Гальдраставы (англ. Galdrastafir) — магические руноподобные знаки, появившиеся в эпоху раннего Средневековья в Исландии. Название образовано словами galdr — заклинание и stafir — дощечка. Считается, что такие знаки представляют собой несколько, или множество переплетенных рун, нередко сильно стилизованных. Но тот факт, что в них задействованы именно руны или только руны, вызывает сомнения исследователей.
Существует несколько видов гальдрастафов.
Эгисхьяльмы, также называемые агисхьяльмы («шлемы ужаса» или «шлемы благоговения») — знаки, которые создавались с целью испугать врага, возможно и для прочих целей.
Гальдpамюнды — магические рисунки, изображения вещей и существ, имеющие очень широкое применение.
Собственно гальдраставы, не относящиеся к гальдрамюндам и эгисхьяльмам, также использующиеся в широком диапазоне целей — эти магические знаки имеют вид наложенных друг на друга и видоизмененных, стилизованных рун, к которым могут быть добавлены дополнительные резы.
В общем смысле гальдраставом считается любой знак магического толка в культуре древних северных народов Европы, в более узком смысле гальдраставы рассматриваются, как пример соединения разных рун в единый символ.
Именно из-за того, что предполагаемые руны в гальдраставах изменены до неузнаваемости и часто к начертаниям добавлены нерунические элементы, символы, составленные современными эзотериками и тоже именуемые в массах гальраставами, уместнее назвать руническими печатями. У автора данного труда сейчас нет сведений о ком-либо, кто обладает информацией об исконных принципах составления гальдраставов, хотя он не берется опровергать существование таковых людей вообще.
Некоторые деятели науки склонны считать, что эти малоизученные символы являются знаками более древними, чем становление футарка, но тем не менее признают факты вхождения в их состав собственно рун.
Знания по гальдраставам содержались в магических манускриптах (гальдрабуках или гальдрабоках — как их часто сейчас называют).
До наших дней сохранился только один гальдрабук — Гальдбрук, показанный на рисунке 12.1 и написанный в четырьмя людьми (три исландца и один датчнин) в период с конца XVI — середины XVII веков. Перевод на английский язык был опубликован издательством «Сэмьюэл Вейзеp» в 1989 году. На русский же, по всей видимости, разные авторы переводили его отрывками.
В целом Гальдбрук содержит описания 47-ми магических практик. Среди них создание жезлов с нанесенными символами, могущих испортить здоровье врага или убить принадлежащее врагу животное, наслать на неприятеля метеоризм при ударе по нему, для привлечения благосклонности влиятельных персон, поимки вора, защиты дома и т.д. Также описано нанесение знаков на пищу и др. В большинстве своем магия Гальдбрука предназначена для отвращения бед — исцеления недугов, потребностей решить житейские проблемы.
Еще одна книга именуется Гальдраквер (рис. 12.2) — исландская рукопись ХVII века, написанная на коже животных и содержащая информацию о магических печатях, молитвах, амулетах.
Некоторую информацию о гальдраставах исследователи получали из прочих источников, но они сохранились лишь фрагментами и не дают достаточно целостных знаний.
Исторические свидетельства о некоторых магических книгах XVII века позволяют составить общее представление об их содержании. Например, ряд таких книг принадлежал пастору Йоуну Ученому (1574 — предположительно 1650 гг), которыми в 1625 году завладел пастор Гудмунд, сын Эйнара из Стадарстада. Гудмунд взял их за основу для собственного трактата, написанного в 1627 г. В своем труде Йоун осуждал эти книги, но распространил знания из них в виде текстов, называемых kreddur (в переводе «суеверия»).
Пример более поздних источников знаний о ставах — рукопись под названием «Хульда», которую приобрел коллекционер Гейр Вигфуссон из Акюрейр, живший в ХIX в. Но описания мистических практик и символов из этого манускрипта гораздо старше, в чем можно убедиться, сопоставив их с содержанием иных текстов.
Существуют легендарные свидетельства о двух гальдрабуках, чье существование окончательно не подтверждено.
Один из них называется Раудскинни («Красная кожа»), автором которого является епископ Готтскальк. Если верить легендам, этот манускрипт был записан на кроваво-красной бумаге золотыми рунами. Считается, что он был погребен вместе со своим автором. Некий человек, известный как Гальдра-Лоптур попытался выкопать епископа и даже поднять из мертвых с целью завладеть сведениями из Раудскинни, однако Лоптуру не удалось добиться своей цели — он сошёл с ума и умер в 1722 г. А судьба гримуара неизвестна.
Другой манускрипт — Граскинни («Серая кожа»), включал в себя две части, написанные на разных языках: первая — латинскими буквами и содержала информацию о небольших магических действах и искусствах, а вторая — некими «ошибочными» или «заблудшими рунами» и считалась более опасной.
Обе книги получили репутацию черномагических и запрещенных христианской церковью.
На рисунке 12.3 показаны некоторые из существующих гальдраставов, рассортированных по видам. С № 1 по № 5 — собственно гальдраставы, с № 6 по № 9 — эгисхьяльмы, с № 10 по № 19 — гальдрамюнды (№ 5, № 10 и № 17 — знаки, помеченные звездочкой и вызывают у автора работы сомнения — к какой группе их отнести?).
Обзор всего разнообразия облика и областей применения гальдраставов — тема очень обширная. Все же постараемся рассмотреть как характерные, так и малоизвестные моменты в данном вопросе. Выходя за рамки историческо-теоретической составляющей данного труда, вскользь коснемся некоторых практических наработок для более обширного представления об использовании ставов.
Начнем, рассмотрев символы с рисунка 12.3.
№ 1 и № 2 — в трудах известного рунолога Эдреда Торссона это гальдраставы, упоминаемые под названиями «Личная Сила» и «Вдохновение» соответственно. Став № 1 составлен из рун слов «мятт» (сила) и «мегин» (могущество), а став № 2 связан из рун слова Одрёрир (так в мифах северных народов назывался священный мед скальдов, добытый Одином).
№ 3 — известен, как гальдрастав, в котором зашифровано имя Одина. Надо заметить, в магии северных народов часто имена Богов связывали с магическим эффектом.
№ 4 — знак из коллекции Йона Арнасона, это также руническая вязь — гальдрастав, означающая одно из прозвищ Одина — Тундур, т.е. «Гремящий» или, возможно, «Распятый». Этот знак может дать защиту и власть над врагами.
№ 5 — совокупность знаков одними упоминается, как гальдрастав, другими — как гальдрамюнд, автор этой работы не определился с достаточной уверенностью в его классификации. Визуально он ближе к собственно гальдраставам по субъективному мнению автора. Рунологи называют такой рисунок Svefnthorn (Шип сна) и говорят, что его нужно вырезать на дубе и положить под голову того, кто должен уснуть; он не проснётся до тех пор, пока его не уберут.
№ 6 — простой эгисхьяльм из 4-х рун Альгиз, служит для рассеивания магических атак или отражения их (по сведениям различных людей у знака первый или второй эффект). И в этом нет ничего удивительного — воздействие символа может разниться в зависимости от ньюансов работы и личных качеств мага.
№ 7 — символ может как усиливать обладателя в плане магических практик, так и предотвращать ненужное рассеивание энергии носителя и обеспечивать защиту (опять же, его воздейсвтвие разнится у разных практиков).
№ 8 — эгисхьяльм, дающий власть над врагами и магическую защиту, также помогающий накапливать личную силу (аналогично двум предыдущим случаям, есть разногласия в функциях знака).
№ 9 — шлем ужаса, служащий для вызова страха у врагов и предотвращающий неуместную растрату собственных сил, содержится в Гальдраквере.
Сейчас некоторые эгисхьяльмы называют «Крестами непобедимости», причем разные рунологи называют этим названием разные шлемы ужаса, в частности № 7, № 8 и № 9. Однако большинство авторитетных источников именует «Крестом непобедимости» знак № 7.
В целом эгисхьяльмы могли чертиться на шлемах, откуда и название «шлем ужаса» (вероятно — на внутренней их стороне, ибо важно было скрыть знак от глаз посторонних), или просто слюной на лбу.
№ 10 — графически знак напоминает шлем ужаса и чаще всего люди считают его таковым. Но правильность такой идентификации сомнительна. Символ называется Вегвисир (Vegvisir) — «дорожный указатель», точнее это один из вариантов дорожных указателей, иные версии которых идентифицируются, как гальдрамюнды. Очевидно, что данный символ не симметричен в отличии от прочих эгисхьяльмов и функционально ближе к гальдраставам или гальдрамюндам. Такое положение дел еще более наталкивает на мысль, что Вегвисир — не эгисхьяльм, а гальдрамюнд. Считают, что этот знак позволяет чувствовать направление, находить путь, например в бурю или шторм. Поэтому еще его именуют «руническим компасом», другие современные названия — «компас викингов», «морская руна».
Знаки № 11, № 12 и № 14 найдены исследователями в вышеупомянутой «Хульде».
№ 11 —это Тьёфастафуp (Thjfastafur) или же «воровской став», его применение так описывается в древнем источнике: «Если хочешь, чтобы кто-то [что-либо] украл, вырежи этот знак на дне [деревянной] тарелки, с которой он ест». Сегодня зачастую можно встретить информацию, что этот знак помогает найти и поймать вора, по всей видимости, это распространенное заблуждение. Для поимки воров подходят иные виды Тьоваставов, к примеру изображенный на рис. 12.3.1, который следует вырезать на кленовом дереве и положить себе под голову, что бы увидеть вора во сне.
№ 12 — один из видов т.н. «Завершителей сделки» или Каупалоки, помогает достигнуть удачного исхода коммерческих операций; считается, что традиционно он должен быть вырезан на древесине бука.
№ 13 — это символ, связанный со сновидениями, при его использовании приснится то, что хочется увидеть.
№ 14 — гальдрамюнд, помогающий не растеряться в непредвиденных ситуациях, сохранять контроль над собой и над ситуацией, а также своевременно принять решение. Его советуют рисовать у себя на лбу безымянным пальцем правой руки, смоченным в слюне.
№ 15 — для отражения порч и вредительской магии на нападающего, это неоднозначный случай и читатель еще познакомится с ним ближе, подойдя к рисунку 12.6.
№ 16 — т.н. Астрос (Astros). Известно, что знак был найден в коллекции, которой владел некий Свенд Грундтвейг, живший в XIX веке, но еще более ранние свидетелства о таком знаке дошли до нас от известного политика, писателя и скальда, автора Младшей Эдды и множества прочих трудов, Снорри Стурлусона (1178–1241 гг.), который упоминает о защитных функциях Астроса. Если верить переводам, то Астрос способен защитить от прочих вредоносных гальдраставов и вредительской рунической магии. Сегодня знак советуют наносить на кленовую дощечку или бумагу, начиная с левого нижнего угла по кругу, закончив центральной фигурой в центре, и хранить в доме — это обеспечит защиту дома от негативных магических воздействий вообще.
№ 17 — по имеющимся сведениям это символ, с помощью которого можно вызвать и навлечь на врага злых духов. Для этого знак следует наносить кровью птицы или зверя и прочесть нужные заклинания. Его называют «Stafur til a vekja upp draug», будьте осторожны с ним: не чертите где попало и не произносите название без нужды. Трудно окончательно заключить, гальдрастав это или гальдрамюнд, если тут и есть стилизованные руны — то они изменены до неузнаваемости и намека на их существование по внешнему виду уже не обнаружить. Автор данной работы на момент ее написания считает, что это скорее гальдрамюнд, чем гальдрастав.
№ 18 — знак с достаточно неординарной функцией: он служит для защиты масла от использования в магических целях. Его название — Smjrhntur.
№ 19 — магический рисунок для целебного отдыха, его советуют вырезать на дереве или серебре, как вариант — класть на ночь под подушку или на тело.
Вообще, в истории гальдраставов наибольшее внимание привлекает Исландия. На ее примере можно показательно охарактеризовать развитие и преобразования в искусстве гальдраставов.
Когда начали составлять и использовать гальдраставы, до конца не выяснено, но период их расцвета в Исландии относят примерно к 1000–1750 гг. Материал данной тематики по большей части содержался в исландских книгах по магии 1500-х и 1600-х годов.
В Норвегии было популярным создание личных монограмм из соединенных стилизованных рун, обозначающих инициалы «владельца».
Но подобные соединения рун использовались и в иных целях. Речь о так называемых банд-рунах (band-runir), что в означает «связки рун». Это своего рода праобразы современных рунических вязей. Если в одних связках явно угадываются известные рунические знаки, то расшифровка иных представляется проблематичной. Разумеется, область их распространения не ограничивалась Норвегией.
На рисунке 12.4 для примера приведены банд-руны, описанные в книге Л. Кораблева «Графическая магия исландцев»:
а) связка из новоисландских аллографов рун, означающая имя Олаф;
б) комбинация из 6-ти стилизованных банд-рун из поэтического текста, называемого «угрозой-проклятием», что дошел до нас из нескольких рукописей позднего средневековья, рисунки служат для графического усиления «угрозы-проклятия» — автор данной работы настоятельно предостерегает от попыток их изображения и чтения вслух без достаточной причины или ради развлечения, ответственность за их использование на читателе;
в) несколько нерасшифрованных по мнению Кораблева банд-рун (хотя сейчас в интернете можно встретить инструкции к использованию как минимум одной из них — 4-й слева)
Рассмотрим, как происходит стилизация банд-руны на примере таковой. Ниже на рисунке 12.5 вниманию читателя представляется вязка рун, значащая одно из прозвищ Одина «Grimir», под которым тот странствовал среди людей, и один из вариантов ее расшифровки:
а) первая из выведенных предположительных расшифровок этой вязи из книги «Неизвестный Гальдрабук» Грэга Гроуфута;
б) как собственно выглядит оригинальная вязь в более древнем источнике.
Сопоставив элементы банд-рун с аллографами старших и младших рун, читатель может убедиться, на сколько неоднозначно можно толковать стилизованные вязи.
Например, в расшифровке «Гримир» от Гроуфта на рисунке 12.5 фигурирует одна Раидо. Но автор этого труда думает, почему бы ей не быть в двух экземплярах внизу — обычная и зеркально отображенная? Верху может быть младшерунический Манназ, а посередине вертикальной черты — Исы стилизованный младшерунический Кано, обозначающий средь младших рун «г» и ложная кривая. Может наоборот — Кано вверху, Манназ посредине. Возможно подразумевается 2 наложенных друг на друга Исы, а может подразумевались одна над срединной кривой, одна ниже. С другой стороны в ставе возможна лишь одна руна Раидо, т.к. в звук «р» на конце слова может обозначаться Альгизом.
Логично, что даже у опытных ученых мнения по подобным расшифровкам расходятся, и при этом исследователю фактически невозможно до конца проверить правильность своего предположения.
Сложная стилизация знака могла помочь скрыть его значение от непосвященных или мистиков-неприятелей. Позже, когда для записей начали использовать перо и пергамент (или бумагу), стилизовать письмена стало проще, чем при нанесении резцами и ножами по твердым материалам, что могло стимулировать развитие стилизации. К тому же руны младших футарков лучше старшего подходят для создания гальдpастафов и банд-рун, т.к. в них более распространены аллографы с одним вертикальным «стволом».
Руны стволами накладываются друг на друга, а боковые резы видоизменяются и могут дополняться «ложными» элементами. Так можно образовывать и вертикальные вязи, и лучи гальдаставов, к которым и вернемся.
Тема о них была бы рассмотрена недостаточно полно, если не разобрать некоторые интересные примеры гальдраставов, выделяющиеся своими особенностями на фоне большинства прочих.
Каждый из изображенных на рисунке 12.6 ставов примечателен по-своему.
Под № 1 гальдрастав Holastafur, с виду напоминающий скорее рисунок некой конструкции, чем печать. Ни рун, ни надписей, ни геометрических фигур в том виде, в каком они характерны для магических печатей, не усматривается. Но все же это древнеисландский гальдрастав и предназначен для «вхождения в холмы» — возможно, имелось ввиду для нахождения полезных ископаемых или пещер. Согласно древнему рецепту для этого следует вырезать изображение на конце рябиновой или дубовой палки, причем она должна быть в виде прута. Затем надо окрасить знак своей кровью, взятой из под корня языка. Для открытия холма нужно стукнуть по холму или камню тем концом палки, где нарисован знак.
Под № 2 группа гальдраставов, в современной эзотерике они считаются отражателями порч, сглазов и прочих негативных воздействий магического толка. Именуются, как «Супротив злых призраков-посылов» и по Л. Кораблеву перевод классического рецепта звучит так: «Пусть эти знаки, изображенные на телячьей коже, будут у тебя прямо на груди, если ты хочешь вернуть ему назад то, что он послал тебе». Эти ставы можно использовать и по отдельности. Современные эзотерики пишут о различных методах применения этих защитных знаков, выходя за рамки классического способа.
Под № 2 группа гальдраставов, в современной эзотерике они считаются отражателями порч, сглазов и прочих негативных воздействий магического толка. Именуются, как «Супротив злых призраков-посылов» и по Л. Кораблеву перевод классического рецепта звучит так: «Пусть эти знаки, изображенные на телячьей коже, будут у тебя прямо на груди, если ты хочешь вернуть ему назад то, что он послал тебе». Эти ставы можно использовать и по отдельности. Современные эзотерики пишут о различных методах применения этих защитных знаков, выходя за рамки классического способа.
Два знака под № 3 — это вариации т.н. Herzlustafir («Руны силы»). Конечно же, этот символ не является руной, он похож на совокупность стилизованных рун — Альгизов или младшерунических Манназов, в левом символе перекрещивающихся, в правом наложенных стволами друг на друга. Одни советуют рисовать его на глине, дереве или бумаге и носить с собой, другие — слева на груди. Считается, что тогда он способен сделать носителя более мужественным.
Такой знак, как на рисунке 12.7, не смотря на то, что с виду напоминает шлем ужаса, наносился не на шлем или голову, а на таз для умываний.