Красный цвет в Скандинавии
Фрагмент из статьи «‘í litklæðum’ – Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии» (Тор Эвинг)
Обращая взгляд на выкрашенную в красный цвет одежду, мы обнаруживаем подтверждение тому, что в сагах красный фигурирует как цвет пышности и роскоши. Красный краситель обычно получали из красильной марены (Rubia tinctorum), которая росла во Франции и Англии, но не в Скандинавии. Марену покупали на рынках Quentovic и Парижа IX века, и, вероятно, привозили в Скандинавию для использования в окрашивании, но редкие находки окрашенной мареной ткани, возможно, прибыли уже окрашенными. Окрашенная мареной в красный цвет одежда в скандинавских погребениях всегда ассоциируется с достатком и привозными товарами. Все экземпляры связаны с высоким статусом, а большая их часть происходит из Усеберга, Норвегия, и Маммена, Дания. В целом, красная одежда из Усеберга рассматривается как показатель роскоши, и это же утверждение может быть верно для экземпляра из Маммена. Плетение ткани из Маммена обычно для британской и европейской культур, но практически неизвестно в Скандинавии. Это также единственная одежда со значительным количеством вышивки из Скандинавии периода викингов и содержит мотивы, напоминающие английский стиль Винчестера. Её происхождение из Британии, возможно, из области скандинавского поселения, кажется наиболее вероятным.
Таким образом, красные плащи, замеченные поэтами Харальда (Haraldskvæði, стр.19), были, скорее всего, привозными вещами – предметами роскоши, которые были дарованы королем. Подобно этому serki valrauða, которыми Кнефред пытается заманить Гуннара и Хёгни (Atlakviða, стр.4) должны, вероятно, быть отнесены к иностранным красным одеждам.
Похоже, марена была особенно популярна в Британии, как это подмечено в Conflictus Ovis et Lini (l.175-6). Как и свидетельства тканей из Лондона и Йорка, большое количество марены было найдено в англо-скандинавских слоях Йорка, а останки ёмкостей с частичками марены были найдены в англо-саксонском Лондоне, Фетфорде, Винчестере и Кэнтербери. Марена продолжает преобладать в позднесредневековом окрашенном текстиле. Три сумки с мареной появляются на гербовом щите лондонских красильщиков, тогда как в Норвиче место раннесредневекового рынка до сих пор известно как рынок марены.
В саге о Кормаке (гл. 12) герой произносит строфу, которая упоминает hosu, окрашенные в красный лишайником (hosu mosrauða, стр.38). Этот краситель был особенно распространен в Дублине викингов и Нарсаке, Гренландия, в эпоху заселения. Множество лишайников могло быть использовано, но скандинавский мир, скорее всего, отдавал предпочтение Lichen tartareus, известного как исландский litunarmosi «красильный лишайник», а на Фарерских островах как korkji, словом, происходящим от др.-ирл. corcur, означающего «пурпурный».
Другой краситель, известный из скандинавской археологии – это обычный лесной орех (Juglans regia). О его использовании говорят находки из Хедебю и Усеберга.
Особое восхищение у авторов саг вызывала одежда алого цвета (skarlat). Алые одежды часто даровали исландцам при дворах иностранных королей. Алая одежда появилась в конце эпохи викингов и являлась верхом роскоши среди шерстяной одежды средневековой Европы, соперничая даже с итальянскими и восточными шелками. Интересно, что хотя многие подарочные одежды в сагах предварительно носились дарителем (и это, по сути, увеличивало их ценность), алая одежда, как специально отмечается, была совершенно новой. В отличие от других роскошных одежд, алые, похоже, были из начесной шерстяной ткани, и предполагается, что качество начеса со временем портилось.
Хотя алый существовал во множестве оттенков, алый чаще всего красили до брильянтового оттенка (он служит обозначение цвета и сегодня). Краситель, который использовался для алого, был не мареной, а куда более дорогим кермесом (Kermes vermilio). Этот краситель производили из сушеных тел чешуйчатых насекомых, которые обитают на кермесоносном дубе (Quercus coccifera). Вечнозеленый дуб растет только в Южной Европе. Плиний полагал, что лучшие образцы произрастают в Португалии, Тунисе и Ближнем Востоке. В средневековье его выращивали для красителей по всему Средиземноморью. Хотя алый цвет неизвестен в эпоху викингов, кермесовый краситель был обнаружен в шелках викингов, и возможно его также использовали в привозной шерстяной одежде. Кермес, похоже, использовался для окраски одежды из погребения периода миграций в Эвебэ, Норвегия.