Среди разнообразных эпиграфических памятников поздней античности, созданных руками еврейских магов, «заклинательные чаши» или «ловушки для демонов» занимают особенное место. Эти нехитрые амулеты, обнаруженные на территории современных Ирака и западного Ирана, представляют собой богатейший архивный материал, датируемый 4-8 вв. н.э., обеспечивающий нас информацией о поверьях и обычаях религиозных групп Месопотамии поздней античности, иногда даже дополняя туманные сведения Вавилонского Талмуда - литературно-религиозного памятника того же периода и географического местоположения, написанного на еврейском диалекте арамейского языка, равно как и большая часть текстов заклинательных чаш. Вместе с тем, информация о заказчиках этой формы амулетов, содержащаяся в чашах, дает нам возможность реконструировать и социальную историю, например, соотношение полов и характер домохозяйств (Michael G. Morony, "Magic and Society in Late Sasanian Iraq"). В конечном счете, большинство заклинаний являются апотропическими и направленными на защиту заказчика чаш, его семьи, или целого домашнего хозяйства от различных злонамеренных сил, в особенности от демонов и колдунов, жизнедеятельность которых сулила их жертвам разорение, болезни и гибель. Значительно реже, магические формулы чаш обращены на причинение вреда определенному лицу, или на то, чтобы пробудить в человеке против его воли любовное влечение, т.е. на типичные задачи черной магии.
Отмечаются некоторые различия чаш по форме и размеру, как правило, они - 16 см в диаметре и 5 см в высоту, полусферические плоско- и круглодонные, но нередко встречаются мисы и больших размеров, до 50 см в диаметре (Рис. 1). В некоторых случаях заклинания наносились на глиняные кувшины(Рис. 2)
Тексты на чашах заметно отличаются уровнем писцового мастерства, от очень искусно и грамотно написанных (изготовителями таких чаш могли быть писари, обучавшиеся в раввинистических академиях), до исполненных в весьма небрежной манере, имеющих плохой стиль и орфографические ошибки.
"Ловушка для демонов" в виде кувшина.
Демон со связанными руками на арамейской чаше-заклинании.
Вавилонская чаша с двумя крылатыми демонами, закованными в цепи.
Некоторые чаши содержат фигуративные изображения, чаще всего, антропоморфные образы связанных или закованных в кандалы демонов (Рис. 3, Рис. 4), иногда демоны имеют женские черты, демоны женского рода часто изображаются в обнаженном виде, с растрепанными волосами и птичьими ногами (Рис. 5, Рис. 6); появляются также изображения колдунов, возносящих к небу руки и ветви, что, возможно, указывает на непрерывный обряд экзорцизма (Рис. 7, Рис. 8); иногда на чашах можно встретить изображения животных (Рис. 9) и неизвестные магические символы (Рис. 10).
Традиционно магические письмена наносили на внутреннюю поверхность чаш по спирали, начиная от дна и поднимаясь к кромке, или по концентрическим окружностям (по часовой или против часовой стрелки), в отдельных случаях надписи наносили радиально (Рис. 11, Рис. 12) или вписывали в сектора, иногда текст обтекает фигуру, изображенную в центре чаши.
Количество опубликованных чаш достаточно велико - более трех сотен, однако, большинство чаш остаются до настоящего времени не изданными и не введенными в научный оборот, последние исчисляются тысячами. В результате нелегальных раскопок, многие чаши находятся в руках расхитителей и торговцев древностями.
Изображение Лилит на чаше.
Демон женского рода с когтистыми птичьими ногами.
Магические формулы более половины исследованных чаш написаны на иудео-арамейском языке (Рис. 13, Рис. 14), эти тексты часто содержат фрагменты на иврите, обычно - цитаты из священных библейских книг. Вторая по величине серия текстов написана на мандейском языке, разновидности языка и алфавита, которую до сих пор используют в маленькой религиозной общине мандеев (Рис. 15, Рис. 16). Третья группа - чаши, написанные на сирийском языке, по крайней мере в 2х формах письма (эстрангело и «прото-манихейское» письмо (Рис. 17, Рис. 18)). Значительное большинство сирийских текстов написаны гностиками, но встречаются тексты и явно христианского содержания. Несколько чаш написаны на пехлеви (Рис. 19, Рис. 20) и арабском. Еще одна примечательная группа заклинаний состоит из написанных в произвольном порядке букв (Рис. 21), иной раз даже каракулей (Рис. 22, Рис. 4). Не исключено, что такие письмена могли иметь сакральное значение, странные последовательности букв могли нашептываться магами. Однако, также правдоподобно, что мастер-маг был неграмотен и жульнически выдавал имитацию за подлинное заклинание. В таком случае, последняя группа надписей свидетельствует о том, что вряд ли в Месопотамии поздней античности грамотность имела широкое распространение, в противном случае, маг-самозванец непременно был бы разоблачен.