Финно-угорские письмена
Системы фиксации письменной речи бытовали у финно-угров (и если брать шире, уральский народов), обитавших на огромном пространстве Евразии – от Скандинавии до Енисея. Эта макросемья языков интересна не только тем, что является одним из самых пространных – ее ареал располагается в самых холодных и теплых климатических поясах (языки мещера, меря, мурома, югра, бьярмии, печера вымерли).
По-видимому, финно-угры – древнейшее население Европейской России, и в 4-5 тыс. до н.э. они занимали всю территорию. Пр ародину финно-угров ищут в разных местах, но, очевидно, самый вероятный вариант – северное Приуралье в бассейне рр. Печоры и Камы.
Кроме того, финно-угорские языки одни из самых неоднородных: даже близкородственные финский и карельский различаются в фонетике. Например, в прибалтийско-финских языках ударение падает на первый слог, в удмуртском – на последний; если в финском присутствует сингармонизм, то в марийском луговом и пермской группе он полностью исчез. В пермских языках высока степень агглютинации, в саамских – флективности. В финских – много гласных и дифтонгов при незначительности согласных, а в пермских – все наоборот (в пермских 26 согласных, в финском – их всего 16). В венгерском 20 падежей, в хантыйском – всего три.
Старописьменными считаются венгерский (с 1200), эстонский (1535) и финский (1540) языки. Норвежские саамы получили письменность в 17 в. Эти языки используют латиницу. Известны кириллические берестяные грамоты на карельском языке, датируемые 13 в. Оригинальная письменность с 14 в., изобретенная православным миссионером Ст. Пермским, была в ходу у коми, но к 17-18 вв. вытеснена кириллицей. Кроме этого исследователи фиксируют у уральских народов использование протописьменности – разного рода тамги (пас у коми, тиште у мари, пус у удмуртов, карельские «руны» и др.), пиктограммы на шаманских бубнах, «писаницы» на камнях (петроглифы, наиболее хорошо известны на территории современной Хакасии; по одной из гипотез здесь располагалась прародина уральских народов).
Все финно-угорские народы христианизированы (государственной религией крупного сибирского государства Енисейский каганат являлось манихейство, в ханты-мансийском язычестве есть следы митраизма; в мордовском – балтизмы – громовержец Пургине-пас и литовский Перкунас); в саамском сильно развит шаманизм.
О шаманских способностях саамов (лапландцев, лопарей) известно в эпосе «Калевала» (руна 12):
Не ходи ты , мой сыночек ,
В села Похъелы далекой,
Не ходи без чародейства,
Без премудрости могучей
К избам Похъелы суровой,
На поля детей лапландских .
Запоет тебя лапландец,
Заклянет тебя турьянец,
По уста положит в угли,
В пламя голову и плечи,
В жаркую золу всю руку,
На каменьях раскаленных.
Эту же мысль находим у А. Пушкина в «Руслане и Людмила»:
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены...
Лапландские колдуны содержались при дворе Ивана Грозного.
В Лапландии находится родина Деда Мороза (Санта-Клауса) и Снежной Королевы из сказки Г.-Х. Андресена.
Индоарийские заимствования в финно-угорских языках: 100 фин. sata, манси sat, (иран. sata); сестра морд. sazor (инд. svasat); волк морд. vergas (инд.vrikas); веревка манси rasn (перс. rasan); дом коми gort (иран. grda); золото удмурт. zarni, хант.-манси sorni (осетин. zerin); зерно морд. čuž (аналогично памир. яз-м); вымя мари vodar (инд. udar); шерсть коми vurun (иран. varna); жеребец эстон. vars (осетин. vyrs); узда коми dom (инд. dama); конский кнут венгер. osztor (иран. aštar).
Это указывает на то, что финно-угорские народы обитали изначально южнее нынешнего ареала. В пользу этого предположения и митраистические влияния на угорскую мифологию. Сравните у хантов и манси божество Мир-Сусне-хум, сюжет о котором аналогичен легенде про Дария и избрания царя с помощью коня (гиппомансии). Исследователи указывают на совпадение имен ханты-мансийского чудища Карс и индийской птицы Гаруды.
Именно с финно-угорским миром связаны легенды, получившие мировую известность: Лапландия – родина Деда Мороза (у Г.Х. Андерсена там обитает Снежная королева), загадочная цивилизация Севера – Гиперборея.
В 1835 Э. Лённрот в своей литературной обработке выпустил первую редакцию эпоса «Калевала», собранного в карельских лесах. Этот эпос оказал огромное значения на развитие фольклора. «Сильмариллион» Дж.Р.Р. Толкина и «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло создавались под впечатлением от Калевалы. В 1963 пос. Ухта в советской Карелии переименован в Калевалу (именно здесь были записаны многие руны эпоса).
Основой для построения вымышленного языка эльфов квенья (Quenya) Толкин взял финский (да и само имя этого фанланга возможно происходит от самоназвания финноязычной группы на севере Швеции и Норвегии – квены (kveeni). Интересно, что в 17 в. в европейской филологии господствовала теория о родстве финского языка и иврита.
В 1915 финский ученый Э. Сеттеля доказал родство финно-угорских и самодийских языков. Так образовались уральские языки (до этого момента финно-угорские языки считались изолированными). Позже возникали гипотезы родства уральских и эскимосских (К. Уленбек, О. Соважо, Т. Ульвинг; наиболее обстоятельно обоснование этой гипотезы у К. Бергсланда), юкагирских (М. Фортескью) и алтайских языков. Одна из последних таких попыток – предположение о генетических связях между уральскими и дравидийскими языками, научно обоснованное Р. Колдуэллом. Интересна эта гипотеза тем, что таким образом у уральской макросемьи появляется древняя цивилизация (Хараппа и Элам). Выдвигались предположения о родстве финно-угорских языков и языка пиктов (зафиксирован латиницей и огамическими письменами на северо-востоке Британии). В частности в одной генеалогической пиктской надписи (Drosten ipe Uoret ett Forcus) термин родства 'ipe' с финским корнем. На юге самодийские языки контактировали с генетически обособленными енисейскими языками (кеты и др.). Современные гипотезы возводят енисейские языки вместе с кавказскими и китайско-тибетскими в языковую макросемью.
В 1883 в Хельсинки создано Международное финно-угорское общество (Suomalais-ugrilainen Seura).
Спорадически возникают проекты создания сепаратистский образований на территории России, включающие финно-угорские народы (государство Идель-Урал; букв. Волга-Урал) либо под эгидой панфинланизма (Suur-Suomi Великая Финляндия с восточной границей по Уралу).
Надпись из Homoródkarácsonyfalva, 13 в.: NeM HiSZeND NeKI / Homoród SZéKeLYI VéSéK
До переселения на Дунай венгры (magyarok) населяли бассейн рек Камы и Белой или территорию современной Башкирии (летописную Великую Венгрию; Жигули иногда называют Мадьярскими горами). Латинское название Венгрии Hungaria происходит из-за того, что долгое время в Европе венгров считали гуннами, так они упоминаются в немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах». (хотя вполне возможно и происхождение от названий протоболгарских племен оногуры, кутригуры, в чьем подчинении находились венгры). С давних времен и до принятия христианства в 995 (когда Иштван I ввел латиницу; официальным языком Венгрии был до нач. 19 в. латинский язык.) венгры пользовались «руническими» письменами (magyar rovásírás – венгерские руны), впоследствии сохранившихся у субэтноса секеев (первое упоминание секейских рун, или székely írás относится к 1483 – «Алфавит из Николсбурга» Nikolsburgi ábécé). К 1598 относится манускрипт Й. Телегди «Рудименты» (Rudimentája). В отдаленных частях Трансильвании секеи использовали эти письмена, генетически восходящие к орхоно-енисейским рунам вплоть до 19 в. В наше время венгерские руны используют в декоративных, игровых и других прикладных целях в том числе и для привлечения туристов (движение за возрождение старой письменности возглавляют Gábor Szakács и Klára Friedrich).
Первый памятник переводной венгерской литературы – «Надгробная речь и молитва» (Halotti Beszéd és Könyörgés 1192-95); в 1520 – первое оригинальное произведение «Песни об опасности». В венгерском алфавите есть буквы, которые больше нигде не встречаются: ő [ö:], ű [ü:]. Специфическая фонетическая транскрипция букв и диграфов sz [s], s [š], zs [ž], cs [č] возникла (как и в польских обозначениях cz [č], sz [š]) под немецкой традицией (sz > ß). Долгота гласных обозначается акутом (как в чешской и словацкой латиницах).
Интересно, что во многие языки Европы вошло слово огр (букв. угр, венгр; предположительно из общеславянского *ǫgrъ) – людоед, великан, беспощадный человек (Европа надолго запомнила жестокие набеги венгров и разорение городов; например, разгром славянского государства Великая Моравия). Слово vampir < vámpír попало в европейские языки очевидно от славян через венгерское посредство. Из венгерского заимствованы также слова гусар (husz жалованье), гуляш (gulyas национальное блюдо), сабля (szabni резать).
Между Рабой и Дунаем живет субэтническая группа венгров куманы (куны) – потомки половцев, вытесненные сюда монголо-татарами. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании – секеи, как считается, происходят от гуннов, по мнению других ученых – от печенегов – прямых предков татар, казахов и отчасти, киргизов. Самым экзотическим субэтносом венгров являются магьярабы (10-60 тыс. чел.), проживающие на границе Египта и Судана. Они были переселены сюда султаном Селимом I в 1517, и к настоящему времени их наречие имеет лишь отдаленное сходство с венгерским языком.
Венгры на свой лад переделали многие имена: Андраш (Андрей), Антал (Анатолий), Бела (Адальберт), Ференц (Франц, Франциск), Габор (Гавриил), Дьёрдь (Георгий, Юрий), Дьюла (Юлий), Имре (Владимир), Иштван (Степан), Янош (Иван), Енё (Евгений), Йожеф (Иосиф), Карой (Карл), Лайош (Людовик), Ласло (Владислав), Михай (Михаил), Миклош (Николай), Пал (Павел), (Александр), Тамаш (Томас, Фома); Женские: Эржебет (Елизавета), Илона (Елена), Ирэн (Ирина), Каталин (Екатерина), Маргит (Маргарита), Жужанна (Сусанна).