одной из вариаций чего-то одного (иначе говоря отражением), то маг лишь «преломляется» в соответствии с текущим набором измерений, а не исчезает. В первоначальный момент попадания маг в новый мир он еще сохраняет воспоминания о том мире, откуда он прибыл, но очень быстро, по мере того, как происходит перестройка вселенных и новая вселенная занимает место старой, происходит его пересоздание, и новый маг будет иметь уже новые воспоминания и новую жизнь. Так что он не забывает, что с ним произошло в старом мире, ему просто нечего забывать, потому что для него старого мира не существует, и никогда не существовало.
Такая же история случается с людьми, когда изменяется их прошлое. В этот момент тоже возникает парадокс и происходит его исправление. Вселенная снова пересоздается исходя из новых условий и причинно-следственных связей. Соответственно получаем другую вселенную, с другой историей. Люди изменяются вместе с вселенной и то прошлое и настоящее, которое было для них до изменения прошлого, не будет совпадать с тем прошлым и настоящим, которое они имеют сейчас.
Что же касается второго варианта того, что может произойти с магом, попавшего под действие исправления парадокса, то здесь все происходит немного иначе. В этом случае маги, перемещающиеся из одной вселенной в другую и тем самым создающие парадоксы, как бы находятся вне изменяющихся вселенных и изменения связанные с исправлением парадокса их не затрагивают. Потому что возникновение и исправление парадоксов происходит по другому сценарию. А вот по какому именно может быть напишу когда-нибудь потом.
В принципе объяснений, что происходит при изменении пространственно-временного континуума, может быть множество. Приведенное мной объяснение лишь отражает то из них, что мне нравится больше всего. Не знаю, насколько оно близко или далеко от истины, ведь «мнение редакции может не совпадать с мнением автора», но как вариант оно имеет право на существование.

(отрывок из книги Маниры «Запретная магия Древних том1.)

Мысль и ее возможности

Хочу рассказать о единственном и самом важном ключе от всех существующих замков, и хотя о мысли сказано уже много, тем не менее отношение к ней по-прежнему остается недооценивающим и человек по прежнему создает все новые инструменты чудо – техники, чтобы достичь того, что достигается при помощи одной только силы мысли.
Лишь единицы понимают секрет силы человека и сокращают свой путь к этой силе, через немыслимый труд над собой.

Мысль, единственный инструмент могущества, ключ к нему, которого человечество однажды лишилось.
Да, люди мыслят, но это не сравнимо с тем, какими свойствами обладает пробужденная и активная мысль.
Мысли людей рваны и хаотичны, слабы и беспорядочны, обладают минимальной силой и у некоторых немного развиваются, что позволяет некоторым магам достигать некоторого успеха в области воздействий, но это не сила, а лишь ее "запах". Сознание человечества спит на протяжении веков, и спит ее божественная сила. То, как мы живем и мыслим, давно считается нормой, и человек даже не догадывается о реальной силе его мысли, которая дана изначально была как великий Дар.
Я перечислю лишь несколько пунктов и вы будете потрясены возможностями мысли, которые не используются человечеством.

1.Мысль способна менять и управлять погодой в масштабах всей планеты.

2.Через мысль возможно получать все(!) знания, какие накопило человечество

3.Мысль способна путешествовать во времени (получать информацию о прошлом, настоящем и будущем)

4. Мысль способна восстанавливать поврежденный организм, лечить, останавливать старение, быть вечно молодым и здоровым.

5.Мысль может изменить код человека- увеличить продолжительность жизни, перестроить систему взросления человека вплоть до перевода смерти в обратный процесс (старость- зрелость, молодость-юность-детство- младенчество- эмбрион-исчезновение)

6.Мысль способна строить и разрушать без техники (мысль обладает физической силой, превышающей все мыслимые прогрессивные достижения. Пирамиды были воздвигнуты именно силой мысли нескольких приближенных фараону людей, без применения чудо-техники и машин. Атланты обладали этими способностями, но они же и погубили их, а нынешнее человечество, чтобы сохранить себя от самоуничтожения, уснуло "вечным сном" и земля превратилась в колыбель человечества, которое живет не пробужденным.

Мысль людей пассивна и поэтому человек создал всё, что способно было заменить ее силу и возможности - медицина лечит, учителя учат, техника - строит, держит связь, информирует и т.д. Мир высоких технологий, и человеческий ум создал все, что заменило силу мысли, но мир не стал совершенен и большинство людей в нем утопают в ежедневных проблемах. Сила мысли спит и работает только малая ее часть, которая поддерживает жизнеспособность, дает возможность учиться, рассуждать, принимать решения что-то создавать - но всё это мизер по сравнению с реальными возможностями мысли.

Мы ищем ответы у других и выбираем из предложенных то, что нас устраивает больше всего, так и не обратившись за помощью к своим возможностям, потому что они погребены еще в момент рождения.
Обучение у себя, при помощи мысли в десятки раз быстрее обучения у людей или в вузах. Так, например, чтобы изучить программирование по учебникам и у преподавателей, понадобиться несколько лет, при обучении при помощи мысли, без пособий и наставников- знания приходят от нескольких дней, до нескольких часов, минут. Есть небольшой пробел в получении таких знаний в том, что нет порой знаний терминологии или тех правил, которые выложены в учебниках, но знания идут в чистом виде. Так, однажды, обучившись программированию, я не знала, как называется код того или иного цвета, не понимала слова "теги", но прекрасно знала, что нужно сделать для того, чтобы получить нужный результат. Такие знания сложно передать словесно, они приходят в виде понимания сути вещей и их устройства.
Как овладеть силой мысли - на этот вопрос я не отвечу, и нет готовых рецептов, потому что уже не первый год распаковываю эту тайну и хитрое внутреннее устройство сознания, и продолжаю работать в этом направлении, исследуя все мыслимые и немыслимые возможности мысли. Но помочь в этом пути я пытаюсь насколько это в моих силах.
Неактивная мысль человека напоминает сухую, негнущуюся ветвь, которая скрипт и сопротивляется, но это не должно пугать, и когда вы начнете учиться пользоваться ею, вы сможете вернуть себе здоровье, молодость, гармонию и навсегда забыть слово "проблема" или "не могу"
Используя именно скрытые возможности мысли, были обнаружены ключи, хранящиеся в недрах гримуаров, которые и позволили постичь тайны, тщательно оберегаемые от человечества. Почему же человечеству так опасно обладать этой силой? Несовершенство! Обретя могущество, человечество получит в руки оружие, при помощи которого, идя на поводу собственных прихотей и низменных желаний, оно уничтожит себя в считанные дни. И до тех пор, пока совершенство нам не грозит, кладовые силы будут «спать»

0

62

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
В сосредоточении сознание удерживается на одном образе, всё внимание Познающего направлено на одну точку без колебания и уклонения. Воля останавливает мысль, которая постоянно перебегала с одного предмета на другой
Когда ум, таким образом, останавливается на одном очертании, и Познающий неуклонно его созерцает, то он получает гораздо более совершенное познание предмета, чем он мог бы приобрести от какого-нибудь словесного его описания.
Не надо забывать, что сосредоточение не есть состояние пассивности, а напротив — это напряжённая и урегулированная деятельность. Оно, в мире ментальном, напоминает сокращение мускулов для прыжка в мире физическом, или сильное напряжение их с тем, чтобы выдержать длительный напор. И действительно, это умственное напряжение у начинающих всегда сопровождается и соответствующим физическим напряжением и за ним следует физическая усталость — утомление мускулов, а не одной только нервной системы. Подобно тому, как внимательное рассматривание известного предмета дает нам возможность различить детали, незаметные при беглом взгляде, так и сосредоточение умственное позволяет нам изучить детали какой-нибудь идеи. А по мере возрастания напряженности сосредоточения, мы воспринимаем, в тот же промежуток времени — гораздо больше, чем при обыкновенном мышлении
При начале сосредоточения приходится преодолевать два затруднения. Во-первых, надо достигнуть полного отрешения от впечатлений, всё время действующих на ум извне. Не надо позволять ментальному телу реагировать на эти соприкосновения и преодолеть его склонность отзываться на них, а это требует устремления внимания, отчасти, и на самый процесс сопротивления, но когда эта склонность реагировать будет преодолена, то и само сопротивление прекратится. Необходимо совершенное равновесие, не сопротивление, не подчинение, а твердое спокойствие, достаточно сильное для того, чтобы волны, идущие извне, не могли бы иметь никакого влияния, даже такого второстепенного, как сознание присутствия чего-то такого, чему нужно сопротивляться. Во-вторых, сам ум должен на некоторое время удерживать лишь один образ — объект сосредоточения; он должен не только не изменяться в ответ на внешние впечатления, но должен, кроме того, прекратить свою собственную внутреннюю деятельность, посредством которой он постоянно перетасовывает свое содержимое, размышляя над ним, устанавливая новые отношения и открывая скрытые сходства и различия. Теперь он должен устремить свое внимание на один лишь предмет, остановиться на нем одном. Ум, конечно, не прекращает своей деятельности, но мысль, направленная в узкое русло и имея тот же первоначальный импульс, опрокинет преграду. Отсюда и важность "заостренности" мысли, на которой постоянно настаивают учителя созерцания. Этим не прибавляется сила ума, но безмерно увеличивается его действенная мощь. Пар, расстилающийся в воздухе, не сдвинет с пути и комара, но если направить его в цилиндр, то тоже самое его количество приведет в движение поршень. Добиться этого внутреннего спокойствия ума гораздо труднее, чем просто отвлечь его от внешних впечатлений, т.к. здесь мы касаемся и жизни ума во всей её глубине и полноте. Повернуться спиной к внешнему миру легче, чем водворить спокойствие во внутреннем мире в виду того, что этот внутренний мир более отождествлен с "Я", и фактически для большинства людей на нынешней стадии эволюции и представляет "Я". Но сама попытка успокоить таким путем ум вскоре продвигает нас на шаг вперёд по пути развития нашего сознания; мы вскоре чувствуем, что повелитель и тот, кем повелевают, не могут быть одним и тем же и инстинктивно отождествляем себя с повелителем. "Я" успокою "мой" ум — так говорит сознание, и оно чувствует, что ум принадлежит этому "Я", составляет его собственность. Это различие растет бессознательно и ученик скоро начинает сознавать некоторую двойственность, присутствие чего-то, что управляет и чего-то, чем управляют. Низший, конкретный ум определяется и "Я" ощущается, как имеющее большую силу, более ясную прозорливость, и развивается сознание, что это "Я" не зависит ни от тела, ни от ума. Таково первое утверждение, т.е. ощущение в нашем сознании истинной, бессмертной природы, интеллектуально уже признанной, как существующей; такое признание, собственно говоря и послужило уже импульсом для самого сосредоточения, получающего таким путем свою награду. По мере дальнейшего упражнения горизонт всё расширяется, однако как будто вовнутрь, а не наружу, во внутрь — безостановочно и беспредельно. Развивается способность распознания истины с первого же взгляда, но она является только тогда, когда ум, с его медленным процессом рассуждения, будет превзойден (Читатель не должен забывать, что слово "ум" употребляется в смысле "низшего разума" — ментального тела плюс манас).
Когда ум уже достиг способности сосредоточиваться на одном предмете и может сохранять в течение некоторого времени "заострённость", то следующей стадией будет отрешение от данного предмета, но с сохранением ума в том же положении напряжённого внимания, не останавливая его, однако, ни на чем. В этом состоянии ментальное тело не являет никакого образа; налицо только его собственное вещество, стойкое и неподвижное, не воспринимающее никакого впечатления и находящееся в состоянии совершенного покоя, подобно гладкому озеру. Такое состояние может продолжаться лишь очень короткое время, подобно "критическому состоянию" в химии — точке соприкосновения между двумя уже познанными и определёнными под-состояниями материи
КАК СОСРЕДОТОЧИВАТЬСЯ
Поняв теорию сосредоточения, надо приступить к её практике. Для человека, имеющего в себе благоговение, задача значительно облегчается, потому что из предмета своего почитания он может сделать предмет созерцания и вследствие того, что его сердце будет сильно стремиться к этому предмету, и его ум будет на нем останавливаться, он охотно и без всякого усилия изобразит любимый образ, исключив так же легко все остальные представления. Ум, беспрестанно побуждается желанием, и неизменно служит орудием удовольствия. Он всегда ищет того, что доставляет удовольствие и всегда старается представить себе те образы, которые приносят ему счастье и исключит те, что причиняют ему страдания. Поэтому ум легко останавливается на любимом образе, привлекаемый к этому созерцанию испытываемым им удовольствием, и если его насильно оторвать от него, то он неоднократно будет возвращаться к этому образу. Набожный человек может очень быстро достигнуть значительной степени сосредоточения. Он будет размышлять о предмете своей молитвы, создавая в воображении, по возможности, ясную картину, образ этого объекта и затем сосредоточивая свой ум на этом образе, на мысли о Любимом. Таким образом, христианин размышляет о Христе, о Богородице, о своем Святом, об Ангеле-Хранителе; Индус — о Махешваре, Вишну, об Уме, о Шри Кришне; Буддист — о Будде, о Боддхисатве; Парс — об Ахура-Мазде, о Митре и т.д. Каждый из этих объектов вызывает благоговение верующего и то влечение, которое испытывает к ним сердце, заставит ум останавливаться на этом объекте, доставляющем счастье. Таким путем ум сосредоточивается с наименьшим усилием, с наименьшей тратой энергии. Для человека не благоговейного элемент влечения может быть всё таки использован, как вспомогательное средство, но в этом случае он должен будет остановиться на Идее, а не на Личности. При первых попытках к сосредоточению надо всегда пользоваться этим средством. Объект, привлекающий не набожных людей, всегда примет форму какой-нибудь глубокой идеи, какой-нибудь возвышенной проблемы; это и должно сделаться предметом сосредоточения, и ум должен быть твердо направлен на него. В этом случае притягательной силою явится умственный интерес, глубокая жажда знания, одна из сильнейших привязанностей человека. Другая, очень плодотворная форма сосредоточения для того, кто не чувствует влечения к какой-нибудь личности, как к предмету своего благоговения, состоит в том, чтобы избрать какую-нибудь добродетель и сосредоточиться на ней. Подобный объект созерцания может возбудить очень реальный вид благоговения, т.к. он взывает прямо к сердцу, возбуждая любовь к интеллектуальной и нравственной красоте. Добродетель должна быть представлена в уме в возможно полном виде, и после общего обзора всех её свойств ум должен остановиться на её существенной природе. Этот род сосредоточения имеет то большое вспомогательное преимущество, что по мере того, как ум формируется по образцу добродетели, повторяя её вибрации, эта добродетель сама постепенно становится частью характера и твердо внедряется в него. Это формирование ума действительно составляет акт само-создания, т.к. ум, по прошествии некоторого времени, сам собой принимает те формы, на которых он останавливался в своем сосредоточении, и эти формы становятся органами его обычного проявления. Воистину, правильно старинное изречение: "Человек есть создание мысли; о чем он думает в этой жизни, тем впоследствии он и становится"*.
_______

Когда ум отвлекается от предмета своего сосредоточения, благоговейного или интеллектуального — а это будет случаться время от времени — то необходимо его возвращать обратно и направлять на его прежнюю цель. Сначала он, очень часто, незаметно отвлекается и человек вдруг замечает, что думает о чем-то совершенно постороннем, а не о настоящем предмете размышления. Это будет повторяться неоднократно и нужно терпеливо возвращать ум к его объекту; процесс этот утомителен и скучен, но нет иного метода для приобретения способности сосредоточения. Когда ум бессознательно отклонился от предмета своего сосредоточения, полезно и поучительно бывает заставить его возвратиться назад по тому пути, по которому он следовал в своих отклонениях. Этот процесс дает большую власть всаднику над его убегающим конем и уменьшает его стремление вырваться на волю.
Последовательное мышление, хотя и составляет первую ступень к сосредоточению, не тождественно, однако, с самим сосредоточением, т.к. в последовательном мышлении ум переходит от образа к образу, а не останавливается только на одном представлении. Но ввиду того, что этот способ легче сосредоточения, начинающий может воспользоваться им, для того, чтобы подготовить себя к более трудной задаче.
Для человека набожного очень часто полезно бывает избрать какую-нибудь сцену из жизни объекта его благоговения и живо представить её себе во всех подробностях в соответствующей обстановке. Таким образом ум постепенно утвердился в одном направлении и, наконец, может окончательно остановиться на центральной фигуре — объекте его благоговения. Когда сцена воспроизводится в уме, она сопровождается ощущением действительности и, таким образом, становится возможным войти в магнетическое соприкосновение с воспроизведением этой сцены на высшем плане, её вечно пребывающем снимком в космическом эфире, и таким путём достигнуть более глубокого познания её, чем то, которое могло бы дать какое либо описание. Таким же путем набожный человек может войти в магнетическое соприкосновение с объектом своего благоговения и через это непосредственное соприкосновение вступить с ним в общение более тесное, чем то возможно было бы иным путем. Поэтому что, как было уже раньше объяснено, сознание не заключено в физические ограничения пространства, а существует всюду, где пребывает предмет, который оно познает.
Однако, не надо забывать, что само сосредоточение представляет нечто иное, чем такое последовательное мышление и ум, в конце концов, должен научиться останавливаться на созерцании лишь одного предмета и, будучи неуклонно устремлен на него, не размышлять о нем, а так сказать, вдыхать, вбирая в себя всё его содержание.
ПРЕПЯТСТВИЯ К СОСРЕДОТОЧЕНИЮ
РАССЕЯННЫЕ УМЫ
Все те, кто начинают упражняться в сосредоточении, жалуются на то, что попытка сосредоточиться приводит ум в ещё большее беспокойство. До некоторой степени это верно, т.к. закон действия и противодействия функционирует и в данном случае, как всегда и везде, и давление, производимое на ум, влечёт за собой соответственное противодействие. Допуская это, мы всё же утверждаем, исследовать более внимательно этот вопрос, что это "нарастание" беспокойства в значительной степени лишь кажущееся.
Чувство такого нарастания происходит главным образом вследствие борьбы, внезапно завязавшейся между Эго, требующим устойчивости, и умом с свойственной ему подвижностью. В течение длинного ряда жизней Эго было захвачено умом в круговорот его быстрых движений, подобно человеку, постоянно носимому в пространстве на быстро вращающемся земном шаре. Он не сознает этого движения, не чувствует, что земля движется, т.к. он составляет часть её, движущуюся вместе с нею. Если бы он мог отделиться от земли и прекратить свое собственное движение, не будучи разнесённым вдребезги, тогда только он был бы в состоянии сознать, что земля движется с поражающей быстротой. Пока человек следует за каждым движением ума, он не может сознавать его беспрерывной и беспокойной деятельности, но когда он сам останавливается, прекращает движение, тогда он начинает чувствовать неустанную подвижность ума, которой он до сих пор подчинялся. Если начинающий знает это, он не придет в уныние, натолкнувшись в самом начале своих попыток на эти затруднения, но будет спокойно продолжать свою работу. Ведь это является лишь повторением опыта, испытанного Арджуной пять тысяч лет тому назад:
Сдержанный таким образом ум нелегко выходит из своего равновесия под влиянием блуждающих мыслей, рассеиваемых другими умами и ищущих себе обиталища, постоянно бесцельно толпясь вокруг нас. Ум, привыкший к сосредоточению, всегда сохраняет известную положительность и нелегко поддаётся действию назойливых пришельцев. Все, занимающиеся воспитанием своего ума, должны находиться в состоянии неусыпной бдительности относительно тех мыслей, которые "приходят на ум" и должны делать между ними постоянный выбор. Отказ принять дурные мысли, быстрое их изгнание, если они уже вторгнулись и немедленное замещение дурной мысли хорошею противоположного характера, — вот работа, в которой ум через некоторое время так приспособляется, что вскоре действует уже автоматически, отталкивая дурное по собственному побуждению. Гармонические и ритмические вибрации отстраняют негармонические и неправильные; они отлетают от ритмически вибрирующей поверхности, как камень, толкнувшийся о быстро вращающееся колесо. Живя среди постоянного тока мыслей, хороших и дурных, мы должны развить в нашем уме способность выбирать так, чтобы хорошее притягивалось, а дурное отстранялось автоматически.
Ум подобен магниту, он привлекает и отталкивает, и характер его притяжений и отталкиваний может быть установлен нами самими. Если мы понаблюдаем за мыслями, которые приходят в наш ум, мы заметим, что они носят характер тех дум, которые мы обыкновенно в себе поощряем. Ум притягивает те мысли, которые соответствуют его нормальной деятельности. Но если мы в течение некоторого времени сознательно будем производить выбор, то ум станет скоро выбирать самостоятельно, следуя по уже начертанному пути; и таким образом дурные мысли не проникнут в ум, тогда как хорошие всегда найдут двери его открытыми.
Большинство людей слишком восприимчиво, но эта восприимчивость от слабости, а не от сознательного предоставления самого себя более возвышенным влияниям. Поэтому полезно изучить, каким образом мы можем сделать своё нормальное состояние позитивным и каким образом — негативным, в тех случаях, когда мы решаем, что оно должно быть таковым. Привычка к сосредоточению сама по себе способствует укреплению ума, так что он легко сможет контролировать и выбирать мысли из числа тех, что приходят к нему извне; выше уже было разъяснено, как можно научить ум автоматически отталкивать всё дурное. Но надо прибавить к сказанному, что когда дурная мысль проникает в ум, лучше не бороться непосредственно с ней, но воспользоваться тем обстоятельством, что ум одновременно может думать лишь об одном предмете и направить его немедленно на какую-нибудь возвышенную мысль, а дурная таким образом в силу необходимости окажется изгнанной.
Если мы боремся против чего-нибудь, то та самая сила, против которой мы боремся, производит соответственное противодействие и тем усложняет наш труд; между тем, как устремление ментального зрения на образ противоположного характера произведёт спокойное удаление первой из нашего кругозора.
Многие теряют целые годы в борьбе с нечистыми мыслями, между тем как спокойное занятие ума чистыми не оставило бы места для дурных; больше того, ум, привлекая к себе вещество, не отзывающееся на дурное, становится сам постепенно положительным и невосприимчивым к такого рода мыслям. Вот секрет правильной восприимчивости; ум отзывается на всё соответственное его составу; на всё, что носит одинаковый с ним характер. Мы делаем его положительным относительно дурного, отрицательным относительно хорошего тем, что приучаем себя самих думать хорошо, делая таким образом его вещество восприимчивым к хорошему и невосприимчивым к дурному. Мы должны думать о том, что желали бы воспринять и отказаться думать о том, чем не хотели бы проникнуться. Подобный ум привлекает к себе хорошие мысли из окружающего его океана мыслей, отталкивает дурные и, таким образом, становится всё чище и сильнее среди тех же самых условий, которые другого человека будут делать нечистым и слабым. Метод замещения одной мысли другою может быть использован с успехом в разных случаях. Если в уме появится неприязненная мысль о каком-нибудь человеке, она должна быть немедленно заменена мыслью о добродетели, которою обладает тот человек, или о каком-нибудь совершенном им хорошем поступке. Если ум обуреваем беспокойством, надо направить его на мысль о смысле жизни, о Благом Законе, "властно и кротко всё устрояющем". Если какая-нибудь особенно нежелательная мысль настойчиво вторгается, тогда важно пустить в ход и особое оружие; надо найти какой-нибудь стих или изречение, содержащие идею противоположного характера и каждый раз, когда досадная мысль прокрадывается в ум — повторять их и размышлять над ними. По прошествии недели или двух надоедливая мысль перестает беспокоить.
Хорошо всегда иметь наготове какую-нибудь высокую идею, ободряющее изречение, вдохновляющее на доблестную жизнь. Каждый день, прежде чем погрузиться в море житейских забот, мы должны снабдить ум этим щитом — доброю мыслью. Достаточно нескольких слов, взятых из Писания, (священного для нас), будучи повторены несколько раз рано утром, они запечатлятся в мозгу и неоднократно придут на ум в течение дня, так что он будет повторять их машинально, каждый раз, как он окажется незанятым.
ОПАСНОСТИ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ
Существуют некоторые опасности, соединенные с упражнением в сосредоточении, о которых необходимо предупредить начинающих, потому что многие, из особенно ревностных, в своём желании пойти вперёд как можно дальше, идут слишком поспешно и вместо того, чтобы облегчить свою работу, создают себе преграды. Тело может пострадать вследствие неведения и небрежности упражняющегося.
Когда человек сосредоточивает ум, тело его принимает напряженное положение и он этого не замечает, это происходит бессознательно с его стороны. Это влияние ума на тело замечается во многих незначительных случаях; усилие вспомнить заставляет нас наморщить лоб, устремить глаза в одну точку, а брови насупить; напряженное внимание сопровождается пристальным взглядом, беспокойство — горячим, тревожным взглядом. В течение веков за работой ума всегда следовала работа тела, ум был всецело направлен на удовлетворение потребностей тела, через физические усилия последнего, и таким образом установилась эта ассоциация между ними, действующая автоматически.
Когда начинают сосредоточиваться, то тело, согласно сложившейся привычке, следует за умом и в то время, когда напрягаются нервы — напрягаются и мышцы; отсюда громадное физическое утомление, мышечное и нервное истощение, а после сосредоточения часто появляются острые головные боли и некоторые, полагая, что эти болезненные последствия неизбежны, готовы уже бывают отказаться от сосредоточения.
На самом же деле их легко избежать простою предосторожностью. Нужно время от времени прерывать свое сосредоточение, чтобы заметить, в каком положении находится тело, и если оно напряжено, натянуто или судорожно сокращено, нужно ослабить его напряженность; если это проделать несколько раз, то связь их взаимодействия будет прервана и в то время, когда ум будет сосредоточиваться, тело будет оставаться гибким и спокойным. Патанджали говорил, что положение тела во время созерцания должно быть "удобным и приятным"; своим напряжением тело не может помочь уму, а только повредить себе.
Вот один случай из моей личной жизни, подтверждающей сказанное. Однажды Е.П.Блаватская, под руководством которой я занималась сосредоточением, дала мне задачу, требовавшую напряжение воли; я напрягла её изо всех сил, вследствие чего вздулись кровеносные сосуды на голове. "Милая моя", сказала она сухо, "волю надо проявлять не через посредство кровеносных сосудов". Другая физическая опасность заключается в действии, производимом сосредоточением, на нервные клеточки мозга. По мере того, как сила сосредоточения нарастает, ум утихает и Эго начинает через него действовать, последний предъявляет новые требования к нервным клеточкам мозга. Эти клеточки, как известно, состоят из атомов, вся совокупность которых представляет коловращающиеся спириллы, по которым текут струи жизненной энергии. Мы имеем семь наборов таких спирилл; из них функционируют лишь четыре, остальные три не действуют в настоящее время, находясь ещё в зачаточном состоянии. Когда высшие силы начинают изливаться, пролагая себе путь в атомах, ряд спирилл, предназначенных служить им проводником лишь в позднейшей эволюции, вызывается к деятельности. Если это происходит медленно и осторожно, то оно не причиняет вреда, но слишком сильное давление бывает причиной порчи нежного строения спирилл. Эти маленькие, тонкие трубки, находясь в бездействии, соприкасаются своими стенками, подобно трубкам из мягкого каучука; если же их сильно раздвинуть, то они могут разорваться. Признаком опасности является чувство тяжести и тупости в мозгу; если на него не обратить внимания, то это повлечёт за собой острую боль и может наступить упорное воспаление. Поэтому сначала надо упражняться в сосредоточении с большою осторожностью, и никогда не доводить его до мозгового утомления. Несколько минут подряд — достаточно для начала, а по мере того, как упражнение делается привычным, можно увеличивать его продолжительность. Но как бы коротко не было время для сосредоточения, оно должно происходить ежедневно; если пропустить его хотя бы один день, то атом возвращается в свое прежнее положение и всю работу приходится начинать сначала. Не слишком продолжительные, но постоянные и правильные упражнения, дают наилучшие результаты и позволяют избегнуть опасности. В некоторых школах хатха-йоги ученикам советуют, в виде вспомогательного средства, устремлять глаза на чёрное пятно на белой стене и пристально смотреть на него до тех пор, пока они не впадут в транс. Этого не следует делать по двум нижеследующим причинам. Во-первых, это через некоторое время пагубно подействует на физическое зрение и глаза теряют способность приспособления. Во-вторых, это может вызвать известный род паралича мозга. Начинается он с утомления сетчатой оболочки глаз, когда световые волны достигают её, затем чёрная точка исчезает, вследствие того, что место на сетчатке, где отразился её образ, стало нечувствительным, под влиянием слишком продолжительной напряжённости. Это утомление распространяется во внутрь, пока наконец не наступает подобие паралича и ученик погружается в гипнотический транс. Известно, что на Западе, чрезмерное возбуждение органа чувства считается средством для гипнотизирования и для этого употребляется вращающиеся зеркала, электрический свет и тому подобное. Паралич мозга не только останавливает всякое мышление на физическом плане, но делает мозг нечувствительным и к высшим вибрациям, так что Эго не может класть на него отпечаток; паралич мозга не освобождает Эго, а лишь лишает его орудия. Человек может неделями оставаться в трансе, вызванном таким путём, но проснувшись он не сделается мудрее, чем был до транса. Он не достиг познания; он просто потерял время. Эти способы не развивают духовной силы, но лишь производят физическую слабость.
МЕДИТАЦИЯ
Мы, собственно говоря, уже разъяснили выше, что такое созерцание, т.к. оно ничто иное, как утвердившееся положение ума, сосредоточенного на объекте благоговения или на проблеме, требующей освещения, чтобы быть постигнутой, или на чем-нибудь, из чего надлежит извлечь и усвоить скорее жизнь, чем форму.
Пока, хотя бы до некоторой степени, вы не овладеете сосредоточением, созерцание не может быть осуществлено.
Сосредоточение не есть цель, а лишь средство для достижения её; оно создает из ума орудие, которое может быть использовано по желанию владельца. Когда уже сосредоточенный ум, обращен исключительно на один предмет, имея в виду проникнуть в его покровы и достигнуть жизни предмета, чтобы соединить эту жизнь с той, к которой принадлежит ум — тогда только осуществляется созерцание.
Сосредоточение можно рассматривать, как созидание орудия; созерцание — это его применение. Ум приобрел "заостренность"; тогда он направляется и твёрдо устанавливается на каком-нибудь предмете, который требуется познать.
Каждый человек, решивший вести духовную жизнь, должен ежедневно некоторое время посвящать созерцанию. Скорее, пожалуй, можно поддержать физическую жизнь без пищи, чем духовную без созерцания. Тот, кто не способен уделить получаса в день, в течение которого мир был бы закрыт для него и ум мог бы получить с высших планов струю жизни, тот не может вести духовной жизни. Божественное может открываться только сосредоточенному непоколебимому уму, закрытому для внешнего мира.
Бог проявляется в своей вселенной в бесчисленных формах; в глубине же человеческого сердца Он проявляет Своё Бытие и Природу, открываясь тому, кто есть частица Его Самого. В этой тишине покой, крепость и сила наполняют душу, и созерцательный человек всегда самый сильный в этом мире.
Лорд Розбери, говоря о Кромвеле, назвал его "практическим мистиком" и сказал, что практический мистик — это величайшая сила в мире. И это верно. Сосредоточенный разум, способность изолировать себя от суеты, проявляются в безмерном нарастании энергии во время работы, в стойкости, самообладании, в спокойствии. Человек созерцания никогда не тратит напрасно времени, не расточает энергии, не упускает удобного случая. Такой человек управляет событиями, т.к. внутри его живут те силы, внешним выражением которых являются события; он участвует в божественной жизни, следовательно, обладает и божественной силой.
МЫШЛЕНИЕ И ОСТАНОВКА МЫШЛЕНИЯ
Много силы можно приобрести, если научиться не только думать, но и прекращать мышление по собственной воле. Пока мы думаем, мы должны весь наш ум обратить на мысли и стараться думать изо всех сил. Когда же работа мысли окончена, мысль должна быть отброшена "совершенно" и нельзя дозволять ей бесцельно носиться, то касаясь нашего ума, то оставляя его, подобно лодке, бьющейся о скалы. Человек приводит машину в действие лишь тогда, когда надо исполнить какую-нибудь работу, а не расходует её сил напрасно. Ментальной же силе, имеющей неизмеримую ценность, позволяют работать и тратить энергию без всякой цели и пользы. Научиться прекращать мышление, предоставляет уму отдых, составляет приобретение большой важности. Как усталые члены во время отдыха восстанавливают свои силы, так и утомленный ум обретает силы в состоянии покоя. Постоянное мышление — это постоянные вибрации; а постоянные вибрации — это постоянное расходование. Такая бесполезная трата энергии влечет за собой истощение и преждевременное разрушение, но человек может сохранить и ментальное тело, и мозг, если научиться прекращать мышление, когда мысль не направлена ни на какую определённую цель.
Правда, "прекращение мышления" — дело не лёгкое. Быть может оно даже гораздо труднее самого процесса мышления. До полного установления этой способности, надо упражняться в "прекращении мышления" только на очень короткие промежутки времени, т.к. для того, чтобы удержать ум в покое, требуется значительный расход энергии. После того, как вы серьезно размышляли, надо отбросить мысль, а если она стремится возвратиться — надо отвлечь от неё внимание. Надо обязательно отворачиваться от каждой самозванной мысли; в случае надобности, вообразите себе пустоту, как шаг к спокойствию, и попытайтесь сознавать лишь тишину и темноту. Работа в этом направлении будет становится всё яснее и яснее, если она будет настойчива, а приобретение ощущение покоя и тишины поощрит вас в вашей настойчивости. Надо помнить, что приостановка мысли, обращенной к внешней деятельности, является необходимым предварительным условием для работы на высших планах. Когда мозг научился уже пребывать в покое, когда он больше не возобновляет постоянно несвязные образы своей прошлой деятельности, тогда только для Сознания открывается возможность свободно действовать на своем собственном плане. Тот, кто хочет сделать этот смелый шаг в течение своей настоящей жизни, должен научиться прекращать мышление, потому что только тогда, когда "изменения мыслящего начала" прекратятся на низшем плане, может быть достигнута свобода (действия) на высшем.
Другой способ предоставления покоя ментальному телу и мозгу — и способ более лёгкий, чем прекращение мышления — состоит в перемене мысли. Человек, серьёзно и напряженно думающий в одном каком-нибудь направлении, должен иметь и другой объект для мышления, отличный насколько возможно от первого, к которому он мог бы направить свой ум для отдохновения.
Чрезвычайная свежесть и молодость мысли, так характеризовавшая Уильяма Эварта Гладстона во дни его старости, была в значительной степени следствием разнообразия его умственной деятельности. Главнейшею и постоянною его деятельностью была политика, а исследования по богословию и истории Греции заполняли часы его досуга. Правда, он был посредственный теолог, и я не могу сказать, каким он был исследователем Греции; но хотя мир и не обогатился его теологическими изысканиями, то всё же этим занятиям он обязан тому, что сохранил свой ум живым и восприимчивым. Противоположный пример являет нам Чарльз Дарвин, который очень жалел в старости, что дал совершенно заглохнуть другим своим способностям, которые позволили бы ему заниматься и другими предметами, помимо своей специальности. Литература и искусство не интересовали его и он живо чувствовал те ограничения, которым сам себя подверг углубившись исключительно в свою специальность. Человеку необходимо разнообразие в его занятиях, касается ли это мышления или физического тела, т.к. он может пострадать от умственной судороги, как страдают, например, пальцы от постоянного писания.
Особенно важно, быть может, для людей поглощенных преследованием мирских целей, заниматься ещё чем-нибудь, отвечающим их способностям, но далеким от деловой деятельности, как, например, искусством, наукой или литературой, которые могли бы им доставить и умственное отдохновение и образование. И прежде всего, молодые люди, раньше, чем их свежий и деятельный мозг станет дряхлым и изнуренным, должны бы были избрать себе занятия такого рода; тогда в старости они найдут в самих себе ту силу, которая украсит и озарит их последние годы. Форма сохраняет свою эластичность на гораздо больший период времени, если ей, таким образом, путем разнообразных занятий, доставляют известный отдых.

0

63

ТАЙНА УСПОКОЕНИЯ УМА
Во всём том, что уже нами рассмотрено, мы нашли указания на кое-какие способы, посредством которых можно достичь успокоения ума. Но основным условием для него является ясное сознание и понимание нашего места во вселенной.
Мы составляем часть одной великой Жизни, которая не допускает ни ошибок, ни ослабления напряжения и силы, которая "властно и мягко управляя всеми вещами", влечёт миры к их цели. Представление о нашей незначительной жизни, как об отдельной независимой единицы, борющейся лишь собственными силами с другими отдельными и независимыми единицами, есть одно из самых печальных заблуждений. Пока мы будем смотреть на мир и жизнь с этой точки зрения — покой недостижим для нас. Когда мы почувствуем и познаем, что все "я" есть одно, тогда ум наш обретёт покой, без опасения его утраты.
Все наши беды происходят от того, что мы смотрим на себя, как на отдельные единицы, и оттого, что, обращаясь кругом своей собственной ментальной оси, думаем только о наших личных выгодах, наших личных стремлениях, радостях и горестях. У некоторых это касается лишь низших сторон жизни и — это наиболее неудовлетворённые из всех: они вечно стремятся захватить всё больше из общих материальных благ и копят бесполезные богатства. Другие думают о своём личном развитии в высшей жизни; это — хорошие, серьёзные люди, но тоже вечно недовольные и беспокойные. Они всегда заняты созерцанием и анализом самих себя: "Двигаюсь ли я вперед? Знаю ли я больше, чем в прошлом году?" и тому подобное; они озабочены доказательствами своего прогресса, все их мысли сосредоточены на личном внутреннем преуспевании.
Нельзя найти покой в постоянном стремлении к удовлетворению отдельного "Я", даже если это удовлетворение высшего порядка. Покой пребывает лишь в отречении от своего отдельного "Я", в утверждении Высшего Я, которое Едино, того Я, которое проявляется на "каждой" ступени эволюции, содержится в нас постольку же, поскольку и в других людях, и которое даёт удовлетворение всем. Стремление к умственному прогрессу имеет большую ценность, пока низшие желания подавляют и связывают стремления человека, начинающего над собой работать; в нем он черпает силу, освобождающую его от них; но оно не даёт, не может дать счастья, которое приходит только тогда, когда отдельное "я" будет отвергнуто, а великое Высшее Я будет признано целью, ради которой мы живем во вселенной. Ведь и в обыкновенной жизни самые счастливые — это бескорыстные люди, те, которые трудятся для счастья других, забывая самих себя. А самые неудовлетворённые — те, кто вечно ищут счастья для себя самих.
Мы все — это Высшее Я и потому радости и горести других — столько же принадлежат нам, как и им, и соответственно тому, как мы чувствуем это и учимся жить таким образом, что вся вселенная участвует в жизни, текущей в нас, наши умы учатся Тайне Мира. "Тот достигнет мира, в ком все желания текут подобно рекам, текущим в океан, наполненный водой, но остающийся недвижимым, — но не тот, кто желает желания"*. Чем больше мы желаем, тем более растёт жажда счастья, которая и есть несчастье. Тайна Мира есть познание Высшего Я, и мысль, что "это Высшее Я — есмь Я", ведёт нас к достижению покоя ума, нарушить который ничто не в силах.

0

64

Дыхание человека

Дыхание - чрезвычайно важный жизненный процесс. Без него невозможна сама жизнь. Чем чище воздух и чем энергичнее и полнее мы вдыхаем его, тем в лучшее состояние приходит наше тело. Мы питаемся не только обычной пищей - посредством дыхания мы также питаемся. Это известно каждому школьнику.
Но и дух наш дышит. С каждым вдохом мы вводим в себя некоторое количество тончайшей субстанции, которой обильно насыщена вся атмосфера. Эта тончайшая неуловимая субстанция наделяет нас способностями и силами, свойственными миру духов и с помощью которых можно влиять на материальный мир, если мы правильно используем эту субстанцию.
Когда мы дышим глубоко и полно, мы вводим в кровь большое количество кислорода, необходимого для жизни. Вместе с тем одновременно мы вдыхаем еще большее количество тончайших частиц эфира, которые затем пронизывают все наше тело, наделяя своими силами и свойствами наше одическое (астральное) тело и нашу телесную оболочку.
Благодаря полному и глубокому дыханию астральное тело получает удивительный приток силы, способной через некоторое время преодолеть сопротивление тела и сделать его могущественнее.
Мы должны стараться посредством соответствующих упражнений укрепить наше астральное существо, чтобы, чтобы оно приобрело господство над телом. Ведь оно - носитель оккультных сил, и чем сильнее на нас воздействует, тем лучше мы будем пользоваться этими приобретенными силами.
Мы тратим на дыхание немного времени. Новорожденный делает в минуту 44 вдоха, пятилетний приблизительно 26, а взрослый человек уже довольствуется 16-17 вдохами, хотя их требуется в три раза больше, и это малое количеств вдохов совершается к тому же в нечистом воздухе и абсолютно неправильным образом.
Так как большая часть людей вынуждена по долгу службы проводить почти почти весь день в тесной, душной комнате или зловонном фабричном помещении, необходимо по крайней мере раз в день прибегать к драгоценному "воздушному" питанию.
Первые упражнения должны научить вас правильно дышать - сверху вниз. Мы должны взять за правило всегда дышать через нос, если желаем делать глубокие и полные вдохи; выдыхание должно производиться через рот.
Упражнения в дыхании в теплое время года надо выполнять по большей части на свежем воздухе, в комнате с распахнутыми окнами или в непосредственном соседстве с ними. В холодное время года комната до начала упражнений должна быть хорошо проветрена и в то же время достаточно согрета. Если комната хорошо натоплена, то можно открыть форточку, но не следует находиться близко к ней, чтобы входящий холодный воздух не сразу проникал в легкие, а сначала немного согревался в комнате.
Главное правило - остерегаться вдыхания холодной струи воздуха. Это опасно.
К упражнениям всегда приступайте в определенное время, остерегаясь, однако, вечернего воздуха.

Первое упражнение выполняется стоя. Вытягивают обе руки горизонтально в стороны, затем напрягают все мускулы рук и поднимают согнутые руки вверх так, чтоб они сомкнулись позади головы. Затем поднимают вверх плечи, наклоняют голову немного назад и, выдохнув воздух из грудной клетки, закрывают рот. В этом положении медленно, полно и глубоко вдыхают воздух через нос и затем выдыхают снова так же медленно через рот. Это упражнение выполняется в течении 8 дней, по 8-10 раз в день, а то и чаще. При этом стараются делать глубокий вдох через одну ноздрю. Для этого закрывают другую ватой.
После того, как вы достаточно приучились к полному и глубокому дыханию, уже сможете удерживать воздух в легких более долгое время. Руки должны все время оставаться сзади головы.
Сначала можно придерживаться следующего режима. Вдыхаем 10 секунд и выдыхаем столько же. Затем при каждом упражнении прибавляем по 2 секунды до тех пор, пока это возможно. После 10 или 14 дней упражнение нужно выполнять не стоя, а лежа. Руки должны оставаться сомкнутыми, как и прежде. Во время задерживания дыхания попеременно расширяют углубление живота (место между последним ребром и пупком) и после этого - грудную клетку.
Необходимо твердо удерживать дыхание во время перехода воздуха из грудной полости в углубление живота. Сначала упражнение выполняют 5 или 6 раз, а затем постепенно доводят до 15-19 раз, после чего воздух надо медленно выпускать через рот. Все упражнение проделывается 8 или 10 раз в день. Это упражнение можно выполнять утром в постели, перед тем, как вставать, или вечером - перед сном.
Через некоторое время можно выполнять следующее упражнение. Вдыхая воздух, поворачивают голову назад и держат ее в таком положении при задержанном дыхании, а при выдохе снова приводят ее в нормальное положение. Продолжительность этого упражнения должна быть та же, что и обычного упражнения в дыхании; все упражнение можно повторить от 6 до 10 раз.
Настоятельно рекомендуется после каждого приема пищи делать глубокий вдох. Очень скоро вы заметите, что пищеварение улучшилось.
Некоторое время спустя начинают занятие с известного дыхательного упражнения, но уже без сомкнутых позади рук. Они должны спокойно лежать по обеим сторонам тела. Во время задерживания дыхания до предела напрягают все мускулы тела, но не сразу, а постепенно. Начинают с мускулов рук и переходят постепенно ко всем остальным, находящимся в зависимости от нашей воли. Только мускулы головы и шеи должны оставаться ненапряженными.
Если через некоторое время почувствуете, что больше не можете задерживать дыхание, медленно расслабьте мышцы и выдыхайте воздух известным способом. Это упражнение очень важно. Его нельзя пропускать. Впоследствии время от времени надо к нему возвращаться.
Опыт свидетельствует об исключительной зависимости силы воли от дыхательного процесса. Египетские и персидские жрецы причисляли искусство дыхания к священным тайнам и довели его до высокой степени совершенства. Мы также знаем, что индусские адепты высоко ценят упражнение в дыхании, так как оно играет важную роль в их чудесах.
Для дыхательных упражнений нам нужно прежде всего ознакомиться с механизмом дыхания.
При вдыхании легкие расширяются не самостоятельно, а только следуют за расширением грудной клетки, заполняя образующуюся при этом пустоту. Грудная клетка расширяется благодаря напряжению особых дыхательных мышц, прикрепленных к ребрам и расширяющих, и поднимающих грудь, бока и часть спины. Кроме того, легкие расширяются книзу в область живота, благодаря выдавливанию вперед и вниз внутренностей под натиском сжимающейся диафрагмы (грудобрюшной преграды, мускулистой перепонки, отделяющей грудную полость от брюшной).
При выдыхании легкие сжимаются тоже только под воздействием грудной клетки, которая сама по себе пассивно сжимается, как только дыхательные мышцы перестают ее растягивать.
У нормального человека разница в окружности груди, измеренная под сосками при полных и пустых легких, равняется приблизительно семи сантиметрам.

Дыхательные мышцы

Эти мышцы разделяются на девять главных групп, которые надо запомнить.

1. Верхние грудные мышцы с обеих сторон грудной кости, поднимающие грудь.
2. Средние грудные мышцы под ложечкой в реберном углу, под грудной костью, расширяющие грудь.
3. Нижние дыхательные мышцы (на животе), расширяющие живот. Здесь же находятся сжимающие живот и нижнюю часть груди выдыхательные мышцы.
4. Верхние боковые мышцы под мышками, растягивающие грудь вбок (с обеих сторон).
5. Средние боковые мышцы на высоте ложечки, расширяющие бока (на каждом боку).
6. Нижние боковые мышцы у бедер, растягивающие живот в стороны (на каждом боку).
7. Верхнеспинные мышцы над лопатками, расширяющие спину, как и две последние группы (8-я и 9-я)
8. Среднеспинные мышцы на высоте группы 2-й и 5-й.
9. Нижнеспинные мышцы в поясничной области.

В виде предварительного упражнения необходимо изучить действие всех вышеописанных мускулов, как при вдыхании, так и при выдыхании. Для этого надо положить руки поочередно на каждую группу мышц и, сильно надавливая руками, как бы стараться помешать расширению и сжатию груди, боков, спины и живота при вдыхании и выдыхании. Каких-нибудь других мускулов, не участвующих в дыхании, напрягать при дыхании никоим образом не следует; особенно надо избегать напряжения шеи и затылка.
Вообще дышать следует обязательно через нос, так как нос является своего рода фильтром, задерживающим в себе пыль и разные болезнетворные начала и не дающим им проникнуть в горло и легкие. Кроме того, проходя через нос, как мы уже говорили выше, холодный воздух согревается, что предохраняет горло и легкие от простуды. Лица, у которых дыхание через нос затруднено, должны обратиться к врачу-специалисту для устранения этого недостатка.

Три типа дыхания

Подготовительное упражнение. Известно, что существуют три типа дыхания, при каждом из которых работает, главным образом, какая-нибудь одна часть легких, в которой и ощущается чувство дыхательного напряжения и на которую обязательно переносится внимание. Типы эти оказывают влияние на соответствующие части тела (голова, грудь, живот) и способности.
Основное положение: ложатся на спину на что-нибудь твердое и ровное (на покрытый ковром пол) без подушки под головой и в таком положении учатся всем трем дыхательным типам. При всех упражнениях, прежде чем вдыхать, полностью выдыхают весь отработанный воздух, активно сжимая дыхательные мышцы.

1-й тип (грудной). При этом типе дыхания руки лучше закинуть за голову. Медленно вдыхают воздух (через нос), стараясь, чтобы расширялась лишь верхняя часть груди. Живот вдавливается внутрь (естественно, сам собой), плечи по мере вдыхания отводят, а голову запрокидывают назад. Кроме того, грудная клетка, ключицы и плечи несколько поднимаются вверх.
После нескольких секунд удержания воздуха в легких медленно выпускают его (через нос).

2-й тип (брюшной). При этом типе дыхания грудь, плечи и голова остаются неподвижными, а работает нижняя часть легких, благодаря чему живот выпячивается вперед. Одновременно также выпячивается назад поясница и средняя часть спины. Вдыхание, задержка и выдыхание воздуха делаются так же, как при 1-м типе.

3-й тип (боковой). При этом типе расширяются главным образом средняя часть легких, бока, для облегчения чего можно немного приподнимать плечи и отделять от боков руки во время дыхания.
Упражнения выполняют так же, как и предыдущие. Некоторым кажется более удобным учиться этому типу дыхания сидя.

Средство контроля. При всех типах проверять, ощущается ли в соответствующих местах чувство дыхательного напряжения. Кроме того, при 1-м типе - проверка дыхания руками, проваливается ли живот, выпячивается ли грудь, при 2-м - выпячивается ли живот, поясница, середина спины и остается ли грудь покойна; при 3-м - выпячиваются ли бока и спина под лопатками. Положить руки: в 1-м случае - одну на грудь, другую на живот, во 2-м - одну на живот, а другую на спину; в 3-м - обе руки на бока.
Следует уметь дышать каждым из трех типов не только лежа, но и во всевозможных положениях.
Постоянно делать эти упражнения нет надобности, достаточно только развить этот навык.

Полное дыхание

А. Стоя (сверху или снизу). Это упражнение состоит в соединении всех трех типов дыхания и требует предварительного их изучения. Встают, протягивают руки в обе стороны на уровне плеч в горизонтальном положении, сгибают их в локте, а кисти рук кладут на плечи.
В таком положении, не напрягая мускулов, вдыхают сначала грудью (1-й тип дыхания), затем боками и верхней частью спины (3-й тип) и, наконец, животом, поясницей и серединой спины (2-й тип). При начале дыхания, когда расширяется только живот, можно голову, плечи и грудь наклонить немного вперед; при расширении же груди, и голова, и плечи откидываются назад, позвоночник выпрямляется; смотреть вверх. Полезно при этом подниматься на носки и выпрямлять спину при расширении верхней части легких, как бы стараясь удлинить свое тело. Затем выпускают воздух.
При дыхании мускулы не должны напрягаться, особенно мышцы шеи и затылка, а дыхательное напряжение должно ощущаться последовательно в соответствующих местах и на них должно переноситься внимание.
При упражнении медленно считают в уме. На каждый счет приходится по 1 секунде времени (вначале следят по часам). На дыхание грудью приходится три счета (1-2-3), на дыхание боками - один (4) и на дыхание животом - два (5-6). Легкие наполняются воздухом до предела.
Затем производят упражнение в обратном порядке (снизу вверх), т.е. сначала живот, низ и середина спины - 2 секунды; затем бока и верх спины - 1 секунда и, наконец, грудь - 3 секунды. Становиться на носки и выпрямлять спину при этом полезно (при расширении груди).
По мере изучения упражнения следует приучиться делать его, не считая в уме, причем продолжительность как всего упражнения, так и трех его составных частей не должна меняться заметным образом.
Результат упражнения - род приятного слабого опьянения, свежесть и бодрость.
Это упражнение следует делать ежедневно утром 20-30 минут, или же два раза в день по 10-15 минут, в течении около 10 дней, после чего его заменяют следующим, не забывая его, однако, окончательно.

Б. Сидя (сразу). Затем следует научиться дышать полно, одновременно расширяя до пределов возможности и грудь, и бока, и живот, и спину.
Лучше всего это делать в позе "падма асана" ("поза лотоса"). При этом упражнении чувство дыхательного напряжения мысленно переносят сначала в центр тела (середину живота чуть ниже "ложечки", где находится солнечное сплетение), а затем на низкую оконечность спинного хребта, так же, как и внимание.
При этом упражнении вдыхание длится 4 секунды, удержание воздуха - 16 секунд и выдыхание - 8 секунд. Для облегчения счета можно перебирать пальцами четки.
Впоследствии эти числа можно будет для большинства заменить соответственно и постепенно 8-32-16, что уже вполне достаточно, и лишь немногие будут в силах дойти до чисел 18-64-32.
Полное дыхание сидя следует иногда производить попеременно сверху и снизу, т.е. начиная с груди и живота, как при предыдущем упражнении, наполняя легкие воздухом до пределов возможности. Чувство дыхательного напряжения и внимания по наполнении легких переносится в нижнюю оконечность позвоночника.
Продолжительность упражнения ежедневно - 30 минут в один или два приема не менее 10-15 дней.
Можно время от времени делать и противоположное упражнение, которое отличается лишь тем, что остановка дыхания при нем происходит при пустых легких, т.е. после полного выдоха. Особенно полезно оно, подчеркиваем мы, для тех, кто страдает затруднением дыхания (одышка, астма, удушье и т.п.). Упражнение несколько труднее предыдущего, почему мы рекомендуем не переходить границ: вдыхание - 4 секунды, выдыхание - 8 секунд и остановка, при пустых легких - 15 секунд. Продолжительность этого упражнения минут 5. Чувство дыхательного напряжения и внимания при нем не важны.
Одно из наиболее трудных упражнений - остановка дыхания и при наполненных, и при пустых легких. Вот оно: вдыхание - 4 секунды, удержание (с наполненными легкими) - 16 секунд, выдыхание - 8 секунд, остановка (с пустыми легкими) - 15 секунд.

0


Вы здесь » Тестовый форум » Теория для начинающего Мага » Основы Магии. Лекции