Отличие Магии Сейда от Магии Гальдра

Теперь перейдем к сравнительному анализу основных элементов характеризующих Арктическую магию по- существу.

Кроме уже описанных выше отличий от Магии Сейда и Шаманизма, практики предсказания Спа, следует учитывать качественные отличия древнескандинавской магической практики: Гальдр (galdr) и Сейд (seidr). Речь идет об основных формах нордической магии, а так же об основах более позднего рунического искусства.

Заклинание Гальдра несёт в себе магию само по себе, и исполняется главным творцом магии - Гальдркрафтом. В основном это прерогатива Тула. Тулы, как высшие иерархи религии Трота, так же как и Годи(скандинавские жрецы – мужчины) исполняли языческие обряды в специальных культовых зданиях.

В Сейдхоллах, в «Залах Сейда», на мегалитических комплексах у Камней Сейда языческие обряды из Магии Сейда и Магии Гальдра исполняли не только Сейдмары, но и Гальдркрафты. Поскольку Магия Гальдра была несоизмеримо сильнее и шире возможностей Магии Сейда, для достижения цели Гальдркрафты могли использовать и любые условия, даже просто берег моря или борт боевого корабля викингов.

Заклинания Гальдра обычно описываются словами, имеющими значение петь (gala syngja), в случае Сейда это неизменно глаголы значащие говорить, проговаривать (kveda).

Этимология этого термина означает буквально «магическое заклинание» и во множественном числе звучит как Гальдрар (galdrar), довольно часто встречающийся в скандинавской литературе.

Гальдр представляет собой сложный комплекс практик из арсенала Асов, небесной расы, которых в более поздние времена наделили качествами божеств. Это сложная смесь философии, космогонии, этики, магии заговоров, сакральной поэзии и чародейства.

В ранний период распространения Арктической традиции и скандинавского язычества люди уважительно относились к практикующим Магию Гальдра.

Магию же Сейда обычно рассматривают как противовес Магии Гальдра. В ритуалах Сейда нет четких формул, но есть путешествие перешедшего в трансовое состояние сознания Сейдмадра в иные, недоступные для обычного путешествия, миры и измерения с целью познания нового.

В этом виде Магии Сейда, нередко применяют природные вещества, такие как камень, травы или какие-либо материалы животного происхождения, а так же природные физические явления и воздействие различных галлюциногенов. Согласно преданиям и письменным источникам сагам, что одна из Ванов, Фрейя, владевшая тайнами Сейда, в качестве свадебного подарка научила Одина этому искусству. Один же взамен посвящал ее в секреты Магии Гальдра. Поскольку Ванесса Фрейя - покровительствует любви, магию Сейда иногда связывают с магическими сексуальными практиками.

Безусловно, в средневековье и даже еще раньше, это послужило одним из поводов считать Сейд «позорным занятием». Христианство довольно терпимо относилось к искусству Асов и даже к Гальд-Магии. Например, существует табличка с инструкцией по изгнанию бесов из тела христианина, с типичным христианским экзорцизмом, записанным магическими рунами И если магия Гальдра часто органично сливалась с новыми, христианскими, воззрениями, то Сейд был чужд христианству поскольку дело шло о душе человека, на монопольное владение которой претендовала христианская церковь.

Вероятно искоренение всяких свидетельств и описаний практики Сейда привело к тому, что о традиции Сейда до сих пор известно очень немного.

В свою очередь, и в обществе не скрывалось негативное и опасливое отношение к практике из арсенала Ванов, то есть в Магии Сейда. Сейде являлся практикой вторичной, чуждой Асгарду, и вызывающей неприятие в обществе, проникнутым воинской этикой Арктической культуры. Магия Сейда считалась порочной в силу того, что была связана с потерей самоконтроля, слабостью, неадекватностью поведения и недостойной воина.

В скандинавском обществе сформировалось мнение, стойкий стереотип, согласно которому практика Сейда стала считаться недостойной мужей, и, заниматься Сейдом, было предоставлено женщинам.

Даже техника применения той или иной практик существенно различались

Заклинания Магии Сейда, например, существенно отличаются от заклинаний Магии Гальдра. Само заклинание называется речь (kvaedi), или мудрость (frdi).

Заклинание Сейда произносится практикующим только если нет другого выхода.

Магию Гальдра использовал Ас Один, наиболее могущественный из Пантеона Скандинавских божеств. Но в его характеристике у Снорри Стурлусона, как мага подчеркивается владение им и другими сакральными практиками и умениями, в том числе и Магией Сейда. Но всякий раз это было связано с негативными в нашем понимании моментами в биографии Одина, с морально этическими поступками, несовместимыми с современным пониманием честности и приличия. Магия Сейда применялась им для причинения противнику несчастий, смерти, неудач, слабости или лишения рассудка.

Но Магия Сейда не безвредна для самого практикующего, поскольку все его действия пагубно отражаются, прежде всего, на нем самом.

Причины могли быть самыми разными, но, тем не менее, для воина - скандинава это считалось позорным.

Магия Сейда во многом аналогична практике шаманизма. Прежде всего потому, что практикующий Сейд входит в состоянии невменяемости и транса, недостойное воина и просто нормального человека , а тем более, мужчины.

Невменяемость, потеря хладнокровия, транс или истерическое состояние малопригодно для мужчины. «Потерявший лицо» делается беззащитным перед лицом опасности, агрессии или экстремальных обстоятельств.

Пророчества, Прорицания или Вещие сны, как сакральная информация непосредственно от Высших сил, вполне приемлемы и допустимы. Сон это физиологическая необходимость и воину и Правителю, а тем более Магу сон жизненно необходим. Но использование Магии, опасной для душевного состояния человека и его здоровья, просто из досужего любопытства совершенно неприемлемо.

Поскольку само слово Сейд (seidr) этимологически означает буквально «кипение», и оно используется для характеристики состояния человека бешенства или сильного возбуждения в состоянии транса, а иногда и нервного истощения по пробуждении от кошмара. Недопустимо подвергать себя такой опасности ради занятий магией. Это должно было казаться воинам совершенно неприемлемым. Магия Сейда раскрывает человека перед любыми опасностями и подвергает неоправданному риску, и для воина это не героизм, а слабость.

Душевное состояние схоже внешне с состоянием наркотического или алкогольного опьянения и весьма отвратительно, сопровождается пеной изо рта и мерзкими воплями, когда шаман «путешествует» в иной мир или призывает духов. Нередким было и применение вспомогательных галлюциногенных и психотропных средств. Смысл слова Сейд, в контексте понятия «Бить ключом», «Бушевать», «Кипеть» косвенно указывает на употребление галлюциногенных веществ в целях расширения сознания, например или ритуального отравления. Для внешних наблюдателей это выглядело как результат отделения души практикующего Сейд от собственного физического тела.

Но иногда термин Сейд упоминается и в позитивном контексте. Речь идет об активной положительной Магии. Жрица-Сейдкона по имени Турид Сандафиллир, из сборника саг «Книга обретения Земли»(«Landnamabok»), дает нам пример упоминания этого вида Маги, как практики Сейда в позитивном смысле. Сейдкона Турид была прозвана в народе Сандафиллир («наполнительница сетей»- старо-норвежск.), за свое умение магией Сейда наполнять рыбой каждую опущенную в воду сеть.

При применения магии для излечения больных использовались различные заклинания, но огульно объединять их все под термином Шаманизм не корректно. Даже если внешние атрибуты обряда во многом напоминают Сейд или камлание шамана.

Например, у Снорри Стурлусона также описывается, как для целительских целей вёльвой Гроа применяется Магия Гальдра. Она использовала частично англо-саксонское заклинание «With Faerstice» (огненный жезл - старо-саксонск) для излечения боли.

Текст заклинания:

«Gif hit waere esa gescot, odde hit waere ylfa gescot,

odde hit waere haegtessan gescot»

(будь причиной поражение от асов, или от альвов, или от ведьм)

содержит упоминание духов, поразивших пациента и внешне напоминает шаманизм. Этим тут же воспользовались сторонники восточносибирского гипотезы распространения Арктической культуры и широко оповестили о явлении «англо-саксонского шаманизма».

Но внимательное дальнейшее прочтение и изучение текста заклинания, доказывает, что

Вёльва Гроа точно следуя воинскому ритуалу викингов, объявляет о своей магической силе, о своей защищенности различными магическими вещами, угрозе парализовать действия духов навсегда, а самой боли приказывается улететь за горы или раствориться. В этом примере содержатся элементы субкультуры Асов, то есть речь идет о магии Гальдра сочетающих воинский ритуал с магией. Перед духами не заискивают и не обманывают, а общение с ними носит императивный характер. Маг обличает духов, поразивших пациента, заявляет о власти над ними, о своём магическом оружии, о копьях и о ноже. Самому недугу приказывается удалиться и пациенту излечиться. То есть заклинание следует общим законам Гальдр - магии. Сторонники германской версии распространения нордической традиции высказывают версию, что это заклинание – наследие культа Вотана, с широким использованием боевых копий и приказами улететь за гору. Но для его проведения требовалась группа обнаженный яростных воительниц, с пляшущими на могилах, дикими женщинами-копьеметательницами. Так что о широком применении и медицинском назначении такого шаманского трансового обряда говорить не вполне корректно, учитывая рациональность мышления Северных народов.

В качестве аргумента приведем тот факт, что при описании операции по удаления кусочка точильного камня из головы Тора в Haustlong используется глагол gala, от которого происходит этимологически сам термин Гальдр.

Как бы то ни было, а оказание реальной медицинской помощи и излечения чаще всего встречается в описании магии Гальдра, связано с практикой Гальдра или рунной магией. Даже после враждебной атаки духов или внешнего заклятия излечение от последствий духовного воздействия также проходит с помощью Гальдра.

Суммируя эти доводы, есть все основания прийти к выводу, что Сейд воздействовал в основном на тело и душу врага, вызывая психические расстройства и смерть. Его морально этическая составляющая была в полной зависимости от эмоционального состояния практикующего Сейд, и являлось практически неуправляемой силой массового поражения.

В отличие от Гальдра, с помощью Сейда нельзя, к примеру, повлиять на погоду, поднимать мертвых из могил, тушить пожар, унять ураган или защитить в бою воина.