У того, кто привык работать с рунами старшего футарка и практиковать рунические формулы, неминуемо возникает чувство замешательства при первом знакомстве с гальдраставами и, тем более, гальдрамюндами. Ведь у них нет практически ничего общего с рунами старшего футарка))).
Появляются вопросы: Как сии конструкции могут работать? И что вообще нужно знать при работе с этими "странными рисунками"?
Попробуем разобраться.
Информации на русском не так много. Самой значительной, пожалуй, работой на сегодняшний день является книга Л.Л.Кораблева "Графическая магия исландцев". Некоторые сведения можно почерпнуть из книг А.Платова и Э.Торссона. Ну и, безусловно, без уважаемого hadeken`а – нашего современного специалиста в области исландского ведовства и талисманостроения, который возрождает к жизни древние гальдраставы, восстанавливая их первоначальный вид и смысл, создает свои уникальные гальдраставы, а также с завидным терпением делится с теми, кому это действительно надо, своими знаниями по интересующей нас тематике, - список был бы неполным.
Цитирую Антона Платова и Алекса Ван Дарта ("Практический курс рунического искусства"):
Тема гальдраставов "посвящена области рунического искусства, связанной с применением магических символов или, точнее, изображений. Такое магическое изображение, наносимое на некий предмет, называлось в Исландии став или гальдрастав (др. исл. Galdrastafr, от galdor – "магия" и stafr – "знак", другое значение – "прут"). В самом общем смысле гальдрастав представляет собой любое изображение, имеющее магическое содержание, в более узком – компактный символ, тем или иным образом связанный с рунами.
Рунической техникой, переходной от использования отдельных рун к использованию гальдраставов, является техника вязаных рун. Вязаной руной называется став, представляющий собой несколько рун, сплетённых в единый магический символ... Во многих случаях вязаные руны составляются из тех же символов, что и…рунетейны, однако само сплетение их в один знак (став) привносит в их действие нечто новое.
Во-первых, это связано с тем, что надпись при этом превращается в нечто единое и цельное, усиливая магический эффект, а во-вторых, при сплетении нескольких (даже двух) рун в итоговом символе можно обнаружить "самостоятельно" появившиеся руны. Так, например, при соединении рун Эваз и Лагуз может появиться руна Тэйваз, при соединении Тэйваз и Альгиз – руна Ингуз и т.д. Разумеется, этот факт необходимо учитывать.
Гальдрастав – термин, происходящий, как уже упоминалось, от исл. galdor – "магия" и stafr – "знак", - означает сложный магический знак, который может быть нанесён как на специально для того изготовленный амулет, так и на произвольный амулет…
В отличие от вязаных рун, гальдрастав, во-первых, может содержать большее количество рун (известны примеры гальдраставов, объединяющих до 10 рун), а во-вторых, гальдрастав не всегда имеет чёткую вертикальную ориентировку, обязательную для вязаных рун (т.е. может, например, сочетать "стоящие" и "лежачие" руны одновременно). Кроме того, под гальдраставом в широком смысле мы можем понимать вообще комбинацию рисунков и рунических символов, в том числе – и надписей (тейннов). Примером гальдрастава такого "объединённого" типа может послужить став, рекомендуемый кругом Runowegr для нанесения на мешочек (шкатулку) для хранения рун-таувов.
Вероятно, гальдраставы – один их самых сложных разделов прикладной рунической магии…
Говоря о практике по данной теме, мы, прежде всего, хотели бы предостеречь читателей от излишне свободного творчества в области создания вязаных рун и – тем более – гальдраставов. Создание магических рисунков в рунической традиции – дело не простое, требующее, прежде всего, определённой практики и опыта в использовании самих рун".