Считалось, что гальд – это мужское искусство, магией сейда же занимаются женщины.
Однако, не будем забывать, что Один – отец рун, не посчитал для себя зазорным обучаться сейду у Фрейи. И учился долго, и терпел и полностью Фрейе подчинялся.
Искусства эти друг друга дополняют, и подчас переплетены весьма тесно.
К гальду относится все, что связано с рунами. А также и знаковая магия (гальдрастафы).
Гальд также объединяет в себе всё, что связано со звуком. Магия слова, талант называния, песни относятся именно к магии гальда. Воспевание богов и покровителей, скальдическая магия – это тоже гальд.
Сейд во многих отношениях сходен с шаманизмом, поскольку и тот, и другой подразумевают вхождение в состояние транса.
Ф. Асвин полагала, что «слабость, порождаемая практикой этого вида магического искусства, - не что иное, как результат отделения души практикующего сейд от его физического тела, когда он “путешествует”.
Для лучшего и скорейшего достижения оного состояния использовались … гм… грибочки, ягодки и монотонные песнопения - вардлокк (vardlokkur).
Возможно, сейд был преимущественно женским ремеслом из-за природной способности женщин без подготовки - поедания мухоморов и пения - входить в полном сознании в Ясень. (И никакого гендерного шовинизма. Что есть, то есть).
Те, кто практикует «мужское искусство», обычно подразделяются на эрилей (тех, кто работает рунами и гальдрастафами) и скальдов – тех, кто творит звуком и словом. Но это не говорит о том, что одно искусство непременно отделено от другого неодолимой пропастью.
Однако, вовсе не значит, что искусством гальдра не могла владеть женщина.
Так в «Eddica minora» рассказывается о конунге Хринге из Гёталанда, который захватил в плен своего сына Херрода и его побратима Босе. На накануне суда над ними к дому конунга пришла приемная мать Босе - Бюсла, известная своими колдовским чарами, и пропела заклинания, в котором предрекла конунгу, что не найдет он покоя ни на суше, ни в море, ни дома, ни в путешествии, не познает он счастья и мира, если не отпустит Херрода и Босе. А затем вырезала руны.
Практикующие сейд по германским и исландским историческим источникам были трех типов:
- жрицы (gythja (или gydja),
- вёльвы,
- сейдконар, “постоянно практикующие сейд”.
По поводу тесного соприкосновения искусств. Окрашивание рун считается практикой сейда (излагала уже где-то здесь про «кормление» рун). И это окрашивание, помимо прочего (вино, мед и т.п), может производиться не только кровью, но и другими человеческими … гм… «жидкостями»