Эстрангело
Эстрангело – консонантное письмо семитского типа сирийской разновидности. Восходит к пальмирскому алфавиту. Из эстрангело развились несторианский (восточносирийский) и яковитский (западносирийский) алфавиты. С 5 в. обслуживает сирийский язык, который считается поздней стадией арамейского (семито-хамитская семья языков). В современном ассирийском языке (в том числе для несторианского и яковитского письмен) используется для написания заголовков, титульных листов и книжных обложек, а также вывесок и т.п.
Сирийский язык является литературным в среде арамеоязычных христиан, начиная с 3 в. Сирийский, очевидно, был родным языком первых христиан и самого Христа. Царь полузависимого царства Осроена со столицей в Эдессе Авгарь (Абгар) V Черный в первой половине 1 в. состоял, говорят, в переписке с Иисусом. Его преемник Авгарь IХ (179-216) был крещен одним из первых монархов в мире. При царице Зиновии в Пальмирской империи было позволено епископу христиан Павлу Самосатскому играть роль первого человека в Антиохии Сирийской. Именно в Антиохии последователи Иисуса впервые стали называться христианами. Эдесса (Урфа) – единственный центр раннего христианства, где язык христианской общины не был греческим. Сирийский язык в Восточно-Римской империи был вторым по значимости. Сирийцы заседали в римском Сенате и даже садились на престол цезаря, как Гелиогабал и Александр Север. Сирийцем был и византийский император Лев III, основатель династии Исавров и положивший начало иконоборчеству. Известные писатели эпохи эллинизма Лукиан из Самосаты и Мелеагр из Гадары тоже сирийцы.
На сирийском языке написана поэзия Ефрема Сирина, послания Иакова Серугского, хроники Иакова Эдесского и Михаила Сирийца, трактаты по логике и этике Григория Иоанна Бар-Эбрея, или как его называли арабы Абуль-Фараджа (им же написан труд, посвященный сирийскому языку). Христианский писатель Татиан, автор «Слова к эллинам» , составил арамейский сводный перевод Евангелия.
К 8 в. сирийский язык вытесняется арабским, но христианская теологическая литература писалась на нем еще до 14 в.
[img2]aHR0cDovL3M2LnVwbG9hZHMucnUvSUtZdnkuanBn[/img2]
Эстрангело – предположительно искаженное арабское сатр-анджилийи – «письмо Евангелия» или греческое στρογγιλη<="" font="" face="Arial"> «круглое». Этот почерк древнейший в сирийской книжности. Именно в нем впервые возникает обычай изменять форму букв в зависимости от того, стоит ли графема в конце, середине, начале слова или изолированно (такие варианты букв называются аллографами; эту идею заимствовали арабские каллиграфы). Кроме того, опять же в эстрангело горизонтальное направление строк иногда меняется на вертикальное (как в монгольском письме, которое переняло эту необычную манеру от сирийцев). Эстрангело – это новая ступень развития семитской системы графики.
[img2]aHR0cDovL3M5LnVwbG9hZHMucnUvU2w4RGQuanBn[/img2]
Западная Сирия принадлежала грекам, а восточная – персам. Это во многом способствовало разделению сирийцев на западных (Сирия, Палестина) и восточных (Персия, Месопотамия), как оппозиция эллинистического Средиземноморья халдейскому Востоку. Для антиохийского обряда характерна литургия св. Иакова, а для халдейского – св. Аддаи (Фаддея) и Мари (Марка). Если первая совершается теперь как по-сирийски, так и по-арабски, то вторая -только по-сирийски.
В Антиохии (Антакье), третьем по величине, после Рима и Александрии, городе Римской империи в 1 в. возникла Антиохийская христианская церковь. Основал ее апостол Петр. В 431 от Антиохийской церкви откололись проарианские несториане (см. Несторианское письмо, Готское письмо), а в 550 – монофизитствующие яковиты (см. Яковитское письмо). Когда в 702-742 престол патриарха Антиохии пустовал, этим воспользовались монахи, последователи св. Марона. Они учредили свой маронитский патриархат и проповедовали монофелитство. В 8 в. автокефальной стала Грузинская церковь, выйдя из-под влияния Антиохии. К слову, в грузинском письме просматривается сирийский след.
В 638 Антиохию у Византии захватывают арабы, сделав Дамаск столицей халифата Омейядов. В 11-13 вв. Антиохия под властью крестоносцев. Из-за того, что во время крестовых походов Антиохия оказалась разрушенной в 1366 патриарший престол переносится в Дамаск.
В настоящее время письмо эстрангело используют все христиане-сирийцы (яковиты, несториане и др.) в торжественных случаях: в заголовках, титулах, плакатах. Были попытки использовать графемы эстрангело в качестве заглавных букв в яковитском и несторианском алфавитах.
Епархии Антиохийской церкви находятся в сирийских городах Дамаск, Латакия, Халеб (Алеппо), Хама (Эпифания), Хомс (Элисса), Эс-Сувейда (Бостра); ливанских городах Бейрут (Беритос), Триполи, Аккар (Аркадия), Эль-Хадат (Библос и Ботрус), Захли (Селевкия и Гелиополис), Мердж-Аюн (Тир и Сидон), а также в Турции и Ираке.
Вопрос о национальной принадлежности сирийцев-христиан спорен. Одни исследователи считают их субэтноконфессиональной группой левантийских арабов, другие – самостоятельным этносом с финикийскими корнями.