Шанское письмо
Шанское письмо– силлабарий индийского типа бирманской разновидности. На основе шанской модели кодифицированы письменности кхамти, мон, карен, палаунг (таанг). Графика шан восходит к письму пали, создана примерно в 11-12 вв. Древнейшие памятники, религиозного и полусветского содержания, относятся к 18 в. Шанское письмо вместе с ахомским и кхамти образуют западную ветвь тайских письмен.
Шанское письмо из всех, которые созданы на бирманской основе, имеет наибольшее число сильно видоизмененных графем, отличающихся от силлабария-источника (См. Бирманское письмо).
Шанское письмо обслуживает шанский язык (тайская семья с невыясненными генетическими связями) и является официальным в национальной области Шан на северо-востоке Бирмы, или Мьянмы. Шаны (самоназвание тай-ньо) - после каренов, вторая по численности небирманская народность Мьянмы: они составляют 7% населения. Шаны также населяют западные районы китайской провинции Юньнань (там они известны как тай-лы и тайныа), а также отдельными анклавами Таиланд и Лаос (до 13 в. шанское письмо бытовало в Лаосе). Хотя Д. Дирингер упоминает, что весьма возможно, шаны некогда пользовались письменностью, заимствованной у кхмеров, кое-какие следы которой сохранились в наскальных надписях 13 в.
В Бирме шаны говорят на диалекте тай-лонг и используют округлое письмо, отличное от шанов, живущих в Китае (См. лы и тайныа). В национальной области Шан в Бирме (столица г. Таунджи) шанским силлабарием издается периодика и художественная литература. В районе г. Бамо (Банмо) в долине Иравади, на самом севере Шанского государства живут шаны, пользующиеся третьим основным диалектом - тай-мау (тхаи-кхе), которые пользуются письменностью не совсем ясного происхождения. В шанском княжестве Кентунг (Чёнтунг) по левому берегу Салуина и на западе Таиланда живут горцы кхын (кюн), сильно тяготеющие китайским лы; некоторые исследователи включают кхын в состав лы. Письменность кхын аналогична лы.
Другая разновидность шанского письма - айтониа, или шан-доан (doan по-ассамски «иностранный язык») была распространена в районе г. Сибсагар в Ассаме. Отличается своеобразием и письменность чан-лао на севере Вьетнама.
Название «шан» легло в основу таких исторических областей, как Ассам (Ахом) и Сиам. Первое государство шанов с центром в г. Могао-Муангмау (Муанкаунг), ныне Могаун («Город колоколов») появилось в 7-8 вв. В 13 в. при правителе Чжао Куампа шаны достигли зенита своего могущества. В 14-15 вв. в зависимость от шанов попадает Верхняя Бирма. В 1527 бирманская столица Ава захватывается шанами из княжества Мохиньин. Шанское государство Таунгу доминировало до 1599. Позже оно распадается на более чем 30 феодальных княжеств, подчиненных бирманским королям. В период английского господства (19 в.-1947) шанские князья образовали Совет, контролируемый колониальной администрацией. В 1962 Совет шанских князей был ликвидирован прокоммунистическим правительством страны. В 1948-74 шаны входили в состав Бирманского Союза на правах автономного княжества (государства) Шан. Согласно новой конституции статус этого образования был понижен до автономной области. С центральным правительством с 1964 ведет борьбу Армия государства Шан (SSA) - военизированное крыло Прогрессивной партии государства Шан (SSPP); лидер - Сао Сай Нан.
Шаны - буддисты-тхеравадины. Специально для передачи священных текстов на сакральном языке пали были изобретены специальные буквы, представленные выше. Вместе с тем шаны сохраняют почитание духов-пхи и веру в громовика Линлау (Инг, Индра), бога любви, насылавшего на людей всемирный потоп и готовящего эсхатологический мировой пожар. Тотем шанов - тигр.
В 1871 J.N. Cushing в Рангуне выпустил «Грамматику шанского языка», а десять лет спустя «Шанско-английский словарь». В 1915 W. Cochrane там же издает фундаментальный труд «Шаны».