Конечная внереальная реальность, Абсолют, проявляясь в потенциальной реальности как Великий Дух, в реальности актуальной проявляется как стремление к бытию и осознаванию.

Это стремление, проявляющееся в виде мировой стихии Воли, находит своё конкретное проявление в виде активных дифференциальных деятелей, взаимодействие которых и осуществляет мировой процесс.

Все эти носители воли делятся на две принципиальные группы – так называемые Свободные и Служебные существа.

Этот бинер возникает из самой первичной двойственности бытия и сознания.

С одной стороны, «чистое» бытие, совокупность энергий, нуждается в оформляющем влиянии, которое предоставляется иерархией логосов, а направляется – Свободными духами – богами, альвами, людьми и т.д. Свобода духа проистекает из его источника – Монады – дифференциального аспекта самопознающего Абсолюта.

С другой стороны, внутренняя природа энергий, коренящаяся в исходной воле Великого Духа, проявляется как их «инерция», собственные тяготения, стремление к актуализации или, наоборот – дезинтеграции и выражается в совокупности «Служебных» духов – ангелов и демонов – источником воли которых является собственно однородная Воля Великого Духа. При этом оформляющий, конкретизирующий, выявляющий и созидательный аспект этой Воли – «Провидение» — находит выражение в Иерархии Ангелов, а разрушающий, дезактуализирующий аспект – «Дух Тьмы» — выражается в псевдоиерархии демонов.

Отметим, что сама степень свободы Свободных духов тоже может быть очень разной в зависимости от их положения – боги не свободны в собственном смысле, поскольку они имеют определённый круг функциональных обязанностей, от которых не вправе отступить. Однако принципиальная независимость их воли, опирающаяся на их Монадную природу, позволяет им ошибаться, делать неверный выбор и вообще находить в себе ту разность потенциалов, которая лишает мир однообразной механистичности проявления. Другими словами, двойственность Свободных духов заключена в самом их существе. Они находят в самих себе возможность созидания, ни находят опору и смысл существования в своем собственном существе.

Ангелы и демоны лишены возможности выбора. Они реализуют потоки, частью которых являются, выходя из Огненной реки, и в ней же растворяясь. Однако отсутствие свободы их воли не означает отсутствия самой воли. Любой ангел или демон обладает могучей волей, не знающей сомнений, непреклонной и неудержимой. Однако источник этой воли – не в его собственной индивидуальности, но в общем стремлении Великого потока, соответственно – нисходящей или восходящей его части. Другими словами, двойственность служебных духов находится вне их собственного существа, и разность потенциалов, необходимая для действия, проявляется лишь при взаимодействии разнородных токов. Ангелы, как положительный полюс этого бинера, действиуют лишь для того, чтобы сдержать демонов, а демоны, как отрицательный полюс – лишь в той мере, в которой им удаётся дезактуализировать созданное ангелами.

Если человек, бог, ас или альв является самодостаточной системой, то ангел и демон – лишь частью общего потока.

Для мага понимание этих особенностей чрезвычайно важно как с общеидеологических, так и с практических позиций.

Мы уже говорили, что в историческом аспекте именно отсутствие такого понимания привело к расширению власти демонов над человеческим сознанием.

Сведение разнородных сил в одном Ритуале или заклинании должно проводиться с величайшим вниманием и тщательным различением их влияний.

Во-первых, двойственность или однородность природы духов диктует разные способы взаимодействия с ними – взывание/вызывание, теургия/гоэтика становятся понятнее и безошибочнее с учетом такого понимания и выводов, которые из него следуют.

Во-вторых, нередко ускользает из внимания особенность взаимодействия самих духов. К примеру, мало кто из магов сможет удовлетворительно объяснить характер взаимодействия между богом планеты, её ангелом и демоном. А между тем понимание этого взаимодействия позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия с соответствующими энергиями.

Например, Солнечный бог и Архангел Михаил (в солнечном аспекте), хотя и «ведают» разными элементами «солнечного» принципа, находятся в сложных и иногда антагонистичных отношениях друг с другом. Поскольку Солнечный бог, как синтетический деятель, осуществляет просветление и обнаружение всех аспектов бытия, в том числе и негативных, что проявляется в его двойственности согревающего и сжигающего ликов, а Арахангел – стоит на страже устойчивого проявления отдельных аспектов в их согласии, не допуская противоречий, то их взаимодействие можно описать как взаимодействие, например, короля и кардинала в средневековой стране. Для короля важным является процветание страны в целом, а для кардинала – её духовная однородность. И в разных ситуациях общий планетарный принцип, проявляющийся в данном предмете или процессе, управляется преимущественно богом или ангелом, гением или духом, а иногда – и вовсе демоном. И неверно считать, что, скажем, любое воздействие Михаила согласовано с активностью Сората, Накиэля, Окха или Аполлона.

Рассмотреть, «кто стоит» за данным влиянием Принципа и как выстроена вообще вся его внутренняя иерархия в данном влиянии – для мага может быть чрезвычайно, а иногда – и жизненно важно.